Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Старость – как радость
Мир еврейскими глазами

Старость – как радость

U-jew
16 ноября 2017, 15:43

Тора считает старость добродетелью и благословением. Во всей Торе “старый” (zakein) - это синоним к слову “мудрый”. Тора повелевает нам уважать любого пожилого человека, независимо от степени его образованности и благочестия; потому как все испытания и переживания, что человек проживает за год, приносят ему мудрость, с которой не сравниться не один молодой вундеркинд. Авраам один из таких пожилых - его накопленные дни, каждый из которых был посвящен изучению и достижениям, означали, что с каждым этим днем его ценность как человека возрастала. Вот и получается, что зрелая старость - одно из величайших благословений, которое дается человеку.

Мы видим резкий контраст по сравнению с преобладающим отношением в “развитых” странах. В Западном мире 20-го века старость является обузой. Молодое поколение считается высшим авторитетом во всех областях: от бизнеса до правительства, где молодежь настаивает на “учении на своих собственных ошибках”, а не на жизненном опыте старших. В 50 человеку уже начинают намекать, что его положение лучше будет занять кому-нибудь в районе 25; а во многих компаниях выход на пенсию в 65 или раньше считается обязательным.

Таким образом, общество постановляет, что поздние годы жизни будут помечены бездействием и упадком. Старых заставляют чувствовать себя бесполезными, если не обузой. После десятилетий труда и достижений их знания и умения оказались бесполезными; после десятилетий вклада в общество они вдруг становятся теми, кто благодарен просто за то, что молодое поколение берет свободных полчаса на работе, чтобы поболтать с ними или привезти галстук на День Отца.

На первый взгляд, современное отношение кажется частично оправданным. Разве неверно то, что человек слабеет физически с годами? Правда, ключевой причиной выхода на пенсию является именно этот фактор, но разве можно избежать того, что тело в 70 лет уже не такое как в 30?

Но в этом, собственно, и вся суть - стоит ли оценивать человека по его физическим критериям? Речь идет не только о том, что целый сегмент населения лишен человеческих прав только потому, что они родились на десяток-другой лет раньше, чем другие; но и о том, что такое отношение показывает нашу концепцию “ценности”. Если у человека упала физическая сила, но прибавилось здравомыслия и понимания, то как мы будем это расценивать: как улучшение или ухудшение? Если “состояние” человека упало в количестве, но выросло в качестве, то его “себестоимость” возросла или снизилась?

Действительно, двадцатилетний может танцевать всю ночь в то время, как его бабушка устанет уже через пару минут. Но человек не был создан для ночных плясок. Человек был создан для того, чтобы сделать жизнь на земле чище, светлее и благословеннее, чем до того, как он пришел в этот мир. Если смотреть на это с такой точки зрения, то духовная ценность пожилых более чем компенсирует их утраченную физическую силу. Упадок физических возможностей можно расценивать даже как бонус, ведь он позволяет пересмотреть приоритеты, что гораздо сложнее сделать в молодости, когда в крови зашкаливает стремление к материальным благам.  

Читайте также: Свет в глазах или Как оставаться молодым

Безусловно, физическая сила влияет на продуктивность человека. Жизнь - это брак между телом и душой, и, конечно, пик продуктивности человека наступает, когда эти два аспекта работают в гармонии. Если душа - не что иное, как двигатель, помогающий телу приобретать его нужды и цели, то физическое старение тела с возрастом также приносит с собой и духовное ухудшение: спуск к скуке, бесполезности и отчаянью. Но если человек рассматривает физическое тело лишь как аксессуар, прилагающийся к душе, то открывается иная правда: духовный рост в зрелом возрасте оживляет тело, позволяя человеку продолжать продуктивное существование до тех пор, пока Г-сподь дарует ему жизнь.

Жизнь: определение

Но есть и нечто большее, чем это. Существует больше различий между точкой зрения Торы относительно старости и современным миром. Это больше, чем просто вопрос и материальном и духовном приоритетах.

Основой института выхода на пенсию является представление о том, что жизнь состоит их продуктивных и непродуктивных периодов. Первые 20-30 лет считаются периодом малых или вовсе никаких достижений, так как человек накапливает знания и готовится к продуктивному периоду. Следующие 30-40 лет период, когда реализуются творческие энергии, человеку возвращается то, что он сам в себя вложил, он также инвестирует во все еще пассивное молодое поколение. И, наконец, когда человек достигает своих “сумеречных лет”, он оставляет период “достижений” позади себя; он трудился на полную “всю свою жизнь”, и теперь должен осесть, успокоится и наслаждаться плодами своего труда. Если творческий порыв все еще посещает его тело, то ему стоит найти безобидное хобби, которым можно заполнить свое время. Ведь и правда, время теперь становится чем-то, что нужно просто заполнить, ибо все знания и способности отныне покоятся на чердаке старости. Человек снова возвращается к периоду детства - он снова становиться пассивным зрителем мира, что формируется и управляется инициативами других.

Тора, однако, не признает подобного различия между фазами жизни, она считает, что продуктивность и есть сама суть жизни: выражение “непродуктивный период жизни” - это просто некий оксюморон. Да, существуют значительные различия между детством, взрослой жизнью и зрелостью, но они не заключаются в продуктивности человека. Выход на пенсию и пассивное наслаждение плодами своего труда тоже будут иметь место быть - в мире грядущем. Как говорит Талмуд: “Сегодня - время делать, завтра - пожинать свои плоды”. Каждый новый день жизни, что Б-г дарует человеку означает то, что он еще не закончил свою миссию, что есть еще что-то, чего он должен достичь.

Таким образом, выражение “Человек рожден работать” выражает самый фундаментальный факт человеческой природы. Человек испытывает истинное наслаждение только от того, что он достиг своими силами и инициативами. Как отмечает Талмуд: “человек предпочел бы горсть своего зерна, чем девять горсток чужого”.

Трудящийся взрослый человек, обремененный требованиями жизни, может с ностальгией вспоминать свое детство, свой “рай”, как время свободы от ответственности и работы. Однако в детстве ребенок презирает такой рай, желая сделать что-то настоящее и творческое. Бросьте ребенку вызов его ответственности, и он расцветет, назовите его пассивным и непродуктивным – и он вырастет унылым и мятежным. Ибо ребенок тоже жив, и с самого рождения он стремиться к достижениям, с самого момента рождения он уже воздействует на свое окружение, стимулируя своих родителей жаждой познаний.

Читайте также: Мудрость евреев – 35 заповедей народа

Тоже самое касается и взрослого человека, в любом его возрасте. Обещание “счастливой старости” это просто жестокий миф. Природа человеческой жизни заключается в том, что он познает истинное счастье лишь тогда, когда вносит вклад в мир, в котором он живет. Ослабление физического тела в старости (или, не дай Б-г, болезнь) не является предлогом бездействия, а напротив, есть причиной найти новые и более высшие сферы для достижений.  

Почему?

Действительно, такова природа человека - жизнь имеет смысл, когда она продуктивна. Но почему? Почему природа человека устроена именно так?

Потому что Б-г создал человека, чтобы он был Его партнером в творении.

Мидраш говорит, что Б-г обратился к праведникам с такими словами: “Как и Я создатель миров, так и вы должны быть подобны Мне”. Мидраш также рассказывает о разговоре между греческим философом и талмудическим мудрецом раввином Хошиа. Мыслитель спросил: “Если Б-гу важно обрезание, почему он не создал Адама обрезанным?”. Раввин ответил так: “Все, что было создано за шесть дней нуждается в редакции и улучшении, что должны быть сделаны человеком: горчичное зерно должно быть подслащено, пшеница измельчена…” Б-г умышленно создал мир незаконченным, чтобы человек мог развивать и улучшать его.

Б-г - конечный инициатор и даритель, Он дарует нам существование, оснащая нас способностями и ресурсами. Но Б-г хотел большего, чем просто пассивных принимателей Его даров. Он хотел партнерства с нами, партнерства, в котором мы будем создавать и дарить, как Он создает и дарует; где Он будет получать от нас также, как мы получаем от Него. Поэтому Он сделал стремление к достижениям самой сутью человеческой жизни.  

Курс действий

Грустный факт, однако, никуда не девается - выход на пенсию, принужденный или нет, является неотъемлемой частью современной жизни. Год за годом он разрушает миллионы жизней и снижает человеческие ресурсы до, почти, полного уничтожения. Что делать человеку в этой социальной трагедии? Следует ли начать кампанию по изменению этой системы и того, что стоит за ней? Или, быть может, стоит искать светлые стороны и пытаться использовать ее положительные моменты?

На самом деле, нам стоит делать и то, и другое. Мы должны изменить отношение лидеров деловых и профессиональных миров, и общества в целом. В первую очередь мы должны изменить свое личное отношение к зрелым, как и сами зрелые. Мы должны повторять им: “Вы не бесполезны, а напротив, Вы приносите больше пользы сейчас, чем когда-либо; Ваша ценность каждый день возвышается вместе с Вашим опытом. Жизненные перемены, через которые Вам приходится проходить в силу Вашего возраста - не причина выхода на пенсию и ухода от продуктивной жизни, а наоборот - возможность открыть для себя что-то новое, найти пути развития себя и своего окружения. Долгая жизнь - Б-жественный подарок, и Г-сподь, безусловно, снабдил Вас всем необходимым для осознания этого”.

В тоже время, мы должны использовать возможности, которые представляет нам старость. Если существует множество вышедших на пенсию мужчин и женщин, отчаянно ищущих чем бы заполнить свое время, то давайте создадим для них центры по изучению Торы, куда они смогут заглядывать на пару часов чтобы улучшить свои знания и продуктивность. Давайте откроем такие центры в каждой общине и устроим занятие в каждом доме для престарелых. Если борьба за рабочее место и место под солнцем, в молодом возрасте, не позволяла освоить Тору и ее взгляды, то выход на пенсию - это прекрасная возможность начать учиться и расти. Образование, как и продуктивность, это процесс, длинною в жизнь.

Тора даст им новую жизнь. Она откроет им глаза на их настоящую ценность и потенциал; она превратит их из бесполезных существ в маяки света для их семей и общин. Уход на пенсию, если он подается под правильным соусом, может быть использован как самая сильная возможность для того, чтобы полностью состояться как человек - и в уме, и в душе, и в жизни.    

 

Источник: chabad.org

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти