Еврейский календарь
9 Элул
5778
Календарь
21 Августа
2018
Недельная глава:
Ки Тэце
ТЕМА НЕДЕЛИ
Местечко Струсов и покорённый Кремль
История и культура

Местечко Струсов и покорённый Кремль

Дмитрий Полюхович
14 ноября 2017, 15:21

Струсов, что в Теребовлянском р-не Тернопольской области, по праву претендует на лавры одного из самых симпатичных экс-штетлов. Несколько лет назад он занял престижное пятое место в туристическом рейтинге 7-ми красивейших сел Украины. Ему и посвящено наше сегодняшнее виртуальное путешествие.

 

Панорама села

 

В письменных источниках Струсив упоминается от 1434 г. Правда, изначально это поселение называлось Подбогородиче. Тогда оно принадлежало боярину Янушу из Орынина, брату львовского каштеляна Грыцка Кардея. В начале XVI века Подбогородиче переходит в собственность Струсам и меняет название в честь новых владельцев.

Среди многочисленных Струсов отметим только Николая из Коморова. В "Смутное время" он служил комендантом Московского кремля и тогда же попал в плен к князю Дмитрию Пожарскому, откуда его выкупили за 15 тысяч злотых, выделенных королевской казной по распоряжению Сейма.

В ключе еврейской тематики неудачливый пан комендант интересен тем, что в 1610 г. он выхлопотал для Струсова магдебургское право. Одновременно король Сигизмунд III Ваза даровал местечку привилегию на проведение еженедельных торгов и 2-х ежегодных ярмарок, благодаря чему Струсов и обзавелся собственными иудеями. Ведь какая же ярмарка и торги без еврейских купцов? В то время в местечке, скорее всего, жили несколько еврейских семей, а на ярмарки и торги купцы приезжали из соседней Теребовли и Микулинец.

 

Панорама Струсова, 1930-е годы. Слева видно 2-х этажное здание синагоги.

 

После шляхтичей Струсов в Струсове успели похозяйничать Калиновские, Потоцкие, Лянцкорунские, Баворовские и Голуховские. Каким образом, почему и когда местечко меняло дидычей (владельцев) опустим.

Еврейская община в Струсове сформировалась только в начале XVIII века. Поскольку местечко большими размерами не отличалось, то и община была маленькой. Можно предположить, что тогда здесь проживало максимум полтора-два десятка еврейских семей.

Основным занятием струсовских евреев были торговля и ремесла. В середине XVIII века в местечке действовали цеха столяров, шорников, колесников, бондарей, слесарей, кузнецов, котляров (изготовители чайников – прим. ред.) и гончаров. Сложно сказать, входили ли евреи в упомянутые структуры, или же оставались внецеховыми «партачами». В больших городах евреи в цеха не допускались, в маленьких же местечках случалось по-разному.

 

За фасадом «евроремонта» прячутся ряды классических еврейских лавочек

 

В 1787 г в Струсове насчитывалось 196 домов, два заезда и около десятка стоявших по периметру Рынковой площади лавочек. Кроме того, на речке Серет работали две водяные мельницы и броварня (пивоварня – прим. ред.), принадлежавшие феодалам Лянцкорунским. Понятно, что "графьям" было не по чину вникать в особенности мукомольного и пивоваренного производства - там хозяйничали арендаторы-евреи.

Тогда же, в конце XVIII века, струсовские лавочники платили дидычу от 1,5 до 3 флоринов в год. Ремесленники - от 1 флорина 7 крейцеров до 10 флоринов годовой подати. Последнее показывает, что с торговлей в самом Струсове было не очень. Успешный ремесленник более чем втрое опережал по доходам самого богатого лавочника. Причина в том, что с последними в крохотном местечке был явный перебор.

 

Грандиозный дом культуры в стиле «сталинский ампир», за ним домики типичной местечковой застройки.

 

В 1880 г. в Стусове уже насчитали 2683 жителей. Из них 1236 были римо-католиками, 743 греко-католиками, 610 иудеями и еще 237 верующих других конфессий.

До конца XIX века Струсов оставался довольно бедным поселением, где большая часть жителей была занята в сельском хозяйстве. Ситуация несколько улучшилась когда в конце XIX века мимо пролегла железнодорожная ветка Тернополь-Чертков и была построена станция Микулинцы-Струсов.

 

Австрийский железнодорожный виадук возле автомобильной трассы между Теребовлей и Струсовом

 

К 1921 г. в местечке насчитывалось 432 дома и проживали 2559 людей (пятая часть - евреи). Правда с промышленностью здесь по-прежнему было весьма скверно. Как и в древности в основном здесь работали кустари. Из "гигантов индустрии" - гуральня (т.е водочный заводик), три водяные мельницы и электростанция, дававших работу почти четырем десяткам рабочих. В Струсове действовала камнерезная мастерская изготавливающая надгробия, - как христианские (кресты и фигуры святых), так и "полуфабрикаты" под иудейские мацевот (т.е. готовый памятник, но без эпитафии). Изделия каменотесов продавались не только по всему Теребовлянскому уезду, но и в соседних. В зависимости от сложности работы и размеров цена колебалась в пределах от 10 до 75 злотых.

 

Св. Николай на кладбище в Теребовле, возможно работы струсовских мастеров.

 

В 1939 г. здесь насчитывалось 579 евреев.

Конец "еврейского Струсова" довольно стандартен для этой части Тернопольшины. Когда речь заходит о массовых убийствах, есть что-то жуткое в бездушности и рациональности слова "стандартно". Тем не менее, это понятие довольно точно передает тщательно разработанный и отлаженный сценарий массового уничтожения людей.

8 июля 1941 г. части вермахта вошли в Струсов. Уже 26 июля оккупанты расстреляли 6 евреев. В августе 1942 года нацисты расстреляли еще 20 человек. Тогда же 646 человек вывезли в лагерь смерти Белжец. Оставшиеся 322 человека депортировали в Теребовлянское гетто, откуда большую часть вскоре отправили в тот же Белжец. Для тяжелых работ оставили только самых здоровых и сильных. Их расстреляли весной-летом 1943 г. в ходе ликвидации гетто.

 

Струсовская улочка

 

Спастись удалось единицам, тем кого укрыли украинские и польские соседи. Здесь стоит вспомнить удивительную женщину Ольгу Ситник-Слипу. В первую очередь она известна как автор перевода на украинский язык всемирно известного романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр", "Алясканца" Дж. Кервуда, "Рябого" и "Девушки с Лимберлоста" Джейн Стреттон-Портера.

Рискуя жизнью Ольга Ситник-Слипа три года прятала у себя соседа-еврея Матиса Каца.

 

Что посмотреть?

Струсов лежит на автомобильной трассе Тернополь-Черновцы. Так что для авто-путешественников никаких проблем с дорогой не будет.

 

Костел Св. Антония

 

Церковь Св. Николая

 

Осмотр лучше начинать с архитектурных доминант - неоготического костела Св. Антония (1903 г.) и греко-католической церкви Св. Николая. От храмов пешком спускаемся дорогой к центральной площади села. Здесь стоит обратить внимание на традиционную застройку, характерную для маленьких местечек времен "Бабушки Австрии и дедушки Франца-Иосифа". Архитектурными изысками она не отличается, но тем не менее довольно колоритная.

 

Центральная площадь. Справа улочка, ведущая к синагоге

 

Ведущая к синагоге улочка (она начинается напротив площади с памятниками) интересна тем, что здесь хорошо просматривается типичная еврейской застройка, пусть и искаженная поздними ремонтами и перестройками.

 

Улица, ведущая к синагоге

 

 

Здесь еще просматривается местечковая архитектура.

 

Считается, что струсовская синагога построена 1861-1862 г. На первый взгляд с этим все предельно ясно… Над главным входом в стену вмурована каменная таблица на которой значится:

"С помощью Творца вселенной, завершен наш святой дом в году. ЭТО ВРАТА ГОСПОДНИ, праведники в них войдут".

Сумма цифровых значений выделенных букв дает 5622 г. (1861-1862). Казалось какие могут быть здесь вопросы?

 

Большая Синагога

 

Расстрелянная пулями табличка над входом в синагогу. "Это врата Господа, праведники войдут в них" Теилим, 118:20

 

Но не всё так просто. Бросается в глаза, что фасад синагоги принципиально отличается от остальных внешних стен, где архитектурная выразительность достигается при помощи использования элементов из белого тесанного известняка и «рваного» красного песчаника (из такого, кстати, построен замок в соседней Теребовле). Строители очень удачно сочетали контрастные цвета, чтобы декорировать окна и углы. Кроме того, из белого камня возведены "полуколоны", украшающие южный и юго-восточные углы синагоги. То есть изначально здесь не предусматривалось заштукатуривание. Нелогично тратить лишний труд и деньги, чтобы потом всю эту красоту закрыть штукатуркой.

 

В архитектуре здания очень удачно соединились красный песчаник и белый известняк.

 

На фасаде же, при всей внешней схожести формы окон, «вытрэбеньки» с белым камнем отсутствуют напрочь! Наоборот, здесь сохранились хорошо видимые следы оштукатуривания. Внутри ощущение того, что фасад – это только поздняя пристройка усиливается. Более того, оказывается, что внешняя фасадная стена значительно тоньше остальных и, что совсем уж нелогично, даже тоньше стены отделяющей «зафасадное» помещение (скорее всего его использовали, как женскую галерею) от молитвенного зала.

 

За более молодым фасадом-пристройкой скрывается старый?

 

Исходя из вышеперечисленных нестыковок автор склонен усомниться в дате 1861-1862 год. Скорее всего таблица указывает время возведения пристройки, когда синагога наконец обрела законченный вид. Основная же часть здания намного древнее и возможно даже относится к XVIII веку.

Не исключено, что в Струсове мы видим самую юную в славной плеяде оборонных синагог, завершившей "героический период". На фортификационные функции первичного ядра синагоги, в частности, указывают высоко расположенные окна. Нижний же ряд окон, расположенный довольно низко над землей, изначально отсутствовал и, как хорошо видно, был пробит в стене значительно позже. Правда, стены здесь намного тоньше, чем у оборонных синагогах XVI-XVII веков. Но и это можно объяснить. Те синагоги предназначаться для обороны от татарских набегов и турецких отрядов. Соответственно мощные стены были необходимостью. Но во второй половине XVIII века турецко-татарская угроза стала уже неактуальной. Зато сохранилась угроза нападение на местечко отрядов взбунтовавшихся крестьян (учитывая феодальный гнет такие восстания вспыхивали с завидной регулярностью). Против такого противника мощные стены уже не нужны.

В пользу более древнего возраста здания и его "оборонности" говорит и его название: «Большая синагога». Последнее не только свидетельствует, что в Струсове были еще и некие «малые». Напомним, что в местечках «Большими» традиционно называли средневеково-ренесансные оборонные синагоги, как это видим, например, в Сатанове, Гусятине или Жванце.

Акцентируем, что всё вышесказанное - исключительно предположения автора и вопрос о датировке на сегодня остается открытым. Окончательную точку, после тщательного исследования здания, могут поставить только специалисты по древней архитектуре и строительству.

 До недавнего времени синагога использовалась под столярную мастерскую и посторонним вход был заказан. Поэтому в открытом доступе есть исключительно ее "наружные" фотографии. Но несколько лет назад мастерская отсюда съехала (а может и закрылась) и теперь проход в заброшенное здание свободен.

 

 

Внутри хватает старого хлама, но свалка отсутствует...

 

Интересно, что из мусора внутри обнаружилось только "наследство" столярни и пустые бутылки, оставленные местными забулдыгами. Стихийной свалки, традиционно возникающей во всех заброшенных зданиях, здесь и близко не наблюдалось.

Проходящая рядом женщина коротко объяснила этот феномен:

- То ж Божий дiм! - искренне удивилась она. - Кому потрiбно грiх на душу брати?

 

Двери синагоги.

 

Синагога пока еще не в аварийном состоянии, но уже около того. Может кто озаботится спасением этого, если не уникального, то очень интересного памятника истории?

 

Старинный дом у синагоги. Говорят, здесь ране жил раввин.

 

Довольно любопытно старое католическое кладбище. Здесь немало памятников в виде фигур, в том числе и местного производства. К сожалению, от расположенного рядом еврейского кладбища сохранилось только полторы невзрачных мацевот. Почему и как исчезло кладбище, сказать сложно, но следы от пуль на единственном сохранившемся надгробии объясняют многое.

 

Всё что осталось от некрополя. Фото Евгения Шнайдера

 

Стоит осмотреть и дворец Голуховских - классический образец усадебной архитектуры. Находится он сразу за греко-католическим храмом Св. Николая.

 

Дворец Голуховских. Фото "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

 

Над Струсовым царит небольшой храм необычной архитектуры, прилепившийся к склону соседней горы. Это церковь Св. Николая, Василианского монастыря (1770 г.) Интересна он тем, что в ее основании находится вырубленная в скале часовня XVI века. Этот пункт маршрута рекомендуем особенно. Храм с пещерами интересен туристу любого вероисповедания. Кроме того, отсюда открывается чрезвычайно красивая панорама местечка.

 

 

Пещерная часовня

 

От Струсова рекомендуем направиться в соседние Микулинцы (10-15 минут машиной). Этот, очень интересный и богатый уникальными достопримечательностями поселок вызывает восторг преимущественно у туристов-мужчин. Почему? Об этом читайте в следующей публикации.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как украинский еврей поставил на голову Бен-Гуриона
Евреи в армии УНР
В бой под желто-голубым флагом. «Жидівський пробойовий курінь»
Еврейская рота батьки Махно
Конница Салько Ротенберга