Мидраш говорит, что евреи были освобождены из египетского рабства благодаря четырем добродетелям. Первый пункт – они не сменили своих имен.
Это считается важным, потому как их имена сами по себе намекали на окончательное искупление. Более того, благодаря тому, что они сохранили свой собственный язык, они отделили себя от египтян, что уменьшило их участие в идолопоклонстве. То же самое можно сказать и об их именах.
Еврейское название любого предмета - это некий проводник для его божественной энергии. Мудрец Аризаль учит нас, что такое утверждение касается и имен - это канал, через который энергия души прикасается к телу. Говорят, что родители испытывают миг Б-жественного вдохновения, когда выбирают еврейское имя для своего ребенка.
Имя для ребенка
Мальчику дают имя в день его обрезания. Если это событие откладывается по какой-то причине, то малышу должны дать имя тогда, когда отца призывают к Торе, перед брит милой. Однако, предпочтительнее всего дать имя в день самого обрезания. Если для первенца проводят pidyon haben (специальная церемония), то малыша можно назвать в этот день. Если ребенок больной и люди хотят за него помолиться, используя его имя, то малыша можно назвать раньше.
Девочку называют в период чтения Торы сразу после ее рождения. Это обычай Хабада - называть девочку настолько рано, насколько это возможно. Некоторые придерживаются традиции ждать до Шабата, чтобы назвать ребенка в присутствии всей общины. Дарование ребенку имени обычно сопровождается празднованием, ведь в этот момент душа вселяется в тело.
Среди сефардов церемонию именования дочери называют zeved habat или представление дочери. Читают специальную молитву mi sheveirach и еще несколько других, а затем следует праздничная трапеза.
Право на выбор
Существует много разных традиций относительно того, кто выбирает имя. В некоторых кругах отец выбирает имя первенца, мать - для второго ребенка, и так по очереди (если детей много). Любавичский Ребе Менахэм-Мэндел Шнеерсон говорил, что все, у кого нет фиксированного обычая, должны придерживаться этого, так как он берет свое начало в древних источниках.
В некоторых общинах мать выбирает имя первенца, а отец для второго ребенка и так далее, по очереди.
В любом случае, оба родителя должны согласовать имя, не стоит выбирать его в одностороннем порядке. Обычаи, описанные выше, лишь говорят о том, кто должен выбирать имя первенца, однако к финальному решению лучше всего прийти обоюдно.
В честь родственников
Принято называть детей в честь умерших родителей. Ашкеназский обычай гласит, что нельзя называть ребенка в честь живых. Причина кроется в том, что для усопшего это является великой заслугой - иметь ребенка, что назвали в его честь. Если имя дано когда его носитель еще жив, то после его смерти получить эту заслугу уже будет невозможно.
Однако если ребенка уже назвали в честь живущего, то имя менять не стоит, но и применять его как основное тоже не нужно.
В сефардских обычаях именование детей в честь и живых и мертвых считается честью для родственника.
В честь раввина
Многие хасиды называют своих детей в честь их же ребе. Не стоит называть детей в честь раввина. Помните о том, что это нецелесообразно смешивать имя ребе с именем человека меньшей святости.
Братья и сестры
Дети в одной семье не должны иметь одинаковых имен, чтобы не столкнуться с эффектом “злого глаза”. Если так уж случилось, то одному из детей необходимо добавить еще одно имя, которое далее должно использоваться как основное.
Если, не дай Б-г, ребенок умер маленьким, то одни считают, что последующим детям этого имени давать нельзя, а другие считают, что можно.
Читайте также: История возникновения еврейских фамилий
Трагическая смерть
Не следует называть ребенка в честь того, кто трагически погиб в молодом возрасте. В таком случае родителям стоит немного изменить имя или добавить еще одно, которое будет использоваться как основное. Если человек был убит в момент освящения имени Б-жьего (как в Холокост, например), то это будет честью - назвать ребенка в честь этого человека.
Однако этого правила можно не придерживаться, если вы называете ребенка в честь ваших родителей или прародителей.
Изменение имени
Если имя было дано не родителями, то они имеют право его изменить, добавив новое к тому, что уже было дано.
Если у человека серьезное заболевание, то можно дать ему еще одно имя, что принесет ему дополнительную mazal (удачу). Обычно имя, которое прибавляют, несет целебный характер. Для мальчиков: Chaim - жизнь, Rafael - имя ангела исцеления, Alter - старший; для девочек: Chaya - жизнь, Alta - старшая. Имя, которое добавляют, становится основным. Добавляют это имя во время чтения Торы, используя молитву mi sherveirach. Если возможно, то в идеале еще и получить алию в тоже время.
Призыв по имени
Когда мужчину призывают к чтению Торы, его зовут по его еврейскому имени и имени его отца. В йеменских и сефардских общинах, имени не называют, а просто объявляют “Ya’amod Kohen’’ (Встань коэн), тот кого для этой роли назначили и выходит к чтению.
Если мать мужчины еврейка, а отец - нет, то его стоит вызывать по имени его деда (по материнской линии). Некоторые говорят, что мужчину стоит звать как “ben Avraham” (сын Авраама).
Молитва за больного
Когда мы молимся за больного или того, кому необходимо Б-жественное присутствие, то мы называем имя человека и его матери (еврейский вариант). Так как еврейская принадлежность определяется по матери, то именно она и соединяет душу с Г-сподом.
Если мы молимся за нееврея, то следует упомянуть имя человека и его отца.
Документация
При написании еврейского документа, имеющего юридическую силу, например, ктуба (брачный контракт) или гет (получение развода), используют имя, по которому это лицо называли последние тридцать дней. Правописание очень важно, поэтому для установления стоит пригласить того, кто хорошо знаком с еврейскими законами.
Имя партнера
Раби Иегуда писал, что мужчина не должен жениться на женщине с именем как у его матери, а женщина не должна выходить замуж за мужчину с именем как у ее отца. Некоторые утверждают, что это правило касалось лишь собственных потомков Раби Иегуды. Другие говорят, что это хороший совет для каждого.
Причина запрета такова: имя будет использоваться с лаской к партнеру, и более не будет почитаться с родительским уважением.
На практике Цемах Цедек заявляет, что должна присутствовать строгость в случае, если мужчина женился на женщине, чье имя совпадает с именем его матери. Однако в отношении мужа, чье имя совпадает с именем отца невесты, присутствует снисходительность. В Талмуде приводится несколько примеров раввинов, чьи имена совпадали с их тестями.
Опять-таки, если имена совпадают, то можно добавить еще одно имя партнеру или родителю, чтобы имена более не были идентичными.
Источник: chabad.org