В детстве все многие из нас обожали страшные истории, рассказанные ночью под одеялом, чтобы аж коленки дрожали. Потому, когда рассказчик закончит, включается свет, ритуально прогоняются все монстры и дети ложатся спать. Но как эти «страшилки» потом отражаются на нашей психике? И могут ли быть страшные сказки полезны?
Зачем пугают маленьких детей
Дети очень любят сказки, которые родители читают на ночь. Разные истории с супер-героями и принцессами, обычно со счастливым концом. Народные и авторские сказки имеют завернутый сюжет, а к каждому герою полагается антигерой: Дракон, Кощей Бессмертный, Страшилище, Злая Колдунья, Приведение, Череп и т.п.
Народными сказками нагнетание страха не заканчивается. Еще есть истории про «черная-пречерная рука», «гроб на колесиках», Бабай, Серый Волк, Водяные и прочих персонажей, которые населяют темноту, кладовые, живут под кроватью, в кустах, за углом дома, в озерах, в лесу. Их рассказывают бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Родители добавляют преступников и цыган, которые хотят украсть ребенка прямо на улице.
К счастью, парад чудовищ изрядно поредел за последние 20-40 лет. Родители пугают детей меньше, чем в свое время доставалось им. В целом стараются меньше показывать насилие в сказках, мультфильмах и фильмах, чтобы не пугать зря и не развивать у ребенка агрессивное поведение, нечувствительность к чужой боли.
Какую функцию выполняют сказки?
Встреча со смертью в сказке и проживание страха потери, неудачи помогает ребенку проживать потери в реальной жизни. Сказка гиперболизировано отражает разные стороны жизни. К каждому позитивному явлению, качеству и человеку полагается антипод, негативное. Так развивается понимание, что есть Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Злодей и Герой, Борьба и Мир – в жизни есть все и хорошее без плохого невозможно.
Бытовой страх
Каждая мама знает, что в 2-3 года ребенок абсолютно бесстрашен – знакомится с людьми и готов пойти с ними куда угодно, залазит в доме во все тайные шкафчики, слова «нет» и «нельзя» можно повторять сотни раз, но очень часто это бесполезно. Функция страшных персонажей – напугать там, где запреты не действуют. Ограничить ребенка от того, чтобы самому ходить в лес, купаться, залазить в подвал и т.п. Еще 50 и 100 лет назад «страшилки» свою функцию выполняли хорошо. Сейчас надобность в этом пропала. Разве что придумывать какого-нибудь злобного хозяина Интернета, который забирает к себе детей через сеть. Но зачем, если можно ограничить ребенка другими, техническими и нетравматичными способами?
Если ребенок боится
Есть терапевтические сказки, которые помогают проживать детские страхи. Как правило, по сюжету страх превращается в смешное маленькое безопасное нечто, с которым можно играть и которое никак не может навредить. Как в сказке «Кот в сапогах» - страшный людоед превращается в мышку, которую съедает обычный кот. Ребенок проживает историю, а вместе с ней и свой страх, трансформируя его в смех. Если ребенок начал бояться, страх можно отследить через игру, и дальше понять, каким способом его трансформировать и прожить.
Прививка страхом
Как вредная еда полезна для иммунитета в небольших количествах – чтобы организм умел ее переваривать и не болел при этом, - так и негативные эмоции в небольших количествах важны для здоровья нашей психики. Понимать, что мир не только сладкий и волшебный, в жизни мы сталкиваемся с трудностями, обманом, агрессией, боремся за свои права. Сказки учат нас, как реагировать на негатив, как с ним справляться и проживать его. Ребенок плачет, когда погибает любимый герой. Умение проживать эмоции и страхи делает его сильным. Это часть роста.
Что действительно опасно
Для детей в жизни опасно уходить с площадки с чужими людьми – это намного страшнее, чем все Бабаи и Кощеи вместе взятые. Сейчас есть специальные тренинги, на которых детей с пяти лет учат как себя вести с незнакомцами. Есть смарт-часы, по которым можно отследить местоположение ребенка.
Обезопасить ребенка родители могут через многократно проговариваемые правила:
- не удаляться из зоны видимости родителей, няни, «своего взрослого»,
- никогда не уходить с чужими людьми,
- иметь слово-пароль, по которому можно узнать «своих» взрослых (если незнакомец говорит, например, «мама попросила, чтобы я тебя привел к ней», спрашивать «пароль» - то слово или фразу, которые ребенок часто употребляет и ни с чем другим не спутает).
- Знать наизусть свои имя, фамилию, домашний адрес, имена и телефоны родителей.
Безопасность, физическая и психологическая, наших детей – это первая задача и самая большая тревога родителей. А как вы используете сказки и страшилки? Поделитесь с нами в комментария