Женщины – в армии? - Ujew

Женщины – в армии?

Женщины – в армии?
Количество просмотров 816 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Включив компьютер, увидела во «Входящих» очередное задание из редакции: написать об армии или её альтернативе. Вначале закралось подозрение, что это попало ко мне, а не к военному обозревателю по ошибке, но, когда прочитала письмо полностью, поняла, что от меня действительно хотят получить статью про армию.

Вообще-то, я пишу обычно про скромность, про одежду и поведение женщин. Как я это делаю? Беру многочисленные книги, вычитываю нужную информацию на заданную тему, что-то припоминаю из прослушанных уроков, спрашиваю коллег или раввина, добавляю истории из жизни, смешиваю всё вместе, приправляю чёрным юмором, и готово. Таким методом я могу производить бесчисленные нетленные произведения: про кошерный цвет чулок, про допустимость джинсовых ползунков для младенцев обоих полов, про поведение девушек в такси, да про что хотите (и особенно, про что не хотите).

Написать про то, «как скромно ходить в армию» – это совсем другое дело. Ни в какие книги по законам скромности даже заглядывать не стала. И это не потому, что я и так всё наизусть знаю, а совершенно по другой причине. Причина эта следующая: в имеющихся у меня книгах данная тема не освещается, поскольку она потенциальных читательниц не затрагивает.  Вопрос о службе в армии просто не стоит на повестке дня, поскольку женщин, насколько я знаю, нигде в мире в армию не призывают, а в Государстве Израиль Б-гобоязненные женщины в армию просто не идут.

Объяснюсь подробнее. В Государстве Израиль, как и во многих других странах, есть группа населения, состоящая из Б-гобоязненных евреев. На местном лексиконе это называется «харедим», на идише (как здесь, так и в других странах) – «фрум», а по-русски, чтобы застращать публику, используют слово «ортодоксы» (если русскоязычный человек почему-то недостаточно пугается, прибегают к более длинному и мощному слову – «ультраортодоксы»). Данная группа населения отличается тем, что она следует законам Торы, и именно законы Торы интересуют её в первую очередь.

В каждом государстве есть свои законы. По некоторым причинам, в которые мы не станем сейчас вдаваться, в Государстве Израиль обязательному призыву в армию подлежат не только юноши, но и девушки. Вместе с этим, служба Б-гобоязненных девушек в армии – дело настолько для них неподобающее, что, согласно установленным в этом государстве порядкам, по достижении призывного возраста они подписывают официальное заявление о своих религиозных убеждениях, и весь «вопрос о службе в армии» на этом заканчивается.

Почему Б-гобоязненной девушке, живущей согласно слову Вс-шнего и закону Торы, не место в армии? Список причин может быть довольно обширным. Например, оружие – это не женское дело (даже народам мира это обычно понятно) и есть запрет им пользоваться[i]. Существует недопустимое с точки зрения Торы смешение полов. Есть военная форма.

Может возникнуть правомерный вопрос: ну хорошо, оставим форму и оружие в покое, давайте пошлём их на альтернативную службу в женские трудовые бригады, копать землю в киббуцах и переводить бабушек через дорогу. Это что, тоже проблема?

Однозначный ответ на этот вопрос мудрецы Торы дали в то время, когда в первые годы существования государства законодательные органы пытались принять и ввести в силу «закон о национальной службе». По словам рава Лоренца, подробно описывающего данную эпоху[ii], этот закон «был первым (антирелигиозным) законом в государстве Израиль, который должен был приводиться в жизнь с применением силы». То есть, была реальная угроза того, что девушек начнут забирать в армию насильно, в лучших традициях российских кантонистов и пр.

Великие знатоки Торы того времени открыто заявили, что запрет идти на эту службу также относится к категории «надо быть убитым, но не преступить»[iii]. Были обвинения в бунте, аресты, демонстрации протеста, встреча с Бен Гурионом, переговоры среди партий… Но запрет стал всем известен. Главный раввинат издал постановление о запрете. Заполнять тюрьмы девушками власти, по-видимому, посчитали нецелесообразным, и с тех пор оставили их в покое.

Как служба женщин в армии, боевая или альтернативная, попадает в категорию «надо быть убитым, но не преступить»? К этой категории относятся убийство, идолопоклонство и разврат. Есть ещё вещи, которые приводят к нарушению этих заповедей, и они также запрещены.

Армия принуждает людей находиться в каком-либо месте, лишает их свободы распоряжаться собой и даёт чужим людям власть над ними. При службе в имеющейся армии нет возможности избежать нарушений многочисленных запретов Торы, в том числе самых строжайших.

Атмосфера в армии соответствует «общемировым стандартам». Если уже в сороковые-пятидесятые годы (когда возник вопрос о призыве женщин) не было никаких сомнений относительно царивших среди нерелигиозной публики нравов, то можно вообразить, что почувствовали бы люди того времени, попав в современные джунгли...

Евреи, опасающиеся за своё настоящее и за своё будущее, обходят многие места стороной. Помещение молодой девушки на 2-3 года в общество людей, вся жизнь которых – полная противоположность её жизни, ставит под угрозу и её настоящее, и её будущее (как в этом, так и в Будущем мире). Поэтому у меня нет ответа на вопрос, «как скромно ходить в армию». Скромным будет туда не ходить.

 

 

 

[i] Понятно, что когда речь идёт об угрозе жизни, закон меняется. Однако, Яэль убила военачальника Сисру, вбив ему колышек от шатра в висок (Шофтим 4:21), и объясняют, среди прочего, что колышек был предпочтительнее оружия.

[ii] Рав Шломо Лоренц, «В кругу великих», Иерусалим 5769 (2009), том 1, с. 76-112 и др.

[iii] И это не было просто выражение, призванное усилить эффект запрета. Хазон Иш, например, сказал своей сестре, раббанит Каневски, жене Стайплера, что это следует понимать буквально, и что есть обязанность в данном случае пожертвовать жизнью.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.