Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
8 Ав
5778
Блуждающее село, сарайное барокко и поддельный цадик
История и культура

Блуждающее село, сарайное барокко и поддельный цадик

Евгений Шнайдер
17 октября 2017, 13:52

Мы продолжаем открывать для себя новые регионы, в которых когда-то кипела еврейская жизнь. И сегодня заглянем на северо-запад Житомирской области, в регион, где пересекаются Полесье и Волынь. Знакомство с ним мы начнем с местечек, входивших когда-то в Новоград-Волынский уезд Киевской губернии Российской империи. А первым на нашем пути будет поселок городского типа, районный центр Емильчино.

Поселок имени Эмилии

Поселение Межиричка впервые упоминается в Житомирских актовых книгах в 1585 году как собственность магнатов Острожских в составе Речи Посполитой. С 1793 года — село Новоград-Волынского уезда Волынской губернии в составе Российской империи. С 1805 года Межиричка переходит во владение графа Уварова, который называет село в честь некой Эмилии (по одной из версий - приемная дочь графа) – Эмильчино.

 

 Центр поселка Емильчино

 

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона использует название села "Эмильчик". Она указывает, что "в изъятие от действия «Временных правил» 1882 г., селение открыто с 1903 года для водворения евреев". Можно предположить, что это исключение было вынужденной мерой, поскольку по переписи 1897 года из 2477 жителей Эмильчино 1049 были евреи, спокойно жившие здесь без всяких разрешений. Выселить их означало, что село Эмильчино просто географически переместится из одного места в другое. Представив себе это блуждающее село, власти просто легализовали присутствие евреев в данном месте...

Евреи на идиш называли местечко просто - Мильчин. Занимались они здесь привычной мелкой торговлей и ремеслами. Местные евреи владели не только украинским языком, но и русским, а некоторые даже чешским, немецким, польским и сербским. Секрет такого полиглотства был простым - рядом с Эмильчино располагались села, в которых проживали представители самых разных национальностей. В местечке действовали синагога и хедер.

На месте советского дома культуры раньше была синагога.

 

Евреям принадлежали все лавки и магазины, склад аптечных товаров, фотомастерская. Они также арендовали аптеку. Евреем был и заведующий библиотекой. Кроме того, в селах Эмильчинской волости также у многих лавок и предприятий были еврейские владельцы или арендаторы - Малая Гумча, Кривотин, Подлубы, Поломы, Семаковка.

Список владельцев магазинов Эмильчино и окружающих сел из справочника «Весь Юго-Западный край» 1913 года. Все – евреи

 

Во время гражданской войны евреи неоднократно подвергались погромам. Один из погромов в апреле 1919 года устроили части Директории, отступавшие из Олевска на Новоград-Волынский.

В 1920-х годах некоторые местные жители выехали в Крым, где Советская власть организовывала еврейские колхозы. Еврейский колхоз был основан и в Эмильчино.

 Протокол проверки Эмильчинского еврейского колхоза, 1925 год. Экспонат Емильчинского исторического музея.

 

В это же время в местечке власти открыли еврейскую семилетнюю школу с преподаванием на идиш, директором которой стал Михаил Брайман. Школу закрыли в 1937 году, была арестована жена директора. Но до самой войны в эмильчинской школе №1 были еврейские классы.

Местное бюро ВЛКСМ, 1934 год. Евреи не остались в стороне от комсомола.

В начале июля 1941 года Эмильчино было оккупировано немецкими войсками. 19 августа нацисты в качестве мести за гибель в одном из боев накануне командира 8 полка СС расстреляли 38 евреев. Остальное еврейское население уничтожено в сентябре того же года, еще 37 человек было убито в районе.

ДОТ линии Сталина. В противотанковом рву возле него было уничтожено все еврейское население местечка.

 

Место расстрела.

После войны многие евреи вернулись в поселок, который в 1944 году был переименован в Емильчино (почувствуйте разницу). В 1950-1960 годах евреи составляли около 30% местных жителей.

Братская могила жертв нацизма на еврейском кладбище.

 

В 1989 году здесь проживало уже только 77 евреев - 0,9%.

Сегодня (2017 г.) в Емильчино проживают 10 евреев.

Фарфоровая Городница

Следующим пунктом нашего путешествия стала Городница. Поселение возникло в начале XVII века, впервые упоминается в одном из житомирских городских актов 1683 года. Принадлежало князьям Чарторыйским и Любомирским.

В 1799 году Иосиф Клеменс, князь Чарторыйский, основал в Городнице фаянсовый завод, на котором вскоре начинали производить фарфор. Завод вплоть до 2000-х годов был основным градообразующим предприятием Городницкого района и предоставлял работу большинству еврейского населения местечка. С 1882 по 1917 годы арендатором завода был еврейский предприниматель А. Ф. Зусман.

Клейма фарфорового завода, арендуемого Зусманом.

 

В 1847 году в Городнице проживало 427 евреев, в 1897 году - 1310 евреев из 2314 жителей (56,6 %).

В справочнике «Весь Юго-Западный край» за 1913 год можно увидеть, что владельцы абсолютно всех магазинов и лавок имеют характерные имена и фамилии. Евреями были также оба врача земской больницы.

Обратите внимание на фамилию Фельденкрайз. Большая вероятность, что эта Бруха – родственница знаменитого Моше Фельденкрайза, автора одноименного метода восстановления суставов, семья которого также проживала в этом регионе.

Выборка из справочника "Весь Юго-Западный край", 1913 год.

 

В Городнице было 5 синагог и молитвенных домов, и один хасидский клойз. Евреи делились, в основном, на хасидов и маскилов, но отношения между ними были доброжелательными, в отличие от многих других населенных пунктов.

Многие поддерживали сионистские идеи, платили членские взносы в Одесский комитет (Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине), приобретали акции Еврейского Колониального банка. Лидер сионистов был не местным – казенный раввин расположенного неподалеку местечка Корец приезжал в Городницу несколько раз в году. И, в процессе исполнения своих непосредственных государственных обязанностей, организовывал и пропагандировал сионистское движение. В 1905 году в местечке было зарегистрировано первое сионистское общество «Герцль». После установления советской власти многие сионисты выехали из Городницы, но несколько человек остались и пытались продолжать свою деятельность. 

 

Как и в любом местечке, на кладбище есть свой цадик - рабби Исроэль бар Ицхак.

 

В 1920-х годах Городница была центром еврейского национального поселкового совета. За время советской власти еврейское население значительно выросло за счет выходцев из окружающих сел.

Во время немецкой оккупации евреи, которые не успели эвакуироваться - 21 человек - были расстреляны на еврейском кладбище.

2 братские могилы расстрелянных евреев.

Можно разобрать несколько имен: Иегуда бар Ашер, Яков бар ..., Довид бар Исроэль.

 

После войны многие евреи вернулись в Городницу. В начале 50-х на бывшее местечко совершил налет отряд УПА, во время которого был убит еврей-сторож фарфорового завода.

Со временем практически все еврейское население выехало в другие города или Израиль. Сегодня (2017) здесь проживают 6 евреев.

На старом кладбище Городницы.

 

Для нас Городница была интересна в первую очередь тем, что здесь, по предварительной информации, сохранилось здание Большой синагоги, на Полесье это редкость. По воспоминанию современника, здание было выстроено с помощью человека по имени Шае-Бер, который впоследствии служил в ней габаем (распределителем цдаки – прим.ред.). Никто не знал, где этот бедный еврей смог найти такую большую сумму денег, которая была потрачена на строительство. Во время Советов Евсекция несколько раз пыталась закрыть синагогу, но Шае-Беру всегда удавалось отстоять ее. В конечном итоге местные деятели пошли по проверенному пути – написали донос на его зятя, одного из немногих оставшихся в местечке сионистов. Он был арестован и вместе с семьей выслан в Сибирь. После этого у старика не осталось сил для сопротивления, здание синагоги было конфисковано и превращено в склад зерна. Сам Шае-Бер переехал в Житомир и умер спустя пару лет.

…Если бы Шае-Бер увидел бывшую синагогу сегодня, он наверняка умер бы еще раз. Интересно, для «мастеров», практикующих реконструкцию в стиле «сарайное барокко», предусмотрены в аду отдельные котлы с кипящей битумной мастикой?

Фотографии бывшей синагоги в 2000-х годах.

Ужас, который мы увидели после «ремонта».

 

Олевская республика

И последний на сегодня пункт – Олевск. В исторических документах Олевск впервые упоминается в 1488 году. По предположению украинских историков, Овруч, Коростень и Олевск при княжении Олега Святославовича образовывали своеобразный треугольник крепостей в пределах Древлянской земли.

После Люблинской унии 1569 года Олевск в составе Правобережной Украины попадет под власть Речи Посполитой. В1641 году король Владислав IV предоставил Олевску магдебургское право.

В 1793 году с Правобережной Украиной Олевск переходит в состав Российской империи, а через 3 года стает волостным центром Овручского уезда Волынской губернии.

Олевск интересен тем, что являлся центром "Олевской республики", или Полесской Сечи - украинского формирования Тараса Бульбы-Боровца, которое пыталось сотрудничать с немцами при условии широкой автономии. Так же действовала и ОУН, но оуновцы формировали собственные органы управления во главе со Степаном Бандерой, в то время как Бульба-Боровец формально считал себя представителем пребывающего в изгнании правительства УНР. Между организациями происходили постоянные конфликты, во время которых от рук оуновцев погибло много сторонников Сечи, в том числе и жена Тараса Бульбы-Боровца. Но бульбовцы были куда более разборчивы в методах, а также не поддерживали геноцид еврейского населения. Республика просуществовала с 21 августа по 15 ноября 1941 г. Когда от немецкого командования пришло распоряжение организовать ликвидацию евреев Олевска, отаман Боровец издал указ о роспуске Полесской Сечи. Тем не менее, немцы смогли мобилизовать некоторых бывших "сечевиков" для исполнения этой акции.

Уже потом, переведя отряды на нелегальное положение, Боровец писал рейскомиссару Коху: "По какому праву ваши государственные банды выполняют дикарские акты… расстрела мирных жителей?.. Мы не потерпим ни одной безвинно пролитой капли крови граждан Украины, вне зависимости от их национальной принадлежности".

Термин "Украинская повстанческая армия" (УПА) был введен именно Тарасом Бульбой-Боровцом. Некоторое время УПА объединяла бульбовцев и бандеровцев, но после устроенной ОУН "волынской резни" отаман

заменил название своей организации на "Украинская народная революционная армия" (УНРА), чтобы дистанцироваться от своих противников.

Памятный знак в честь основания Полесской Сечи.

 

Евреи появились в Олевске в начале 18 века, а первое письменное упоминание о них датируется 1721 годом. В 1765 году в местечке проживало 157 евреев.

В 1885 в Олевске открылась синагога. Местные евреи, кроме традиционной мелкой торговли и ремесел, занимались также оптовой и транзитной торговлей. Постепенно численность общины увеличивалась, и к 1897 году в Олевске проживало уже 1187 евреев - 56,5% населения местечка.

В 1912 году в Олевске начало действовать еврейское ссудо-сберегательное товарищество. Евреям принадлежали около 120 лавок и магазинов - 55 из 56 бакалейных лавок, все 9 мануфактурных, все 8 мучных, все 5 мясных, обе фруктовые, все 8 скобяных, все 5 галантерейных, все 3 кожевенные, обе мебельные, обе часовые, обе булочные, обе винные, все 3 посудные, все 7 магазинов одежды и головных уборов, 2 трактира.

Также евреи владели практически всеми предприятиями: фарфоровый завод, 2 лесных склада, склад керосина, типография, мельница, единственная аптека, оба склада аптечных товаров. Евреями были врач и 3 из 4 акушерок местной больницы, а также единственный зубной врач.

Наглядно ситуацию характеризует справочник "Весь Юго-Западный край" за 1913 год:

Олевск, "Весь Юго-Западный край" за 1913 год.

 

В декабре 1918 года в Олевске устроили погром солдаты Директории, еще один погром произошел в 1919 году.

В начале 20 века евреи Олевска были, в основном, хасидами. В 1920-х годах раввином местечка был Яков Левицкий. В то же время действовали различные сионистские организации: "ге-Халуц", "га-Шомер га-Цаир", "Алгемейн-сионисты".

В 1925 году 14 семей из Олевска выехало в Херсонский округ, где основали 2 колхоза "Эйнгайт" и "Ройтер поер".

С 1926 года Олевск – центр еврейского национального поселкового совета. В это время здесь проживало 2916 евреев.

В 1939 году в местечке проживало 2858 евреев - 42% всего населения, еще 866 человек проживало в районе.

 

На бывшей еврейской улице. Впрочем, евреи живут здесь и сегодня.

 

5 августа 1941 года Олевск заняли немецкие части. Большинство евреев успело эвакуироваться, многие были мобилизованы в Красную Армию. В Олевске осталось примерно 20% евреев.

В октябре было создано открытое гетто. Евреев использовали на принудительных работах. Украинцам запрещались любые контакты с евреями. 19 ноября 1941 года гетто было ликвидировано, расстреляно 535 евреев.

В Олевском районе действовал партизанский отряд под командованием еврея М.Гильденмана.

Место расстрела евреев Олевска.

 

После освобождения часть евреев вернулась в Олевск. В 1959 году здесь проживало около 1300 евреев, в частных домах собирался миньян. Сегодня в бывшем местечке проживает небольшая еврейская община.

Мацева на старом еврейском кладбище.

Но самое интересное в Олевске - это поддельный цадик. Как так бывает? - спросите Вы. А вот так.

Начинается все прямо у въезда в город. Согласитесь, в Украине нечасто названия городов пишут на иврите.

Указатель направления на Олевск.

Едем дальше. Следующий борд с надписями на иврите неподалеку. Гласит он о том, что вот в этом самом Олевске похоронен знаменитый чудотворец, рабби Моше из Людмира (совр. Владимир-Волынский), сын Карлинского Ребе.

 

 Указатель направления к «Гостевому дому» и месту захоронения рабби Моше.

 

Пару слов о чудотворце. Рабби Моше Готлиб был выходцем из знаменитой хасидской династии Карлина, основателем новой династии в городе Людмир. Чудотворство рабби Моше заключалось в том, что он давал благословения женщинам, которые не могли родить. И некоторые рожали. А если кто нет, то они об этом не рассказывали, в отличие от своих более счастливых коллег... В общем, помогал рабби в меру возможностей. А поскольку данная проблема актуальность не утратила, то и сегодня многие женщины хотели бы посетить могилу праведника, ведь молитва Б-гу на таком святом месте, по преданиям, быстрее доходит до адресата.

Вот тут как раз и возникла небольшая проблема. Заключается она в том, что никто не знает, где находится последний приют рабби Моше. Он умер в 1815, и за 200 беспокойных лет могила затерялась.

И вот она вдруг нашлась. Причем не в родном Владимире-Волынском, а почему-то в провинциальном местечке Житомирской области...

А где цадик, там, естественно, паломники. А им надо где-то жить. И кушать они еще хотят, причем, как правило, кошерно. Вот эти все сопутствующие проблемы и взялся решить некий "бизнесмен"…

 Вот тут ненавязчиво предлагают жилье и недорогое пропитание.

"Гостевой дом"

На старом кладбище стоит огель. На нем большими буквами на иврите указано – здесь-таки покоится рабии Моше из Людмира. А на дверях - маленькая табличка на русском. Но вся аттракция-то рассчитана на импортных паломников, которые никак не сумеют прочитать эту табличку. И узнать, что похоронены здесь на самом деле внук рабби Моше, р. Иеошуа (Ейшуа) Готлиб, и его правнук р. Леви Ицхак.

Огель якобы рабби Моше из Людмира, с соответствующей надписью на фронтоне.

Вот эта чудесная табличка говорит о том, что кладбище выкупил (!) некто Яков Хаим Миллер. И предупреждает: остерегайтесь мошенников!

И скромная табличка на дверях.

Но произошла неувязочка. Наследники Готлибов приехали поубирать на могилке, и с удивлением узнали, что могилку кто-то выкупил. И "подселил" туда рабби Моше. Хотя рабби Иеошуа в Олевске также почитаем как цадик, калибр, видимо, жулику показался недостаточным.

Рабби Иеошуа Готлиб жил, как и его предок, в Людмире, но часто приезжал в Олевск, где пользовался большим уважением и любовью местных евреев. Во время одного из визитов он здесь и умер. После этого его сын, рабби Леви Ицхак, переехал в Олевск и стал здесь раввином.

Старый огель до ремонта. Видна та же табличка на дверях.

р. Иеошуа и р. Леви Ицхака. Интересно, что они деревянные.

Рассказывают, что многие проблемы людей, приехавших сюда помолиться у могилы рабби Моше, все равно решаются вскоре после посещения огеля. Хоть и самого Людмирского Ребе здесь нет, но рабби Иеошуа Готлиб отрабатывает за деда. Человек, при жизни делавший все, чтобы помочь ближним, не остается равнодушным к их просьбам и после смерти… 

 

Другие статьи

Последние статьи

Иосиф Флавий – предатель или герой?

U-jew

Разрушение Храмов. Факты и легенды

Евгений Шнайдер

Топ-10 аналогов нобелевской премии

U-jew

15 фактов из жизни гения

U-jew

Актуальный волшебник Башевис-Зингер

Нафтоли Хайкин