Самый столичный штетл - Ujew

Самый столичный штетл

Самый столичный штетл
Количество просмотров 2375 Количество комментариев 0

Поселок Смотрич в Дунаевецком р-не Хмельницкой области, пожалуй, самая яркая иллюстрация к расхожему выражению "так проходит мирская слава". Сегодня это село-селом, а некогда здесь была столица могущественного Подольского княжества, занимавшего не только собственно Подолье, но и почти всю Брацлавщину с частью молдавских земель в придачу. Княжество простиралось от речки Стрипы (сегодня Тернопольщина) и до самого Днепра. На фоне большинства современных ему карликовых европейских государств - настоящая сверхдержава!

В 1380-1391 годах князь Константин Корятович (Кориатович) даже чеканил здесь собственные монеты. Их аверс украшал Св. Георгий Победоносец, пронзающий змея (фамильный герб князей Корятовичей), а реверс - королевский герб династии Анжу (князь был вассалом короля Венгрии и Польши Людовика I). На ранних выпусках полугрошиков значилось латынью «Константин князь, дидыч и владелец Смотрича». На поздних: «Монета Константина, князя, дидыча и господаря Подолья».

 

Такие монеты чеканили в Смотриче

 

Позже Корятовичи перенесли свою столицу в Каменец-Подольский, где тоже некоторое время чеканили монету.

В "послетатарской" Украине монеты выпускались крайне редко, а все случаи можно пересчитать на пальцах одной руки. В частности, в XIV веке князь Владимир Ольгердович чеканил в Киеве денарии. Одновременно в Новгороде-Северском выпускал свои деньги еще один Ольгердович - Дмитрий (Корибут). У 1380-х годах на Волыни, скорее всего в Луцке, чеканил пенязи Федор Любартович. Кроме того во Львове на протяжении второй половины XIV выпускали "руськи полугрошики" с галицким львом на аверсе.

Вот и получается, что в "нумизматическом мире" Смотрич, о существовании которого большинство украинцев и не догадывается, стоит на одной ступеньке с Киевом и Львовом. Если же говорить о качестве монет, то смотрицкие полугрошики уступали только продукции львовского монетного двора, и опережали всё вышеупомянутое.

 

Герб князей Корятовичей (слева) и Смотрича.

 

От наследия князей Корятовичей в поселке сохранился только герб со Св.Георгием. Он, кстати, ничем не отличается от герба Москвы. Существует забавная гипотеза, согласно которой московиты-де стырили своего Георгия у подолян. Точнее у князей Корятовичей. Мол, знаменитый всадник "прискакал" в мокшанские болота вместе с Дмитрием Боброком - воеводой и свояком князя Дмитрия Донского. Боброк, по одной из версий, происходил с Корятовичей.

Есть также популярная версия, что именно смотрицкие полугрошики легли в основу московской копейки. Эта монета, напомним, появилась в результате денежной реформы, проведенной царицей Еленой Глинской (матерью Ивана Грозного). Последняя, как считается, была родом с Подолья, и поэтому повелела украсить московские монеты привычным ей с детства всадником с копьем.

 

Речка Смотрич давшая название местечку

 

Заметим, что все вышеперечисленные гипотезы скорее более оригинальны, чем правдивы. Но всё же...

С большой долей вероятности можно предположить, что первые евреи появились в Смотриче именно во времена князя Константина. Ведь в стольном Смотриче тогда концентрировались все немалое богатства огромного княжества. Соответственно город был центром торговли, а где торговля - там евреи. Сложно сказать, существовала ли тогда постоянная община, но что действовали более-менее долговременные торговые представительства еврейских купеческих домов - это точно.

Константин Корятович не зря выбрал эту местность себе под резиденцию. На месте слияния речек Яромирки и Смотрича (отсюда и название местечка), возвышается высокий скальный массив, на вершине которого князь и поставил замок. Ранее здесь стояло древнерусское городище, уничтоженное во времена нашествия Батыя. Руины замка простояли до начала ХХ века. О них упоминает "отец подольского краеведения" Ефим Сецинский: «Въ местечке на горе-мысе, выдающемся къ рч. Смотричу, следы бывшаго здесь замка; гора или мысъ перерезанъ большимъ поперечнымъ валомъ, занятымъ ныне подъ усадьбы; въ средине замчища ныне стоитъ католической костелъ (бывший доминиканский кляшторъ, съ XIV в.).»

 

На вершине этой скалы ранее стоял замок

Речушка Яромирка

 

 

Замковая скала с костелом Доминиканцев. Рисунок Наполеона Орды. Приблизительно 1881 г.

 

От упомянутого деревянного костела, построенного еще Кориатовичами примерно в 1375, ничего не сохранилось (Смотрич неоднократно грабили и жгли татары). Современный каменный храм начали строить только 1786 на средства семьи Потоцких и усилиями отцов доминиканцев. Строительство завершили в 1821 г. В 1935-м Смотрицкий костел закрыли коммунисты. Хорошо хоть не уничтожили. Лишь в 1989 году костел Св. Николая вернули верующим.

 

Костел сегодня

 

Тогда же в тридцатых коммунисты закрыли и все местные синагоги - к началу ХХ века их было 6. О том, как закрывали последнюю рассказал писатель Ион Деген в своих "Невыдуманных рассказах о невероятном":

В ту пору мне было восемь или девять лет. Помню, это случилось во время голода [очевидно речь о 1933 г. - ДП]...

В тот несчастный день все евреи местечка заполнили выложенные булыжником улицы, окружавшие синагогу. Синагога у нас была знаменитая. Мне, ребенку, она вообще представлялась грандиозной. Большое двухэтажное здание. Причем, этажи не нынешние. Высокая крутая двухскатная крыша из оцинкованного железа. Фигурные металлические украшения на углах, у водостоков. А на коньке - шестиконечная звезда.

 

Деревянная синагога XVIII века. Здесь и далее все старинные фото сделаны Павлом Жолтовским в 1930 г.

 

В тот день евреи толпились вокруг синагоги, но войти в нее не могли: власти приказали разрушить это здание - опиум для народа. В соседнем селе уже разрушили церковь.

 

Колокольня уничтоженной церкви, Смотрич. Она уцелела, так как ее использовали, как пожарную каланчу.

 

Люди стояли, как на похоронах. Пришли и украинцы. И они молчали.

Чины из окружкома партии, из округисполкома и ГПУ уговаривали людей взять привезенные на подводе инструменты и приступить к разрушению. Но не только евреи, даже украинцы не соглашались. Украинцам предложили хлеб. Вы знаете, что значил в ту пору хлеб? Но ни один из них не согласился принять участия в разрушении синагоги. Они говорили, что Бог не простит такого святотатства.

 

Резной арон-га-кодеш

 

И тогда из толпы вышел наш сосед Велвл... Он взял тяжелый колун и полез на крышу... По скату на четвереньках Велвл дополз до конька и занес над головой колун, чтобы сбить шестиконечную звезду. Колун, вероятно, был Велвлу не по плечу, даже если бы тот стоял на ровной поверхности, а тут - крутой скат. Велвл покатился по крыше вниз, и, увлекая за собой оторвавшийся водосток, плюхнулся на булыжник.

Власти похоронили его с почестями...

В тот день на всю жизнь я запомнил слова украинцев, что Бог не прощает святотатства. В тот день моя вера стала осознанной, выражаясь фигурально, приобрела материальный субстрат.

Синагога осталась целой даже после немецкой оккупации. Правда, власти использовали помещение для своих нужд.

 

О какой именно из местных синагог идет речь - сказать сложно. Скорее всего о самой главной Большой "божнице" XVIII века. Она действительно имела крышу с очень крутым скатом и двухэтажную пристройку. Правда, перекрывалось здание не жестью, а гонтом (дранкой). Но здесь нужно принять во внимание совсем юный возраст свидетеля на момент событий и прошедшие после годы. Кроме того, Иосиф Даген записывал это с чужих слов, сам же он родился и провел детство в Могилеве-Подольском.

 

Роспись купола

 

Орел с зайцами, подобный можно увидеть в Сатанове

Знаменитые «Три зайца».

 

Здание Большой синагоги было не только шедевром деревянного сакрального зодчества, но и славилось потрясающей красоты росписями и удивительным резным декором, не имеющим себе равных на всем Подолье. Синагогу в 1746 году расписал известный тогда мастер Александр Зеев. Благодаря фотографиям искусствоведа Павла Жолтовского сегодня мы можем полюбоваться отблеском былой красоты. К сожалению черно-белые снимки не передают всей игры красок, но если включить воображение...

От сакральных сооружений Смотрича вернемся к его истории.

После Корятовичей с 1430 Смотрич принадлежал великому князю литовскому Витовту. В начале XVII века местечко отошло брацлавскому воеводе Яну Потоцкому. Потоцкие владели Смотричем до середины XIX века. О них до сих пор напоминает беломраморное надгробие у стен костела. Эпитафия сообщает, что здесь похоронены Мария с Розтворовских Потоцкая, умершая 5 марта 1850 на 89-м году жизни, и ее сыновья Теодор и Юлиуш.

 

 

Еврейская община в Смотриче появилась в начале XVIII века - уже в 1712 г. здесь был зарегистрирован кагал с раввином (количество неизвестно). К 1756 г. в местечке проживало уже 375 евреев. Правда, по люстрации 1791 г. их количество сократилось вдвое - 169 иудеев. Объяснение - простое. Накануне Подолье оказалось в эпицентре боев между войсками Барской конфедерации и армией короля Станислава Августа Понятовского и союзными ему российскими войсками. Плюс Колиивщина. Естественно это не способствовало улучшению демографической ситуации. В 1791 г. Смотрич, по сути, превратился в небольшое село. Кроме упомянутых выше иудеев здесь тогда насчитали 108 католиков и 87 православных жителей.

По ревизии 1847 г. "Смотричское еврейское общество" состояло уже из 1274 душ. По общероссийской переписи 1897 г. в местечке насчитали 4399 жителей. Из них 1725 были иудеями.

Накануне Первой мировой войны в Смотриче действовало несколько организаций сионистской направленности, в том числе "Ze'irei Zion", "Po'alei Zion" и ячейка Бунда. Тогда же там организовали светскую школу с преподаванием на иврите и идиш. Естественно действовали и традиционные для штетлов религиозные школы.

 

Смотрич, местечковый дом.

 

В 1919 г. в Смотриче базировалась "Житомирська юнацька школа", готовившая старшин для армии УНР. Среди курсантов был украинский поэт Владимир Сосюра. Этот эпизод описан в его "Третьей роте". В частности, там упоминается, как курсанты в корне пресекли едва начавшийся погром:

...У Смотричу юнаки (ще до мого вступу до школи) роздавили погром, який улаштував наш кiнний полк (забув назву його). Було розстрiляно юнаками 25 кiннотникiв. Євреї цiлували юнакам руки.

 

Заезд

 

В первые годы советской власти, когда большевики еще заигрывали с "националами", здесь действовала отдельная еврейская школа с преподаванием на идиш, но в начале тридцатых она была закрыта и еврейских детей перевели в общие классы.

В тридцатые годы в Смотриче, как и в других "почти сельских" местечках действовал еврейский колхоз "Royte Fon". В переводе с идиш - "Красное знамя". Евреи-ремесленники объединялись в артелях.

 

Смотрицкие тарелки, 1930-е годы

 

Здесь стоит упомянуть, что местечко издревле было одним из известных центров керамического производства на Подолье. Расцвет смотрицкого гончарства приходится на 20-30-е годы прошлого века, когда здесь начали производить полихромную расписную посуду с росписью по белому. Были ли среди местных гончаров евреи - автору установить не удалось, но в росписи на местных мисках прослеживаются мотивы, как украинского, так и еврейского изобразительно-прикладного искусства.

Конец еврейской общины Смотрича довольно традиционный для этой части Подолья. Часть жителей депортировали в организованное в Каменце-Подольском гетто, остальных расстреляли на окраине Смотрича осенью 1942 г. Первая же массовая казнь состоялась еще в июле 1941 г. когда оккупанты на берегу Смотрича (речки) расстреляли около двух десятков людей, в первую очередь имевших высшее образование, а также студентов ВУЗов.

 

Братская могила. Здесь закончился «Еврейский Смотрич»

 

Что посмотреть?

О еврейском прошлом Смотрича сегодня напоминают менее десятка пока еще сохранившихся местечковых домиков и старое кладбище. Домики в основном сконцентрированы в вокруг базарной площади. Пожалуй, самый классический, даже еще под черепицей, находится по дороге, ведущей от базарной площади к костелу (сразу напротив детского сада).

 

Один из полностью сохранившихся местечковых домиков

Эта дорога ведет к старому кладбищу.

 

А вот кладбище придется поискать. Впрочем, ничего сложного здесь нет. Ориентир - местная Свято-Успенская церковь. Слева от нее вверх поднимается улочка. По ней нужно пройти чуть более ста метров. Справа будет сложенная из камня ограда и заросли за ней. Это и есть кладбище.

 

 

Если пройти еще метров пятьдесят - обнаружится ведущая вглубь некрополя тропинка. Она выводит на довольно обширную поляну, на которой можно увидеть несколько надгробий. Самые интересные и уникальные мацевот, увы, находятся в густых и колючих зарослях, продираться сквозь которые то еще удовольствие. Но упорство будет вознаграждено. Памятники здесь очень красивые и интересные. В частности, именно в Смотриче автору удалось увидеть самую оригинальную и необычную мацеву из когда-либо встреченных.

 

 

Этот памятник интересен прежде всего декором. Надмогильную плиту здесь украшает восседающий на камне гигантский орел с распростертыми крыльями. Что интересно крылья не только вырезаны, но и прорезаны насквозь. Интересна и эпитафия. Она не просто так, а в стихах!

 

Возможно, это могила самого первого раввина Смотрича

 

Автору удалось найти в сети Интернет фотографию этой мацевы, сделанную без покрывающего ее ныне мха. Известный специалист по иудаике Анатолий Кержнер попытался расшифровать текст. Здесь следует объяснить сложности перевода. Кроме присущего ивриту отсутствия гласных старые тексты изобилует еще и рядом специфических сокращений. Поэтому даже для человека свободно владеющим ивритом они еще та головоломка. В итоге эпитафию можно перевести так:

Здесь спрятан кладом пастырь прямодушных и разумных, праведник, хранитель веры всегда сидел в собрании просвещающих выдающийся р. Йоэль (?) умер 6 нисан 5504 (1744). Да будет душа его завязана в узле жизни

Исходя из эпитафии это могила одного из первых раввинов общины Смотрича. Более того учитывая, что сама община была создана (или воссоздана?) только в самом начале XVIII века, можно смело предположить, что погребенный вообще был ее самым первым раввином.

 

Классический сюжет — медведь с побегами

 

Орел на мацевот — не редкость, но этот необычен — в клюве он держит лавровый венец.

 

Точную наводку на это чудо, к сожалению, дать не получится. Но подскажем, что самая старая часть некрополя находится в его южной части, - там и следует искать.

Если поздние мацевот довольно однообразны и однотипны (таких много на старых еврейских кладбищах, и не только Подолья) то памятники XVIII и самого начала XIX веков - настоящие музейные экспонаты. Бросается в глаза, что кроме сугубо смотрицких мастеров здесь присутствует продукция камнерезов из соседних Сатанова и Городка.

 

На фото 1 – надгробие со Смотрича (1804), на фото 2 – Сатанова (1836 г.). Мастер – один.

Очень похожие по стилю надгробия можно увидеть в соседнем Городке

 

Не нужно быть искусствоведом, чтобы увидеть неповторимый индивидуальный стиль резчика. Остается, правда, гадать, в каком из местечек работал мастер, а куда только поставлял свои произведения.

Советы

Кроме осмотра собственно еврейских памятников стоит ознакомиться с доминиканским костелом Св. Николая. Он необычен в первую очередь своим "наскальным" расположением. От него рекомендуем спуститься в долину Смотрича (речки). Тем боле, что здесь уже начинается знаменитый каньон - красиво, живописно и необычно.

 

Долина Смотрича в Смотриче

Громадный тополь у скал. Местные утверждают, что ему более 300 лет!

Этот подъем в скалах прорубили еще во времена князя Константина.

Внимательно смотрите под ноги. Может что найдете. Автор, например нашел курительную трубку XVIII века.

 

Экскурсию Смотричем (поселком) стоит совместить с осмотром достопримечательностей Каменца. От первой столицы Подолья до нынешней - менее получаса на автомобиле. Если есть время рекомендуем осмотреть также соседние Китайгород, Жванец, Окопы, Сатанов, Городок, Гусятин, Купин и Кузьмин. Обо всех этих местечках мы рассказывали ранее. Естественно, "одним махом" не получится, но выбрать, что более интересно, можно.

 

 

Все современные фото — автора

использован архив myshtetl.org

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.