Есть такая очень короткая майса:
Спросили у ребе: «Где в Торе написано, что нужно носить ермолку?». «Ну, это проще простого, — ответил ребе, — ведь сказано: «И пошел Авраам». Разве Вы можете представить себе, что Авраам ходил с непокрытой головой?!»
Следует отметить, что и в этой майсе всего лишь доля шутки, а остальное – правда. Обычай покрывать голову существовал у евреев практически всегда. В давние времена головной убор был знаком контакта с Б-гом – голову покрывали во время служения Вс-шнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т.д.). Тора (глава Шмот) предписывает коенам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно – этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение.
Смысл этого обычая-правила – показать, что еврей осознает существование Вс-шнего и Его мудрость, ценя это, даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.
Обычай использовать ермолку (кипу) в качестве головного убора и носить ее постоянно сформировался, ориентировочно, в раннее Средневековье и преследовал две цели. Первая (возможно, вопреки распространившемуся к тому времени христианскому мировоззрению): декларировать, публично выразить отношение евреев к служению Б-гу – оно не ограничивается присутствием в синагоге или духовным саном, каждый еврей контактирует с Ним в каждом своем поступке. Вторая цель, несет в себе идею «желтого магендовида», но с положительным оттенком – отличительный признак, чтоб узнать «своих».
Другими словами, надевая кипу, еврей декларирует свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому мировоззрению.
В наше время (в силу различных обстоятельств) ермолка стала не просто «еврейским обычаем», она играет роль лакмусовой бумаги. Сегодня ношение кипы означает приобщение к традиции нашего народа, а снятие ее – уход... Несмотря на то, что кипа не является однозначной «юридической обязанностью» еврея, как, например, законы кошера или соблюдения субботы, порой ее роль значительней.
Но, ведь и вера в Б-га не является одной из 613 заповедей – просто это основание для всех дальнейших действий.
Источник: Jewish.ru