Вспомним историю из Мидраша... Когда Моше поднимался на гору, чтобы предстать перед Вс-шним, он услышал пение ангелов, повторявших слова «барух шем квод мальхуто леолам ваэд» (благословенно славное имя царства Его во веки веков). Спустившись с горы, он научил евреев этим словам. Почему же народ Израиля не произносит их открыто [но шепчет вполголоса]? Говорит рабби Аси: «Это сравнимо с человеком, который украл сокровища из царского дворца и отдал их своей жене. «Умоляю, — говорит он жене, — носи их не так, чтобы видели все, а только дома». Тем не менее в Йом Кипур евреи, будучи чистыми, подобно ангелам, произносят эти слова в полный голос» (Дварим Раба 2:35).
На первый взгляд, Мидраш дает больше вопросов, чем ответов. Если эта молитва — прерогатива ангелов, то почему Моше украл ее у них? Если же мы во всеуслышание объявляем об этой краже в Йом Кипур, то в чем заключается смысл в продолжении этих «краж» после Судного дня? Каким образом Йом Кипур усиливает нашу чистоту?
Еврей и Б-г
Сразу после рассказа, приведенного выше, Мидраш переходит к объяснению концепции пяти уровней души, высший из которых называется йехида (от слова йехид, что в переводе с иврита означает «единственный» или «уникальный»). Мидраш приводит мнение, согласно которому на пятом, самом высоком уровне, достигается наиболее тесная связь души с Все-шнем. «Вс-шний — един, едина и душа».
Первосвященник и ангелы
Один раз в году, в Йом Кипур, первосвященник входил в самое потаенное помещение Храма, известное как Святая Святых. В Иерусалимском Талмуде (трактат Йома 5:1) сказано, что в тот момент, когда в Йом Кипур первосвященник заходил в Святая Святых, он оставался наедине с Б-гом; вход туда был закрыт даже для ангелов. Это указывает на то, что связь между Вс-шним и душой человека в тот момент была настолько сильной, что превосходила даже духовные возможности ангелов. Эта уникальная связь возможна только между Б-гом и Человеком. Един Вс-шний, едина и душа — с Б-гом.
Связь с Б-гом сегодня
Сегодня евреи не проводят храмовые Б-гослужения. Их у нас заменяет молитва. Мы молимся трижды в день, но в Шабат и в праздничные дни добавляется четвертая молитва — «Мусаф» («Добавление»). Йом Кипур — единственный день в году, когда добавляется еще одна, пятая молитва, «Неила», которая читается по завершении дня, на закате.
Хасидское учение говорит о том, что эти молитвы представляют пять уровней души. Таким образом пятая молитва, добавляемая в Йом Кипур, олицетворяет уровень «йехида». На протяжении всего года этот уровень, на который способна подняться душа, скрыт глубоко внутри нас — он обладает слишком большой святостью для нашего мира. Но в Йом Кипур йехида раскрывается. Именно на этом уровне пребывал первосвященник, заходя в Святую Святых. В Талмуде говорится, что этот уровень недоступен даже ангелам, поскольку, как сказано в Мидраше, он — един, един с Б-гом.
Честный мир
Теперь становится понятной тайна так называемой «кражи» молитвы «Барух шем». Эту священную молитву необходимо читать только самым духовно возвышенным творениям Вс-шнего. Ее могут петь ангелы. А на самом высоком уровне — йехида — каждая из наших душ обладает большей святостью, чем ангелы, и именно поэтому мы можем произносить ее в течение всего года.
Но, поскольку этот уровень души неочевиден для нас на протяжении года, мы произносим ее вполголоса. Произнесение этих слов в полный голос уподобляет это действие «краже», заявлению о том, что присущая нам внутренняя святость для нас является более доступной, чем есть на самом деле. Мы святы, но святость наша скрыта; именно поэтому мы произносим молитву «Барух шем», но делаем это шепотом.
Из этого следует, что в Йом Кипур, когда высший уровень души раскрывается полностью, мы заявляем о своем праве произносить эту молитву в полный голос.