Между Косовом и Кутами
Есть мостик,
Куда Бааль-Шем, куда Бааль-Шем
Ходил гулять…
Эту народную песенку на идиш (в оригинале «Фун Косив биз Китев») перепевали разные артисты и в самых разных музыкальных обработках. А идет в ней речь о том самом периоде, который до сих пор оказывает огромное влияние на еврейскую жизнь во всем мире. 7 лет в этой местности провел легендарный Бааль Шем Тов (БЕШТ), на протяжении которых он постиг глубочайшие тайны мироздания, и впоследствии стал основателем хасидизма. Как же обычный еврей по имени Исроэль бен Элиэзер сумел стать Бааль Шемом (буквально – «Владеющий Именем», т.е. знал Имя Вс-шнего)?
Вся его жизнь окутана множеством легенд. Одна из них говорит, что БЕШТ достиг понимания с помощью особых практик – медитаций. В одном из куплетов песенки говорится о том, что между Косовом и Кутами находится лесок, куда Бааль-Шем «аф хизбойдедес из геганен» - в примерном переводе «ходил уединиться, побыть один». Идишское слово «хизбойдедес» означает не просто«уединениие», а своеобразный синтез медитации и молитвы. Именно здесь, у подножия Карпатских гор, и постигал истину будущий цадик, в перерывах между медитациями добывая глину для продажи на рынке (одним Божьим духом тяжело прокормиться). Сегодняшнее наше путешествие – по его следам.
«Фун Косив биз Китев» в исполнении Дарьи Ловать
Рождение из соли
Поселение на Гуцульщине, входившей в территорию недавно образованной Речи Посполитой, возникло в 16 веке. Произошло это после того, как в Снятинском старостве были обнаружены залежи соли и основана солевая баня для выварки соли. Соль во все времена была ценным ресурсом, и баня стала предметом спора между знатными польскими родами Генчинских и Язловецких. В 1560 году снятинский староста Генчинский построил вокруг прибыльного предприятия городок Рыков. Но в те веселые времена имущественные споры решались просто – кто сильнее, тот и хозяин. Сразу после смерти Генчинского его конкурент Юрий Язловецкий вооружил своих слуг и наемных работников, напал на Рыков и полностью его уничтожил. Баня перешла в собственность Язловецких.
В 1579 году городок был отстроен заново, и получил название «Косов». В налоговом реестре этого года Косов значится как местечко, принадлежащее Михаилу Язловецкому, сыну воинственного Юрия. Местечко стало центром отдельной частновладельческой волости. Тем не менее, смена названия не сделала его более удачливым. Косов разрушался турками и татарами еще дважды, в 1621 и 1624 годах. Для восстановления города его владельцы поступили проверенным и гарантирующим результаты способом – пригласили евреев.
Евреи получили некоторые привилегии и стали активно заселять местечко. По состоянию на 1764 год в Косовской волости числилось 343 еврейские семьи. Вероятно, некоторые евреи проживали на этих землях и ранее, но самостоятельной общины не существовало. Только в 18 веке в Косове было основано еврейское кладбище и построена первая деревянная синагога.
Евреи заселяли, как и во всех штетлах, преимущественно центральные улицы, прилегающие к городской площади. Вскоре в их руках сосредоточилась вся торговля, аренда земельных участков, питейных заведений, мельниц и других предприятий, в том числе многострадальной солеварни.
Вид на солеварню в Косове. Открытка выпущена издательством еврея Е.Хаеса из Коломыи.
Странная дружба праведника и разбойники
Быстро богатеющий город привлекал «народных мстителей» – опришков, и они частенько сюда наведывались. Во время одного из таких «визитов» и состоялось знакомство Бааль Шем Това с их легендарным предводителем Олексой Довбушем. Множество писателей описывали в своих произведениях встречи БЕШТа и Довбуша. Разные легенды всегда сходились в одном - отношения между цадиком и разбойником были, если можно так сказать, товарищескими. Рабби Исроэль как-то помог Олексе спрятаться от преследования, а украинский «Робин Гуд» подарил цадику курительную трубку, с которой БЕШТ не расставался до конца жизни.
В исторических документах зафиксирован интересный и загадочный эпизод. Как-то отряд опришков под предводительством самого Довбуша подошел к Косову и приготовился к атаке, но, в итоге, ушел обратно в горы. До сих пор неизвестно, что помешало разбойникам. Может, именно тогда состоялся первый разговор между БЕШТом и Довбушем? Хоть и считается, что произошло это около 1740 года, а цадик жил вблизи Косова с 1727 по 1734, обе даты являются довольно приблизительными. Точных сведений об этих событиях нет, и встреча еврейской и украинской легенд в это время была вполне вероятной.
Косов, вид с Замковой горы. Австрийская открытка.
Ярмарка в Косове. Польская открытка.
Начало Косовского хасидизма
С 1772 года Косов в составе Австрийской империи. Смена власти не помешала еврейской общине развиваться. В формировании религиозных взглядов значительным было влияние БЕШТа, что вполне объяснимо. В Косове жил современник Бааль Шем Това рабби Нахман, учение которого во многом было близко учению БЕШТа, но в то же время между ними были и серьезные противоречия. Большой популярностью также пользовался преемник Нахмана, рабби Борух бен Авраам. Но уже после него раввином Косова стает последователь БЕШТа, рабби Менахем Мендел, сын «хасида из Коломыи» Якова Копла бен Нехемии, бывшего хазаном в синагоге БЕШТа. Менахем Мендел основывает в местечке хасидский двор и становится основоположником Косовского хасидизма. Самым известным его ответвлением стал Вижницкий хасидизм, в учении которого внук и тезка косовского раввина Менахем Мендел Хагер развил идеи своего деда. После смерти Менахема Мендела из Косова его потомки были раввинами местечка вплоть до 1942 года. В 1847 году часть хасидов выехала из Косова в Эрец-Исроэль, где они построили свою синагогу в городе Цфат.
Косовским хасидам принадлежала самая большая их синагог, построенная на средства предпринимателя из Заболотова Натана Бандера.
Огель рабби Боруха бен Авраама.
Огель рабби Менахема Мендела из Косова.
Захоронение рабби Менахема Мендела.
С 1867 года город становится центром Косовского повета. В 1898 году на средства фонда барона Мориса де Гирша в Косове открылось ремесленное училище. В 1909 году организацией Агудат Цион основана школа «Сафа брура» с преподаванием на иврите.
На начало 20 века в Косове проживало 2560 евреев, составлявших 82,5% всего населения. Евреи владели множеством разнообразных мастерских и лавок, перед Первой мировой войной им принадлежало 40 домов в центральной части Косова.
Ратуша и площадь Рынок с еврейскими магазинами. Польская открытка.
Бывшие еврейские дома в центре Косова.
Бывший дом косовских раввинов.
Новые беды в новое время
Вскоре спокойная жизнь городка закончилась. В 1914 – 1917 годах Косов дважды занимала российская армия, что неизменно сопровождалось грабежами еврейских лавок. После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 года в городе была провозглашена власть Западно-Украинской Народной Республики. Продержалась она меньше года, уже в мае 1919-го Косов заняли румынские войска. Но и они задержались всего на 3 месяца. С августа 1919 года Косов – поветовый центр Станиславовского воеводства в составе Польши.
Все эти катаклизмы сильно повлияли на численность еврейской общины, ее рост начал заметно снижаться. В 1921 году 2166 евреев составляли всего 51% от общего количества населения. В дальнейшем процент евреев снизился еще больше, поскольку в 1929 году к Косову были присоединены населенные преимущественно украинцами села Старый Косов и Вербовец, а еще через 5 лет – село Москалевка. Тем не менее, в 1928 году половину состава муниципального совета Косова составляли евреи, а с 1929 по 1934 годы обязанности мэра также выполнял еврей, доктор Яков Гертнер.
Открытка с видом Москалевки, ставшей частью Косова.
Солевой промысел, который положил начало городу, постепенно угасал, хотя окончательно солеварни закрылись только в 1938 году. Евреи по этому поводу вряд ли сильно расстроились. Как-никак такое экзотическое ремесло обычно не входило в перечень традиционных еврейских занятий. Его надо было заменить чем-то более привычным, и еще в австрийский период наряду с добычей соли Косов становится известным центром производства тканей и ковров – и остается таким по сей день! В городе работала ковровая мастерская «Гуцульское искусство», принадлежавшая истинному гуцулу по фамилии Гильман, трикотажные фабрики Шниберга и Гунда. В 1928 году около 40 еврейских мастеров объединились в ковроткаческую артель, которая просуществовала до 1941 года.
Кроме ткаческих, евреям принадлежало и множество других предприятий, и даже был открыт еврейский кооперативный банк. Наряду с традиционными общинными институтами действовали разнообразные политические партии, были активны сионистские организации «Поалей Цион» и «Мизрахи», молодежные движения «га-Шомер га-Цаир» и «га-Ноар Га-Цион». Тон культурной жизни задавало общество «Мерказ рухани» и спортивный клуб «Маккаби». В 1934 – 1936 годах выходила газета на идиш «Косовер штиме» («Голос Косова»).
Молодежь из «га-Шомер га-Цаир».
Работницы ковровой мастерской Гильмана. В центре - управляющий Штейгман.
Футбольная команда «Поалей Цион».
Борьба на выживание
Вместе с поляками в Косов пришел и антисемитизм. Польская Национал-демократическая партия призывала местное население к бойкоту еврейских магазинов и товаров. У многих эти призывы находили отклик. К концу 30-х годов в городе заметно уменьшилось количество еврейских лавок и увеличился процент еврейских бедняков.
22 сентября 1939 года в Косове установилась советская власть, и еврейская общинная жизнь была полностью разрушена. Синагогу закрыли, все политические партии запретили, частные предприятия - национализировали.
В июле 1941 года Косов заняли венгерские войска. К этому моменту еврейское население города увеличилось за счет беженцев из Западной Польши и Подкарпатской Руси до 4 тысяч человек. Был создан юденрат, который открыл столовую и оказывал помощь нуждающимся.
В сентябре власть в Косове перешла к немецкой администрации. В начале октября немцы сожгли синагогу и убили 7 евреев, пытавшихся найти в ней убежище. 16 и 17 октября 2200 евреев были выведены на Замковую гору над мостом Москалевка и расстреляны.
24 апреля 1942 года 600 евреев из Косова были отправлены в гетто Коломыи, а оттуда депортированы в лагерь уничтожения Белжец. Оставшихся евреев переселили в гетто. 7 и 28 сентября были проведены еще две акции уничтожения; оставшихся в живых отправили в Коломыю.
3 братские могилы на Замковой горе.
После войны несколько евреев вернулось в Косов, но надолго здесь не задержались. В сохранившемся доме косовских раввинов сейчас действуют 2 музея, в том числе музей УПА.
Еврейское кладбище в Косове.
Использован материал:
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
Электронная Еврейская Энциклопедия;
New York Public Library. Yizkor Books. Kosow;
Shtetl Routes. Косів;
New York Public Library. Yizkor Books. Kuty;
Martin Rudner. Kuty;
Илья Альтман. Холокост на территории СССР. Энциклопедия.