Забытый некрополь - Ujew

Забытый некрополь

Забытый некрополь
Количество просмотров 1765 Количество комментариев 0

В марте 2017 г. небольшой райцентр Гусятин (Тернопольская область) оказался в центе внимания СМИ, особенно еврейских. Правда, повод был не совсем приятный.

 

 

Однажды глава Гусятинской громады Михаил Левицкий случайно узнал, что один из заброшенных коровников бывшего колхоза "Коммунист", что в соседнем селе Чабаривка, построен из старинных мацевот XVIII-XX веков. И надгробия эти явно с поселкового кладбища. Как только сошел снег, Михаил Михайлович отправился проверить полученные сведения. Они, увы, подтвердились.

 

 

Михаил Левицкий мечтает отреставрировать средневековую синагогу и перенести в достойное место найденные надгробия

 

Относительно гусятинского кладбища вполне уместно употребить украинское понятие "пороблэно". Некрополю не везло изначально. В 1739 г. его, например, возжелал снести каменецкий епископ Вацлав Сераковский. Все подробности той неприятной истории можно прочесть в нашей предыдущей публикации "Разделенный Гусятин и "невезучая" синагога".

Абсолютно неудачным оказался и выбор места под киркут - он оказался на пути единственно возможного направления роста местечка. К концу XIX века кладбище оказалось едва ли не в самом центре Гусятина.

 

Участок разрушенного коровника. Каждая плита — фрагмент надгробия.

 

Во время немецкой оккупации неудачная география сыграла злую шутку. Нацисты обычно не обращали внимания на еврейские некрополи - стоят себе на отшибе, - ну и пусть. В худшем случае могли надгробия расстрелять, как это видим в Староконстантинове или Товстом (Тлусте). Но в Гусятине "закорючки" иврита и ненавистные Маген-Давиды постоянно маячили перед глазами. В итоге кладбище раскатали танками.

 

Обломок мацевы XVIII века с “коммунистического» коровника

 

В послевоенные годы селиться на кладбищенском пустыре никто не спешил - кому охота жить на могилах? Так продолжалось до 1975 г., когда на окраине Гусятина начали возводить узловую компрессорную станцию магистрального газопровода "Союз". Советским рабочим такую сложную работу закономерно не доверили и подрядили социалистических венгров. Территорию кладбища отдали под строительство жилья для гастарбайтеров. "Выковырянные" из под земли мацевот вывезли, чтобы не травмировать психику "союзников" по социалистическому лагерю.

 

 

Долгое время судьба надгробий оставалась неизвестной. Только спустя более четырех десятилетий благодаря Михаилу Левицкому часть мацевот удалось найти. Увы, вместо точки в этой истории получилось многоточие.

 

Еще немного «коммунистического стройматериала»

 

Даже чтобы просто разобрать злополучный коммунистический коровник и перевезти памятники в более достойное место, нужна довольно приличная сумма. Вот только поселково-райцентровские бюджеты, традиционно, очень бюджетные. Гусятин - не исключение. При всем желании местных властей (напомним "мацевотная история" - личная инициатива поселкового головы) найти необходимую сумму очень проблематично. Была надежда на помощь спонсоров, но, не смотря на громадный резонанс, "воз и ныне там"... Надгробия по-прежнему остаются в стенах разрушенного коровника...

 

Дорога к коровнику из надгробий

 

В ходе "мацевотной" эпопеи, в которой автор этих строк принял активнейшее участие, всплыла еще одна кладбищенская история.

С самого начала возник вопрос: что делать с находкой? Вернуть на территорию старого кладбища? Но оно давно застроено многоэтажками и большинство жителей не обрадуются, когда под окнами появятся сотни надгробий. Построить у Большой средневековой синагоги Стену Памяти, как это сделали в городе Добромиль, Львовской области? Идея отличная. Но опять же - надгробий сотни! Стена Памяти поучится, конечно, не как Берлинская, но тоже огромная. Как компромисс рассматривали возможность использовать для Мемориала несколько десятков самых красивых. Но опять же, - что делать с оставшимися?

В ходе "мозгового штурма" прозвучала неожиданная информация. Мол, в соседнем "хмельницком" Гусятине сохранилось заброшенное еврейское кладбище. Может уместно вывезти туда?

 

Автобусная остановка Гусятина-подольского. Внизу видно Гусятин-галицкий

 

Обыденная для местных информация, для специалиста оказалась самой настоящей сенсацией!

Дело в том, что во всех справочниках упоминается исключительно уничтоженное нацистами и добитое коммунистами кладбище "западного" Гусятина. О том, что таковое есть еще и в "восточном" - за пределами разделенного Збручем поселка, - неизвестно. Даже для самых маститых спецов по еврейской истории и некрополистике, информация о нем оказалась откровением! Не упоминается "восточно-гусятинский" некрополь и в очень масштабном и подробном справочнике "Еврейские кладбища, синагоги и места массовых погребений", подготовленном в 2005 г. американской правительственной организацией United States Commission for the Preservation of America’s Heritage Abroad.

Корреспондент "U-Jew!", естественно, не смог пройти мимо такой сенсационной информации - не каждый же день в Украине находят такие масштабные памятники иудаики, как целое кладбище! Правда, добраться до Гусятина получилось не сразу.

После бесплодных блужданий по пересеченной местности стало понятно, почему об этом некрополе ничего неизвестно. О нем даже большинство встреченных жителей "хмельницкого" Гусятина не знали. Наконец, указания местных "сусаниных" привели на территорию, именуемую "цвынтарёк". Не смотря на заверения юной пастушки, выгуливающей троицу лохматых коз, что это и есть "жидiвський цвинтар" тут же возникли сомнения по этому поводу. Смущали блестящие купола храма середины XIX века, выглядывающие из-за деревьев метрах в ста. Дедок пасший рядом корову сомнения подтвердил. Мол, он помнит, как еще в 1960-е здесь стояли каменные кресты, а потом — исчезли.

 

Крестом конца XVIII века укрепили обочину

 

Судьба последних вскоре прояснилось. Метрах в 50-ти от "цвынтарька" обнаружилась опорная стена, сложенная из христианских надгробий. В этом ключе, вышеупомянутую историю с коровником никак нельзя рассматривать, как проявление целенаправленного антисемитизма. Это исключительно яркий пример обычного варварства и бескультурья, свойственный для коммунистического периода нашей истории, когда советским хозяйственникам было абсолютно по-барабану из чего строить - из христианских надгробий, или иудейских мацевот.

 

Красной меткой (внизу) помечено забытое кладбище

 

Хозяин коровы также дал более-менее точные координаты искомого - на противоположном конце села, искать где-то под лесом. Лес виднелся километрах в двух южнее. Учитывая рельеф, заборы и т.д. маршрут оказался раза в три длиннее.

 

Среди полей возвышается островок старого кладбища

 

Островок кладбища лежал посреди поля, окруженный со всех сторон морем рапса и кукурузы. Вдобавок, его опушку сторожили непроходимые заросли колючего терновника, усиленные ежевикой. Крапива в рост человека тоже присутствовала. Но отступать было поздно.

 

Забытое кладбище густо заросло деревьями и кустарниками

 

Как и прогнозировалось, погребения оказались здесь поздними - начиная со второй половины XIX века и до середины ХХ. Чего не ожидалось - так это "погромленности". В этой части Украины люди боятся Б-га, да и вообще, стараются лишний раз не брать грех на душу. После ползанья зарослями, стала понятной причина погрома - окопы. На территории кладбища явно просматривались следы окопов и даже артиллерийских позиций. Увы, автор не специалист по фортификации, и определить к Первой или Второй мировой войне они относятся - не смог. По-логике - скорее всего это "Империалистическая" - в 1916-1917 гг. здесь долго проходила линия фронта.

 

Здесь придётся поверить на слово: это — окопы (кто фотографировал в зарослях - поймет)

 

Появление "восточногусятинского" кладбища неразрывно связано со специфической историей самого Гусятина. Напомним, до 1772 г. это было единое поселение, раскинувшееся на левом и правом берегах Збруча. Но после, по этой реке пролегла граница между Австрией и ошметками свежеразделенной Речи Посполитой. С 1793 г. Збруч стал границей уже между Австрийской и Российской империями.

 

Российско-советская пограничная застава и обелиск в память погибшим пограничникам (1923 г.)

 

На первых порах линия разделения не особо сказывалась на местном населении. Евреи "подроссийского" Гусятина и далее молились в синагоге за рекой, как и продолжили хоронить своих покойников на "подавстрийском" кладбище. Граница повлияла, разве что, на торговлю - с обеих сторон стояли таможни. Вена и Петербург тогда дружили, настолько, что Николай I даже здорово подсобил последней в подавлении революции в Венгрии 1848-1849 гг.

 

Надгробие на забытом кладбище, 1889г.

 

Лев...

 

Положение кардинально изменилось, когда Петербург развязал Восточную войну, более известную в русской и советской традиции как "Крымская". Игра с названием здесь яркая иллюстрация, как терминология полностью меняет суть событий. В итоге переименования абсолютно агрессивная захватническая война, развязанная Россией, стала ассоциироваться исключительно с героической обороной Севастополя от, выражаясь современной терминологией, "международного миротворческого контингента". Коварный агрессор, поправший все нормы международного права, благодаря манипуляции с названием, вмиг превратился в общественном сознании россиян в жертву нападения. Кстати, по этой же причине в нынешней России термин "Вторая мировая" стараются не употреблять, заменив его Великой Отечественной.

 

 

Развязывая войну, Николай I наивно ожидал, что Вена, в благодарность за помощь в усмирении мятежных венгров, если не поддержит Петербург, то хотя бы сохранит доброжелательный нейтралитет, но просчитался. Австрия жестко осудила агрессора и присоединилась к ультиматуму выдвинутой русскому царю вместе с Британией, Францией и Пруссией.

 

 

Австрийские войска даже демонстративно сконцентрировались у границы, правда в боевые действия так и не вступили. Тем не менее, Петербург был вынужден держать против них довольно приличную армию, столь необходимую в Крыму.

В отместку за "предательство" Российская империя довольно сильно ужесточила режим границы и "правобережное" кладбище для жителей "левобережного" Гусятина оказалось недоступным. Общине "подроссийской" части Гусятина пришлось срочно организовывать свой некрополь. Тем более что община там была немаленькая. По переписи в 1897г. в "восточном" Гусятине насчитывалось 1153 еврея. Правда, по состоянию на 1923 г., здесь осталось лишь 546 "советских" евреев.

 

 

 

Как сообщили "U-Jew!" в Отделе охраны памятников истории и культуры Хмельницкой области, о Гусятинском кладбище знают, но в охранные реестры оно не включено в силу относительно юного возраста. По причине "незадокументированности", отдаленный некрополь, расположенный на окраине глубоко провинциального села, до сегодня остался абсолютно неизвестным, как для специалистов в области иудаики и еврейской истории, так и широкой еврейской общественности.

 

 

Неплохо бы, чтобы обнаруженный памятник детально обследовали специалисты по иудаике. И уж совсем замечательно, если бы его привели в порядок.

 

Редакция журнала U-JEW, а также лично автор поздравляют славный Гусятин с наступающим Днем Города!

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.