Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Достоинство голоса и магия песни
Образ жизни

Достоинство голоса и магия песни

Хая Ривкин
13 сентября 2017, 11:56
Время прочтения Время прочтения: 5 мин.

В наших источниках говорится, что голос, подобный мужскому, для женщины является недостатком. У женщины есть свой, женский голос. И, за исключением каких-нибудь особым образом режущих слух, женские голоса обычно обладают определённой степенью приятности.

Голосом мы, женщины, пользуемся постоянно, а по каким-то мнениям, которые всё ещё можно услышать от недобитых мужских шовинистов, даже слишком уж часто. Разговаривать женщине никто не запрещает. Понятно, что есть запреты злословия, ругательств, излишних бесед с чужими мужчинами и прочие ограничения для нашей же пользы, но сам факт разговора – это нормально. Настолько нормально, что мы даже об этом не задумываемся обычно[i].

Кроме разговоров, мы можем ещё и петь. Насколько часто мы это делаем? Каждая по-своему. Кто-то постоянно что-то вполголоса мурлыкает, у кого-то голос прорезается только при включенном пылесосе, кто-то пытается уложить детей спать под звуки колыбельной, а кто-то вообще поёт для заработка (кто на сцене, а кто в подземном переходе).

Музыка вообще и пение в частности – это очень интересная область еврейского знания. Музыка, будучи явлением, в принципе, материальным (помните учительницу физики, говорившую про какие-то там колебания воздуха?), оказывает сильное влияние на душу. Как сами звуки, так и личности композитора и исполнителя воздействуют на нас[ii].

Женское пение оказывает двойное воздействие: во-первых, пение само по себе, во-вторых, женский голос.

Женский голос обладает для противоположного пола такой привлекательностью, что наши мудрецы отнесли его к разряду вещей, которые мы чужим людям не демонстрируем. Нам, женщинам, понять это, возможно, довольно сложно, но примем это как факт. Действительно, если бы не было этой привлекательности в женском голосе, кто б тогда ходил на концерты всяких там певиц? Только знатоки и ценители пения, получающие удовольствие от точного следования нотам? Правду говоря, некоторые певицы отсутствие голоса возмещают отсутствием одежды и присутствием фонограммы, но оставим их, не к столу будут помянуты, в стороне.

Итак, женское пение – вещь приятная и привлекательная. Исходя из этого, можно делать практические выводы. Например, хочу ли я, чтобы моё приятное и привлекательное пение донеслось через открытые окна до соседа? Или чтобы пришедшие в гости друзья мужа зачарованно слушали, как я пою за столом субботние песни? Кроме того, что Тора им это запрещает и не надо создавать для них препятствий, есть ещё и вопрос о том, зачем мне это может быть нужно?

Еврейский закон чётко определяет, при ком и когда мы можем петь. Есть ближайшие родственники, для которых наше пение не представляет галахической проблемы, а есть чужие люди, внимание которых нам не на пользу, а во вред. Галахическая литература разбирает также и вопросы о том, можно ли слушать запись женского пения, игру на музыкальных инструментах[iii], запись игры на музыкальных инструментах, свист (помните, были такие мастера художественного свиста 2-3 поколения назад?) и прочие относящиеся к этой области дилеммы.

Если в результате изучения этой темы есть ощущение, что чем-то важным приходится пожертвовать и что требуется приложить какие-то особые усилия, возможно, будет полезна следующая невыдуманная история.

Много десятков лет назад в Вене жила молодая еврейская девушка. Помимо разных других достоинств, она обладала чем-то, что выделяло её из сверстниц – удивительной красоты голосом. Когда она начинала петь, это просто завораживало аудиторию. Кто-то сообщил о её таланте в венскую оперу, девушку пригласили на прослушивание и сразу на месте предложили подписать с ней контракт. Естественно, она решила посоветоваться с родителями. Родители пытались ей объяснить, что пение перед смешанной аудиторией – это недопустимо, но опера манила… Тогда родители пошли вместе с дочерью посоветоваться с одним очень большим раввином.

- Скажи, что именно ты хочешь достичь своим пением в опере? – спросил раввин.

Девушка на некоторое время задумалась, а затем сказала:

- Я хочу славы и почёта.

- Правда? – переспросил раввин. – Если ты хочешь славы и почёта, то у меня есть для тебя решение. Откажись от замысла петь в опере, а в будущем у тебя родится такой сын, слава которого разнесётся по всему миру. Этот сын станет твоей славой и почётом.

Когда эта девушка вышла замуж, у неё действительно родился сын. Сын позднее вспоминал, что у его матери был замечательный голос, что она пела дома… В оперу она не вернулась.

Кто был этот сын? Один из глав нашего поколения, виднейший галахический авторитет (в том числе, и по вопросам законов святости и скромности) – рав Вознер.

 

 

[i] Возможно, пришло время задуматься, насколько наши разговоры уместны, например, когда мы ведём их по мобильному телефону, находясь в общественном месте. Действительно ли все пассажиры автобуса должны следить за перипетиями наших взаимоотношений со свекровью и увлекательными подробностями того, что у нас в меню на ужин? (Если это автобус израильский, то, вероятно, на каком-то этапе попутчики не смогут удержаться и начнут давать дельные советы по поводу услышанного; так вы сможете съэкономить на оплате психолога, диетолога и прочих специалистов).

[ii] Поэтому следует выбирать не только то, что мы едим, что мы видим и что мы читаем, но и что мы слушаем. Простейшее наблюдение за собственными реакциями на слышимые вещи может привести к интересным выводам на эту тему.

[iii] Игра на музыкальных инструментах – это не «голос женщины», но она проблематична потому, что это демонстрация особого редкого умения. 

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

На пороховой бочке: если муж/жена – военный
Основатель Hotels.com: 7 принципов успеха из еврейской школы
Ученик по жизни: как научить мозг учиться
Красота огня: Шабатние подсвечник как искусство
Где твое пальто?