Не секрет, что на дальнейшую судьбу взрослого человека очень сильно влияет его детство: какие люди окружали ребенка, какие чувства он испытывал. Наблюдая за еврейской детворой, начинаешь понимать, какой потенциал открыт для становления личности каждого из них. Ведь еврейские дети – они такие счастливые, никогда не зажатые тоннами условностей и запретов, но в то же время они всегда ощущают грань дозволенного и не переступают ее. Вспоминая слова главной героини всенародно известного фильма «Ирония судьбы» о том, что работа педагога порой незаметна, но его ошибки судьбоносны для целых поколений, ловишь себя на мысли о том, какие же все-таки еврейские педагоги? Чем обусловлен успех их деятельности? В связи с этим U-JEW расскажет об истории и методиках самых известных еврейских педагогов.
Януш Корчак. В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого назвали Хиршем в честь его деда – известного и уважаемого в городе врача. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт, пошел другой стезей, став успешным адвокатом. В отличие от многих других семей, Гольдшмидты не так сильно осознавали свою принадлежность к еврейству, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик. Детство Хенрика Гольдшмидта нельзя назвать безоблачно счастливым – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Суровость школьной жизни усугублялась домашними проблемами – когда ему было 11 лет, у его отца проявилось психическое расстройство. От несправедливостей и трудностей жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением.
Но вскоре встал вопрос о том, как зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета. 15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика открылся педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики под названием «Гордиев узел». Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании. Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медицинский факультет Варшавского университета.
Писать, однако, он не бросил. Более того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, который сгубил свою семью, явно перенеся в нее личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак. Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.
В 1905 году Хенрик Гольдшмидт участвовал в русско-японской войне в качестве военного медика. После войны Хенрик вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность небывало выросла. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику. В 1907-1908 годах Хенрик Гольдшмидт отправляется сначала в Берлин, а затем во Францию и Англию изучать педагогику, причем стажировки проходят за его счет.
В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает судьбоносное решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Корчак неслучайно занимался проблемами еврейских сирот – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.
Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Корчак и его соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам. Самым приоритетным вопросом Януш Корчак считал нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.
С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе – вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя. После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».
Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало. Все эти педагогические проекты, новые книги были реализованы неимоверным трудом.
Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:
- Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
- Наблюдать ребенка.
- Не давить на ребенка.
- Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
- Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.
В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор. К середине 30-х его приют был признан как успешная новаторская педагогическая методика, книги были известны в мире, однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей.
В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога.
1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.
Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчак сделал невозможное – он организовал поездку с воспитанниками приюта в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение сирот в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его детям. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.
В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с еще одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней сироты могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.
В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог предпринял последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам. 6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.
Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь. Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.
Ла́сло По́лгар родился 11 мая 1946 года в городе Дьендьеше, Венгрия. Отец Ласло Полгара – Армин Протьовин – во время Второй мировой войны был привлечён к введённой для венгерских евреев «трудовой повинности»; его мать Белла Гельбман родом из Берегово выжила в концентрационном лагере Освенцим, но его дедушка и бабушка были там убиты. Ласло воспитывался в религиозной семье и хотел стать раввином. Его мать и младшая сестра эмигрировали в 1956 году на Запад, в то время как он остался со своим отцом и закончил еврейскую гимназию в Будапеште. В дальнейшем он работал сварщиком и посещал вечерние курсы педагогики, психологии и эсперанто. Позднее он работал в средней школе учителем черчения и этики.
Переписывался со своей будущей женой Кларой Альтбергер, которая жила в селе Вилок Виноградовского района УССР и училась в это время в Ужгородском государственном университете. Клара происходила из семьи венгерских евреев, которые проживали на территории, отошедшей после войны к СССР.
Полгар разработал теорию, согласно которой талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Д. Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как В. Моцарт и К. Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенно высокие результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым они вместе с женой дали только домашнее образование. После долгой переписки с уполномоченным министерством он получил на это разрешение в порядке исключения.
Игру в шахматы он выбрал из-за того, что там можно легко проследить за успехами по игре в турнирах. Сама Жужа рассказывает, что шахматы появились случайно, а отец планировал сделать её математиком. Все его дочери стали очень сильными шахматистками.
Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.
В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера. В его комментариях к ним уже прослеживаются зачатки антропософии. В 1891 г. Рудольфу Штайнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд «Философия свободы». В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики.
Рудольф Штайнер был также незаурядным педагогом. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка» (1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Очень интересен его тезис: «Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Основной метод подачи материала и обучения ребенка – «душевная экономия». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.
Последний год жизни Штайнера был очень плодотворен. Он создает макет нового Гетеанума, который будет построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, другим отраслям науки и искусства. Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925 г.
Генрих Шаррельман (1871–1940) – немецкий педагог, противник традиционного образования. До 1909 г. учитель в Бремене, Гамбурге. Был уволен за протесты против системы обучения в государственных школах. Занимался литературным трудом. В 1919-1926 гг. руководил одной из школ в Бремене. Автор книги "Трудовая школа" (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман отстаивал принципы активного обучения. Генрих видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь, но в то же время не спешил знакомить детей с реальной трудовой деятельностью. Педагог не признавал программу и планирование, будучи сторонником эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.
Выступал с резкой критикой традиционной народной школы с жесткой регламентацией деятельности учителя и учеников. Руководство детьми он понимал, как сотрудничество, носящее тактичный характер. Он выступал с позиций педагогики личности. Главную задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В связи с этим большое значение придавал творческим работам учащихся. Он разделял идеи свободного воспитания.
Моше Рубин родился в южном бессарабском городе Измаиле в 1856 году, незадолго до того, как он был вновь передан Молдавскому княжеству под турецким контролем. Получил традиционное еврейское религиозное образование, с 1866 года – в Аргентине. Вклад Моше Рубина в педагогику особенно важен тем, что он был одним из первых педагогов в сфере еврейского образования в Аргентине: после того, как его обзор «Escuela Hebrea en constitución» с обоснованием организации еврейских школ в стране возымел действие, в 1905 году и была организована первая такая школа. С 1906 года работал в еврейской школе имени Т. Герцля, второй открывшейся в Аргентине еврейской школе.
С возникновением в Аргентине еврейской прессы на идише в начале XX столетия Мойше Рубин печатал в ней рассказы, статьи на педагогические темы, биографии, и исторические очерки. Мойше Рубин – автор ряда изданных в Буэнос-Айресе книг, учебников и методических пособий для учителей, в том числе:
- Пособие по еврейской истории и хронологии, в 3-х томах (1933—1934),
- Маймонид: ребе Мойше бен Маймон, его жизнь и учение (1935),
- Дедушка и внук: к столетнему юбилею великого художника слова Шолем-Янкев Абрамовича и к двадцатилетней годовщине смерти Шолема Рабиновича (Шолом-Алейхема) (1936),
- Еврейская история для школьников (1935),
- Из всех сокровищниц: книга для чтения в школе (1937),
- Еврейские обычаи и традиции: пособие для школы и дома (1937, 2-е издание – 1948),
- Типы и образы, (1939).
Из всех рассказанных историй видно, что залогом появления новых педагогических методик, которые с успехом могут применяться на практике, есть одно – любовь к детям.