Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Кому быть раввином?
Мир еврейскими глазами

Кому быть раввином?

рав Александр Фейгин
29 августа 2017, 12:54
Время прочтения Время прочтения: 12 мин.

"А ты высмотри себе из всего народа людей деятельных, боящихся Вс-шнего, людей правдивых, ненавидящих корысть", - такой совет дал Моше мидьянин, ставший евреем, Итро. Тут, собственно, перечислены свойства, которые и определяют выбор раввина, но можно ли ограничиться только ими? Я не вижу в этом списке никаких интеллектуальных критериев, а разве может быть хранителем Торы человек неумный или невежественный? И действительно, следуя совету Итро, выбирая себе в помощь раввинов и судей, Моше говорит главам племен так: "Возьмите себе людей мудрых и разумных, и известных в своих племенах, и поставлю их вам во главу".

Пожалуй, самый исчерпывающий и строгий список свойств, по которым следует выбрать раввина и судью, приводит неподражаемый мастер формулировок, Рамбам: "У каждого из них должны быть мудрость, скромность, богобоязненность, бескорыстие, правдолюбие, человеколюбие, доброе имя".

Но мудрость мудрости рознь. И Рамбам подчеркивает, что раввину требуется особая "мудрость Торы". Внимание, речь идет не о знаниях, точнее, не только о знаниях, но и о тонком настрое интеллекта в духе еврейской традиции. И Рамбам добавляет, что если нет этой особой мудрости в кандидате, "пусть он будет хоть само совершенство и будут у него иные достоинства, тот кто ставит его на должность – совершает грех". А комментатор Рамбама добавляет: "Тот же, кто не отмечен мудростью Торы - не достоин. Это не значит, что он злодей, просто у него нет нужных знаний".

Кто измеряет "мудрость Торы" кандидата в раввины? В этом смысле не идеальным, но достаточно достоверным является принятый в Израиле порядок, согласно которому кандидатами в раввины (районов и малых поселений) могут быть только дипломированные раввины со смихой "йорэ-йорэ" (достойный учить), в раввины городов – обладатели дипломов "раввин города" или, по крайней мере, "йорэ-йорэ", а в судьи – обладатель диплома "ядин-ядин" (достойный судить). По словам главы Совета Мудрецов Торы, рава Овадьи Йосефа, это не гарантирует выбор лучшего, но предотвращает выбор недостойного.

Особняком стоит вопрос о наличии смихи как входного ценза в профессию. Прежде всего, замечу, что единство термина "смиха" в эпоху Талмуда и в наши дни не должно вводить читателя в заблуждение. История вопроса такова:

"И сделал Моше, как повелел ему Г-сподь, и взял он Иегошуа, и поставил его пред Элъазаром-священнослужителем и пред всей общиной. И возложил он на него свои руки, и дал ему повеление…" "А Иегошуа, сын Нуна, исполнился духа мудрости, ибо Моше возложил на него свои руки; и слушали его сыны Израиля…"

Семьдесят старейшин, управлявшие народом Израиля, получили свои раввинские полномочия так же, как и главный среди равных, Иегошуа. Непрерывная цепь рукоположений от учителя к ученику, от Моше и далее, была знаком преемственности передачи знаний, понимания, лидерства, ответственности.

Со временем ритуал рукоположения был сведен к присвоению достойным звания рабби (мой учитель, точнее, мой господин): "А как присваивали смиху в последующих поколениях? Не возлагали больше руки на голову старца, но называли его рабби и говорили: вот, ты рукоположен…". Во времена великого рабби Иеуды Анаси , было принято решение допускать к любым религиозным и правовым решениям только рукоположенных ученых . Рукоположения в древности сопровождались указанием области галахи, в которой рукоположенный имеет право выносить решения, современные раввины имеют два уровня смихи: "йоре-йоре", "ядин, ядин".

После подавления восстания Бар Кохбы, римский император Адриан железной рукой ликвидировал остатки еврейской независимости, в том числе и власть Синедриона. Рукоположение также было запрещено: "Рукополагающий и рукоположенный да будут казнены, город, в котором это было совершено, да будет разрушен". Рабби Иеуда бен Бава был казнен за посвящение нескольких учеников, много крови было пролито при попытках сохранения непрерывности традиции. Мы не знаем точной даты, дня, когда золотая цепь преемственности посвящения оборвалась, но случилось это не позднее пятого века.

Утрата смихи не означала, что духовная и судебная власти стали общедоступными: «в эпоху гаонов сам эксиларх выдавал достойным "решут" - лицензию "искать компромисс между истцами, расследовать тяжбы, совершать арбитраж, утверждать юридические документы». Гаоны также назначали учителей и судей, Сохранился документ XII века, выданный рабби Шмуэлем бен Эли: "Мы назначаем его главой суда и академии для принятия решений в денежных и ритуальных вопросах, учить Торе публично ".

В средневековых Франции и Германии появляется "ашкеназская смиха", то есть послания известных раввинов о профессиональной пригодности коллеги-ученика. И на само ее появление, и на форму большое влияние оказали средневековые университеты с их дипломами. Сефарды-современники посмеивались над этими документами, усматривая в них элемент гордыни и влияние христианского окружения. Но и сефарды не остались в стороне от истории смихи. Они-то и разбудили "спящую" тему.

Рамбам в комментарии на Мишну упомянул возможность возобновить оборванную традицию рукоположения и завершил свой текст словами: "И это требует решения". Спустя столетия эти слова отозвались бурей, нешуточный характер которой виден и сквозь сдержанный стиль изложения рабби Яакова Бей-Рава:

"А в году 5298 от сотворения мира пробудил Вс-шний дух мудрецов Страны Израиля, почти всех. Не осталось во всей Стране Израиля более одного или двух, ничтожных в своем меньшинстве, по знаниям и числу их учеников, которые усомнились и запутались в словах Рамбама "и это требует решения". И считали они, что тот передумал по поводу смихи, и еще сомневались, что есть у нас полномочия возобновить смиху в наше время. И согласились, и уполномочили возобновить рукоположение меня, малого из тысяч, Яакова Бей-Рава, но за два или три месяца со мной едва не случилось, как с рабби Иегудой бен Бавой: встали два доносчика, да отплатит им Вс-шний за их злое дело, и я был вынужден бежать за пределы Страны Израиля. За пределами же Страны нельзя рукополагать. Так могло выйти, что все наши усилия оказались бы напрасными. Успел я рукоположить четырех мудрых старцев, из бывших там и тогда лучшими. Вс-шний знает, все мои намерения были во имя Небес, не искал я власти и величия, но видел, что написал Рамбам в комментарии на Мишну, что люди в Стране Израиля, готовые духовно, все посвятившие Небесам, согласные между собой, могут поставить над собой главу Академии".

Рабби Яаков Бей-Рав собрал совет из двадцати пяти раввинов, которые избрали его своим главой. Он рукоположил рабби Йосефа Каро и рабби Моше ди-Тирани. Йосеф Каро рукоположил рабби Моше Алшейха, а тот – рабби Хаима Виталя.

Однако вся эта революция происходила в Цфате, важном центре учености, священном, но провинциальном городе. А в Иерусалиме рабби Леви ибн Хабиб (Ральбах) собрал оппозицию, которую Бей-Рав презрительно называл малой в знаниях и числе. Ральбах полагал, что в Мишне Тора Рамбам отказался от своего прежнего мнения и не нашел пути возобновления смихи. Ральбах зацепил завуалированной инвективой всю общину цфатских ученых, сложившуюся вокруг рабби Яакова Бей-Рава, намекая на их происхождение из марранов: "Кто я, чтобы спорить с ними, ведь над моей головой не смыкалась "святая" вода". Разногласия ученых быстро вылились в неприглядный скандал с доносами и оговорами.

Впрочем, на этом эпизоде попытки возродить смиху не завершились.

В 1830 рабби Исроэль Шкловер, ученик Виленского гаона, житель Иерусалима, узрел решение проблемы в поисках потерянных в далеких землях десяти колен Израиля, он даже отрядил эмиссара к предполагаемым потомкам Реувена, рассчитывая обнаружить там носителей традиционной смихи. Несчастный посланник умер в пути или был убит в Йемене.

В 1901 году рабби Агарон Мендель Акоэн собрал подписи 500 известных раввинов, поддержавших возобновление смихи по Рамбаму. Он был близок к цели, но увлекся политикой и забросил проект.

Следующая попытка была связана, как ни парадоксально, с СССР. Рав Цви Ковскер, хотите верьте, хотите нет, добрался из Страны Советов до Страны Израиля из-за железного занавеса в 1940 году. Он был одержим идеей возобновить смиху и Синедрион в качестве еврейского правительства. Но у истории были иные планы в те страшные годы.

Еще одна попытка возобновить смиху связана с созданием государства Израиль в 1948 году. Рав Иегуда Лейб Маймон, первый министр Израиля по делам религий, выступил с инициативой возрождения смихи и созыва Синедриона. Его голос буквально утонул в возражениях раввинов и политиков, эту инициативу окончательно похоронил Главный раввин Израиля рав Ицхак Герцог.

13 октября 2004 года группа ортодоксальных раввинов встретилась в Тверии и объявила о восстановлении Синедриона. 700 ортодоксальных раввинов высказали согласие возобновить рукоположение. Первым получил смиху рав Моше Гальберштам, его кандидатуру поддержали рав Овадья Йосеф и рав Йосеф Шалом Эльяшив. Он, в свою очередь, рукоположил рава Дова Леванони, а тот еще нескольких. Заметим, что ни рав Овадья Йосеф, ни рав Йосеф Шалом Эльяшив не пожелали сами получить возобновленную смиху. Синедрион, отчасти виртуальный, сегодня возглавляет рав Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц), который, похоже, относится к этому факту с долей иронии.

На этом можно было бы и завершить историю прерванной смихи. Но что же тогда за документ приносит молодой раввин гордой еврейской маме? Разве это не смиха? С особым изяществом Энциклопедия Иудаика называет этот документ, украшающий стену моего кабинета и кабинетов моих лучших друзей "нео-смихой", а многие раввины называли этот документ "смихой из вежливости", "почетным дипломом". Так или иначе, современная смиха фиксирует мнение учителя или комиссии раввинов о квалификации ученика, прошедшего определенную серию экзаменов на знание Закона.

Мы уже вскользь упомянули этот род документов, говоря об эпохе гаонов. Как его только не называли: "гатарат гораа" – разрешение учить; "игерет решут" – разрешающее письмо; "питка де-даянута" – записка о судействе. Вот пример такого документа IX века: "Мы назначаем имярек сына имярек судьей в городе… и наделяем его полномочиями по осуществлению гражданского права, и контролем над всем, что касается заповедей Торы, запрещенным и разрешенным".

Уже к XIII веку смиха выглядела так же, как в наше время. Носитель подобного документа в ашкеназских общинах назывался раввином, а в сефардских – хахамом. Звания "рав" и "рабби" сефарды сохранили лишь для особо выдающихся своих мудрецов.

Есть тонкое различие между "разрешением на работу" времен гаонов и современной смихой. В первом случае письмо давало не только статус, но и власть над общиной, которая безоговорочно принимала "командированного специалиста". Современному раввину смиха безоговорочного права на должность не дает.

В качестве курьеза, не более, упомяну, что в Великобритании не имеющий смихи глава официальной общины, не может законно титуловаться раввином и называется, без затей, "преподобным" (reverend).

Не должно быть сомнения: раввин без смихи – нонсенс: "Так выясняется, что смиха в наше время сообщает всему народу, что имярек достиг минимального уровня, который дает ему право указывать галаху, и все, что он укажет – с согласия его учителя, который рукоположил его… Во времена, что предшествовали нам, и еще с древности, всякий город выбирал себе главного раввина… Но без смихи запрещено быть раввином или учителем праведности и так повелось с древности".

Раввин Яаков Исраэль Финци пишет: "Потому я говорю, что этот раввин имярек не смеет называться раввином, пока не примет прежде смиху раввината и не попрактикуется долгие годы, и наберется мудрости и добронравия, и тогда только, если понравится он мудрецам своего поколения, они рукоположат его. Таково мое мнение и, если согласятся с ним еще два-три мудреца, так тому и быть".

Рав Йехиэль Вайнберг пишет: "И было это неписанным законом, которого придерживались все общины во всех странах, не назначать раввином без того, чтобы в руках его была смиха или разрешение устанавливать галаху. И это соответствует словам мудрецов: ученик да не преподает и не решает, если не получил разрешение от учителя".

Порой, очень редко, личное имя великого мудреца не требует титула: мы говорим Шмуэль, а не рав, и не рабби, и не раббан Шмуэль. Считанные единицы в истории нашего народа отказывались от смихи или не спешили ее получать. К примеру, один из крупнейших ученых последних поколений Хафец Хаим не имел никакого диплома, а когда пожелал получить его, принял по телеграфу смиху от рава Хаим-Ойзера Гродзинского без всяких экзаменов. Знаменитый Виленский Гаон не принял смиху до последнего своего дня. Но это только исключения, подтверждающие правило.

Мудрость достойна смихи и тот, кто скромничает или ленится получать ее, должен прочесть слова Рамбама: "И всякий ученик, который не достиг уровня, требуемого для вынесения галахических решений, но выносит их, то он глупец, злодей и наглец. А мудрец, который достиг уровня, требуемого для вынесения галахических решений, но не выносит их, лишает народ Торы и кладет преткновение слепым".

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Хупа. Энциклопедия иудаизма
Одалживаем деньги правильно
Разности потенциалов: чем "женская" логика отличается от "мужской"
Нужно ли менять нееврейское имя?
Во что верит Б-г?