Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
7 Ав
5778
Как в Староконстантинове с Б-гом переписывались
История

Как в Староконстантинове с Б-гом переписывались

Дмитрий Полюхович
29 августа 2017, 14:11

Староконстантинов (на иврите "Константин-яшан")- один из самых интересных и насыщенных достопримечательностями райцентров Украины. Сразу уточним, - как основной пункт туристического маршрута его рассматривать не стоит, а вот в комплексе с Меджибожем, Каменцем-Подольским и Сатановым - самое то. Тем более, что если ехать автомобилем из Киева на Каменец, то "Старкон" (так сокращенно называют свой город местные) - по пути. Здесь стоит задержаться, как минимум, часа на полтора-два - отдохнуть, перекусить и поглазеть на памятники богатой истории этого поселения.

 

Староконстантинов в XIX веке

 

Начало истории

Отцом-основателем города является знаменитый князь Константин-Василий Острожский (1525-1608). Тот самый, который основал Острожскую академию и проспонсировал издание Острожской же Библии. До этого здесь стояло село Колищенцы (известное с 1525 г.), принадлежавшее роду Лабунских. В 1561 г. Острожский его выкупил "за 5000 коп грошей литовских" (то есть за 300 000 монет) и решил заложить здесь город и резиденцию. Князь был не последним человеком, имевшим большое влияние при дворе. Спустя всего три месяца король Польши и великий князь литовский Сигизмунд II Август выдал Константину Острожскому привилей на основание города, на право проведения в нем ярмарки и, авансом даровал будущему городу магдебургское право. Случай нетривиальный, заметим.

 

Памятник основателю города Константину Острожскому

 

А этого керамического Острожского можно увидеть в замковом дворике

 

Князь излишней скромностью не страдал и называл новый город в честь себя - Константинов. Просто Константиновом город был недолго. В 1600 г. уже Александр Острожский, тоже основал город и назвал в честь отца - Новоконстантинов. Соответственно предыдущее поселение получило к своему имени приставку "Старо-", правда не сразу, а только с 1632 года.

К 1571 г. Константинов уже представлял собой довольно приличный город, окруженный высоким валом со сложенной из столетних дубов стеной и мурованными башнями. Кроме того князь воздвиг мощный замок-цитадель. Последний не только выполнял роль резиденции, но и служил горожанам в качестве последнего убежища на случай, если враг сумеет преодолеть стены местечка.

 

Замковый двор

 

Укрепления Константинова получились знатными но это не всегда спасало от набегов татар, тем более, что город стоял посреди печально известного "Черного шляха" по которому ордынцы ходили в набеги. В частности во время большого набега на Волынь 1593 г. Константинов был захвачен и сожжен едва ли не до основания. Сжигали город и в 1618, 1684, 1690, 1703 и 1709 годах.

В 1648 г. город без боя захватили казаки Максима Кривоноса. Тогда в Староконстантинове стоял гарнизон из немецких наемников. При подходе армии повстанцев рейтары так спешно бежали, что под их натиском рухнул крепостной мост. Поляки, украинцы-униаты и евреи наивно попытались укрыться за стенами замка, но казаки без особых проблем его взяли, вырезав всех находящихся внутри.

 

 

Здесь стоит напомним, что накануне Ярема Вишнивецкий "огнем и мечом" прошелся по Подолью и Волыни, да так, что даже видавшие виды польские офицеры из его войска ужасались жестокости предводителя. Соответственно и повстанцы гуманизмом не отличались...

Если говорить о восстаниях, то нельзя не упомянуть еще об одном, сугубо еврейском "восстании".

Кантонисты и письмо Б-гу

Российская армия, как позже и Советская, была эффективным инструментом русификации "инородцев". Не спроста же в Украине рекрутский набор называли "отдать в москали" - после 25 лет службы в село возвращался уже самый настоящий москаль, напрочь забывший и родной язык, и обычаи.

Император Николай I тем же способом попытался заодно решить и "еврейский вопрос". По мнению "царя-батюшки" служба в армии должна была не только русифицировать евреев, но и способствовать их переходу в православие. Своим высочайшим повелением от 26 августа 1827 года он отменил для иудеев рекрутский налог, которым они до того откупались от службы, и ввел вместо него натуральную воинскую повинность.

Правила рекрутского набора для евреев, заметим, прописали гораздо жестче, чем для христиан. Если последние призывались с 18 лет, то евреям "забривали лоб" уже с 12-ти. Дискриминационными стали и нормы "рекрутирования". Для евреев этим указом устанавливалась квота в десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно, тогда как для христиан эта норма составляла всего семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года.

Но и это было не все.

Еврейских рекрутов в возрасте до 18 лет направляли в школы и батальоны т.н. кантонистов, пребывание в которых вообще не засчитывалось как служба. В итоге набегало 30-35 лет "под ружьем"! Ведь в "кантонисты" зачастую забирали даже 8-летних малышей.

 

Кантонисты. На российской пропагандистской гравюре всё выглядит благостно и красиво.

Еврейских детей отправляли подальше, в русскую глубинку и даже Сибирь, чтобы полностью оторвать их от привычной среды, а главное от общения со взрослыми единоверцами. Это должно было способствовать полной русификации и переходу в православие.

 

Читайте также: «Ivdea capta» – история одной монеты

 

Как это выглядело на практике ярко описал Александр Герцен в своем знаменитом произведении "Былое и думы". В этой книге есть эпизод, описывающий встречу автора с кантонистами. Произошло это, заметим, под воспетой в пресловутом "Владимирском централе" Пермью.

- Кого и куда вы ведете?

[...]

- Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают - не знаю. Сначала было их велели гнать в Пермь, да вышла перемена, гоним в Казань. Я их принял верст за сто; офицер, что сдавал, говорил: "Беда да и только, треть осталась на дороге" (и офицер показал пальцем в землю). Половина не дойдет до назначения, - прибавил он.

- Повальные болезни, что ли? - спросил я, потрясенный до внутренности.

- Нет, не то, чтоб повальные, а так, мрут, как мухи; жиденок, знаете, эдакой чахлый, тщедушный, словно кошка ободранная, не привык часов десять месить грязь да есть сухари - опять чужие люди, ни отца, ни матери, ни баловства; ну, покашляет, покашляет да и в Могилев...

[...]

Привели малюток и построили в правильный фронт; это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал, - бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати лет еще кой-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.

Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких, толстых солдатских шинелях с стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо ровнявших их; белые губы, синие круги под глазами - показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без уходу, без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу...

 

Естественно что несправедливость с рекрутским набором, а особенно варварское отношение к детям вызвало протесты. Почти во всех публикациях, посвященных "кантонистам" упоминается, что одно из самых больших "антикантонистских" выступлений прошло в Староконстантинове. Правда, в чем же оно заключалось обычно умалчивается.

Докопаться до подробностей удалось известному еврейскому писателю и историку Феликсу Канделю. В своей книге "Очерки времен и событий из истории российских евреев" он, в частности, пишет:

В городе Староконстантинове на Волыни собрались хасиды, долго думали и гадали и решили, наконец, отправить послание самому Вс-шнему - с просьбой о помощи. Но каким способом доставить его по назначению? И вот что они придумали. Выбрали десять самых почтенных граждан местной общины, которые провели день в молитвах и посте. Очистившись таким образом, они "сняли грехи" с умершего мужчины и вручили покойнику послание, написанное на пергаменте, для передачи Вс-шнему на "том свете". Евреи умоляли покойника, чтобы через самое малое время он явился во сне кому-нибудь из жителей города и передал точный ответ от Б-га.

 

Кладбище в Староконстантинове. Где-то здесь похоронено письмо к Б-гу

 

В тот день ремесленники побросали свои мастерские, торговцы закрыли лавки: с плачем и воплями весь город провожал на кладбище этого покойника с переданным ему посланием.

Весть о волнениях в Староконстантинове вскоре дошла до начальства, и императору доложили о "возмущениях и беспорядках между евреями по случаю объявления указа". Николай I распорядился беспощадно пресекать волнения и судить виновных военным судом, однако в тот раз все обошлось благополучно, и никого в Староконстантинове не осудили...

 

 

Согласно другим источникам письмом к Б-гу и молитвами дело не ограничились.Как только стало известно о царской воле, в городе прошел стихийный погром, в ходе которого местечковая беднота разгромила дома и лавки предводителей кагала. Рядовых членов кагала возмутило, что "вожди" высокомерно не захотели поговорить с народом о сложившейся ситуации и дальнейших действиях, а также осознание факта, что своих-то детей богатеи "отмажут".

Спустя три года после описанных выше событий, евреев Староконстантинова ждала новая напасть. В 1830 году четырех членов общины привлекли к суду, обвинив в ритуальном убийстве семилетнего мальчика с целью использования его христианской крови для выпечки мацы. Процесс затянулся до 1836 года и закономерно кончился ничем, но это вызвало значительное напряжение в отношениях иудейской общины и местного христианского населения.

Ленинские корни

Историки до сих пор спорят, были ли у Вождя Мирового Пролетариата товарища Владимира Ульянова, более известного под партийной кличкой "Ленин", еврейские предки. По большому счету - какая разница? Но, учитывая что в основу идеологии "черносотенцев" заложен тезис, что "жЫды сгубили Святую Русь", - вопрос о корнях Ленина стал более чем заполитизированным.

Сторонники "еврейских корней" Ильича утверждают, что в Староконстантинове долгое время жил прадед Ленина по материнской линии Мошко Ицыкович Бланк. Персонаж, заметим, мерзопакостный и не гнушающийся ничем в достижении своих целей. В этом ключе его даже можно сравнить со знаменитым псевдомессией Яковом Франком... Впрочем, на фоне "машиаха" у Бланка и "труба была пониже и дым пожиже"...

 

Местечко Староконстантинов. Начало ХХ века

 

Мошко Бланк родился в приблизительно 1763 г.. Первое упоминание о нем содержится в ревизии 1795 года, где среди мещан города Староконстантинова Волынской губернии он значится под номером 394.

Мошко Ицыкович занимался весьма традиционными для местечкового еврея гешефтами - брал землю в аренду, держал лавку и корчму. А еще увлекался эпистолярным жанром - без устали строчил доносы и кляузы на соплеменников.

 

Синагога в Староконстантинове. Картина Вилена Курмана из замкового музея.

 

Не гнушался он и воровства с обманом. В частности, в 1803 г. Мошку обвинили в краже сена. Позже грянул скандал похлеще. В погоне за прибылью он продал местным евреям дешевую хлебную водку под видом более дорогой фруктовой. Это было не только банальное жульничество, когда "паленку" толкают, как оригинал. Случилось это накануне Песаха и водка предназначалась к праздничному столу. Религиозный закон же запрещает евреям употреблять в этот праздник не только квасной хлеб, но и алкогольные напитки из зерна. Соответственно, из-за жадности Бланка все его клиенты невольно нарушили предписания Закона.

Окончательно же Бланк рассорился с местными евреями в 1806 г., когда в общине случайно узнали об очередном доносе Бланка, в котором он сообщал властям, что евреи Староконстантинова не желают платить налоги, поэтому скрывают от правительства настоящее количество своих детей. За это на него едва не наложили херем, но Моше отвертелся.

 

Старая (Большая) синагога

 

Отношение Бланка с кагалом были настолько испорченны, что когда в 1808 году в городе вспыхнул крупный пожар, уничтоживший 23 дома, в поджоге обвинили Мошку Бланка, после чего он около года провел за решеткой.

Его супруга Мириам Фроимович, наоборот, отличалась набожностью и преданностью Закону. Она, как тогда водилось, рожала едва ли не каждый год, но со всех детей выжили только трое - Абель, Либа и Исроэль. Все они позже станут выкрестами и получат имена Дмитрий, Любовь и Александр соответственно.

Сразу же после освобождения Мошко из тюрьмы, семейство Бланков покинуло негостеприимный город и перебралось в Житомир. Даже из своего бегства Мошко умудрился получить "навар". Чтобы добиться благосклонности властей он объяснил свой конфликт с общиной "идеологическими" причинами, - мол соплеменникам не понравилось его осуждение большинства постулатов иудаизма и симпатии к православию. Правда, в православие Бланк перешел только в 1844 г., сразу после смерти своей жены, которая при жизни была категорически против такого шага.

В крещении он взял имя Дмитрий Иванович Бланк. Оба его сына Абель и Исроэль Бланк (дед Ленина) крестились задолго до этого, - в 1820 году. Тогда добровольное крещение евреев было редкостью, и их крестными отцами стали влиятельные аристократы, в последствии составившие своим крестникам солидную протекцию.

 

Дед Ленина Александр (Исроэль) Бланк (слева)

 

Незадолго до смерти 1846 года, Мошко Бланк, уже ставший Дмитрием, якобы написал письмо императору Николаю I в котором сообщил Его Величеству, что от еврейства он отрекся еще в 1806 г., но не сделал это публично из-за чрезмерно набожной жены. В этом же письме Бланк, как знающий проблему изнутри, предлагал императору рецепты решения "еврейского вопроса". В частности Мошко-Дмитрий советовал царю запретить традиционную еврейскую одежду и обязать евреев молиться не о приходе Машиаха, а за императора и его фамилию.

О необычном письме, тут же доложили Николаю I и он полностью согласился с предложениями "крещеного еврея Бланка". Не исключено, что именно это послание стало толчком к изданию в 1850 г. высочайшего повеления о запрете традиционной еврейской одежды на всей территории Империи.

Как кантонисты торжество испортили

Самым видным (в прямом и переносном смысле) историческим памятником Старкона является громадина башни-донжона. К ней примыкают руины католического костела. Его приказал построить князь Януш Острожский в память о своем переходе в католичество.

Храм в честь Пресвятой Громницы-Богородицы заложили в 1612 г. После возведение костел передали ордену доминиканцев, основавших около него монастырь. Башню начали использовать еще и как колокольню.

 

 

В 1648 г. отряды Максима Кривоноса жестоко вырезали монахов, а сам монастырь - разграбили. Есть немало свидетельств, в том числе и письма самого Хмельницкого, что это была исключительно самодеятельность самого Кривоноса, не санкционированная и не одобренная гетманом.

Доминиканский монастырь и костел просуществовали до 1832 г. пока царские власти не закрыли обитель и не изгнали монахов. Храм некоторое время простоял пустым, пока не был передан московской церкви. Московские священнослужители тут же начали ломать и перестраивать на свой лад "отжатое" властями имущество доминиканцев. Наказание за нарушенную заповедь "не украдь" не замедлило себя ждать. В экс-костёле развелась страшная сырость и новым русским владельцам пришлось покинуть отобранный у законных владельцев храм.

 

Руины костела

 

Почти полтора десятилетия здание простояло в запустении. В это время в соседнем монастырском корпусе расквартировалась инвалидная (т.е. ветеранская) команда принца Карда Прусского полка. Инвалиды-ветераны за это время полностью разграбили храм, вскрыв даже погребения-крипты в подземельях где хоронили не самых последних людей города. Одним словом - ярко проявили всю свою духовность и "скрепы".

 

Монастырский комплекс. 1. Первичный вид. 2. Изуродованый перестройкой в «московском» стиле

 

Только в 1852 г. храм решили восстановить. Работы велись до 1853 г. И опять любопытный "еврейский" факт. Торжественное открытие восстановленной церкви едва не сорвалось. Причины в своей книге "Город Староконстантинов Волынской губернии... Исторический очерк" (Типография Почаево-успенской лавры, 1894 г.), описал преподаватель Волынской духовной семинарии, писатель и историк Николай Иванович Теодорович

В частности он пишет:

 

 

"...К концу Августа [1853 г.] храм почти был готов к освящению. Но... в это время случилось одно обстоятельство едва не помешавшее правильному ходу дела. Местный городничий подполковник Калинский 29 августа в длинном коридоре, ведущему к самому входу в церковь, самовластно поместил 130 еврейских мальчиков-рекрутов и приставил караул. Крик, шум, вопль евреек матерей, сетующих о своих детях, далеко разносился по городу: церковный двор превратился в юдоль плача. В виду такого неожиданного обстоятельства уже решено было в местном Духовном Правлении отложить день освящения храма... Но... Губернатор прислал приказ Городничему немедленно очистить священное место от еврейского шумного и неприятного скопища..."

 

Это вовсе не уродливая «хрушевка» и не цех провинциальной «Сельхозтехники». Это то, во что превратился памятник архитектуры XVII-XVIII веков, после того, как здесь похозяйствовали представители Московского патриархата

 

Судя по этому фрагменту о несчастных кантонистах, можно предположить, что письмо, о котором шла речь выше, так и не дошло до Высокого Адресата...

Немного статистики

Накануне восстания под руководством Богдана Хмельницкого в Староконстантинове насчитывалось 130 еврейских домов.

После Хмельниччины и последующих нападений гайдамаков и татар город пришел в упадок. По описи 1728 г. здесь насчитывалось домов еврейских 81, христианских 188.

По той же инвентаризации резники из христиан и евреев должны были сдавать по 2 камня свечного сала "в расход панский", а сверх того 1/2 камня для замкового начальства и по куску мяса с каждой забитой головы скота. Подымный (налог с дома) для христиан составлял 3 а для иудеев 4 злотых в год. Бедняки платили 3 злотых, не зависимо от вероисповедания. К тому времени злотый выродился в небольшую низкопробную серебряную монету и обременительным этот налог не смог бы назвать даже самый ярый популист. Евреи тогда платили от котла винокуренного (т.е. самогонного аппарата) 50 злотых. Котлов же было 42.

К 1754 г. еврейских домов в городе уже было 250, а христианских 300

 

Интерьеры синагоги, фото из экспедиции Ан-ского, 1912 год.

 

В середине XIX века в местечке насчитывалось 54 хедера среднего разряда, где обучалось 412 учеников, 77 хедера низшего разряда с 1434 учениками. Кроме того преподавали 162 частных меламеда. При этом в общине никакого обучения на государственном (русском) языке не проводилось, как и не преподавались общеобразовательные дисциплины. Только, в 1860-е годы в городе открыли школу со светскими предметами и русским языком обучения. Вот только записались в нее только 25 учеников.

По переписи 1897 г. в городе насчитали 9212 евреев (60,7% от общей численности населения). Большинство местных евреев были хасидами, последователями цадиков Чернобыльской и Садагорской династий. К середине XIX века в Староконстантинове, помимо Большой Синагоги насчитывалось 25 еврейских молельных домов, где регулярно молилось 1379 мужчин.

 

Продавец сигарет, Староконстантинов, фото из экспедиции Ан-ского, 1912 год. 2. Табак, староконстантиновской фабрики.

 

К началу Второй мировой войны в Староконстантинове проживали почти 5 тысяч евреев, что составляло треть населения города.

В годы оккупации нацисты организовали в Староконстантинове гетто, узников которого полностью уничтожили к ноябрю 1942 г.

 

Расстрелянное нацистами надгробие

 

Следы от пуль

 

Здесь тоже след от пули

 

Что посмотреть

Начинать экскурсию нужно с замка. К нему можно подъехать и на автомобиле, но лучше оставить "колеса" на стоянке (она рядом с трассой) и прогуляться пешком вдоль набережной. Прогулка принесет немало удовольствия и гарантированно поднимет настроение - набережную украшают великолепные скульптуры ныне, увы, покойного скульптора и художника Николая Мазура. Изваяния сварены из деталей машин, и прочего индустриального хлама. Скульптуры - замечательные и от таких не отказались бы даже самые престижные музеи современного искусства. А еще они выполнены с потрясающим чувством юмора и заставляют улыбаться даже самых серьезных людей.

 

Вот такие скульптуры украшают набережную

 

Нептун и его конЫки

 

Замок небольшой, но очень симпатичный и фотогеничный. В самой крепости действует музей. Среди многочисленных экспонатов есть и посвященные евреям Староконстантинова.

 

 

К башне-донжону и руин костела (того самого где случился конфуз с кантонистами) тоже лучше идти пешком. Для этого нужно пройти под сводами замковых врат и прогуляться местными улочками. Помните - "Язык до Киева доведет".

 

 

ВАЖНО! По дороге к башне не пропустите уникальный памятник истории Старкона - "заезд", он же "еврейская гостиница". Заезд (порой и не один) являлся неотъемлемой частью традиционного штетла. Увы, в Украине их почти не осталось, причем сохранившиеся значительно перестроены. Здесь же вы можете посмотреть на единственный заезд с пока еще не искаженным обликом. Спешите видеть, так как здание пустует и в перспективе его, скорее всего, ждет или разрушение, или перестройка.

 

Заезд

 

 

Не смотря на протесты историков и "памятникохранителей" комплекс из сторожевой башни и сооружений доминиканского монастыря отдан в пользование московскому патриархату. Служители культа из этой структуры традиционно славятся, как пренебрежительным отношением к историческому наследию Украины, так и враждебностью к иноверцам. Как местные монахи отнесутся у появлению в их владениях живописных персонажей в традиционных одеждах, автору неведомо, но на туристов в обычной одежде реакция нейтральная.

 

Только наметанный глаз определит здесь типичную местечковую застройку

 

Это не дворец, а мельница

 

Довольно интересным памятником является и старая мельница 1905 г. Это грандиозное, похожее на сказочный дворец, сооружение никого не оставит равнодушным. Единственная незадача - она в процессе реставрации. Работы, правда, не ведутся, но мельницу окружили непреодолимым забором. Но даже через забор - стоит на нее посмотреть.

 

Другие статьи

Последние статьи

Иосиф Флавий – предатель или герой?

Разрушение Храмов. Факты и легенды

Топ-10 аналогов нобелевской премии

15 фактов из жизни гения

Актуальный волшебник Башевис-Зингер