Место: Польша, город Краков. Время: примерно сто лет назад. К еврейской портнихе Саре Шнирер приходят клиентки, заказывают наряды, примеряют, обсуждают, платят. Из разговоров с этими женщинами и девушками у неё складывается нерадостная и тревожная картина: еврейский дух ослабевает, женщины подвержены влияниям извне, и при этом они почти что не знакомы с тем богатым духовным миром, который таится за понятием «иудаизм». Сара Шнирер шьёт платья для их физических тел, но при этом думает, как она может помочь их еврейским душам…
Сара Шнирер была, на первый взгляд, обычной женщиной, одной из многих, но она отличалась от своего окружения. Ещё когда она была маленькой девочкой, а потом подростком, она с особым интересом изучала доступные ей религиозные книги. Училась она в обычной польской школе, но продолжала учёбу по вечерам и по субботам. Когда на неё пало бремя финансовой помощи родителям, она стала портнихой, но продолжала свободное время посвящать Торе. Окружение, естественно, над ней иногда за это посмеивалось – подруги прозвали её «хасидкой» и просили не проповедовать им её «старомодные идеи».
Дейстительно, идеи казались им старомодными. Вокруг веяли совсем другие ветра. Кто-то был уверен, что с приходом социализма или коммунизма наступит рай на земле. Кто-то был убеждён, что сионизм спасёт евреев от всех бед – будь то хоть в Палестине, хоть в Уганде. Кто-то призывал слиться с окружающим миром и забыть про всё еврейское. Люди собирались группами, спорили, читали идейную литературу. Казалось, что перемены неминуемы. На этом фоне тысячелетние истины иудаизма многим казались каким-то пережитком прошлого.
Положение женщин было осложнено ещё и тем, что для них не существовало формального еврейского образования. Еврейское образование существовало для мальчиков[i]. Что же учили девочки? О посещении школы речи не шло. Место женщины и девочки – в кругу семьи. Дома девочки получали от матерей все знания, которые им были нужны для строительства еврейской семьи и для ведения домашнего хозяйства, узнавали требующиеся им законы и т.п. Вполне вероятно, что некоторые из них учили и дополнительные вещи, ведь в наших источниках содержатся сведения о некоторых очень образованных женщинах, которые знали Тору, Письменную и Устную. Сара Шнирер, например, тоже училась дома.
Вся эта система прекрасно действовала на протяжении тысячелетий. Еврейская семья дома и еврейская среда вне дома взращивали замечательные плоды. Но когда климат вокруг изменился, изменилось и качество плодов.
Появилась большая разница между духовной жизнью юношей и девушек. Если молодой человек учился в хедере, в ешиве, общался с раввинами, с хасидскими наставниками, с религиозными сверстниками, то что в это время делала девушка? Поскольку в стране было введено обязательное образование, она была вынуждена посещать школу вместе с неевреями и приобщаться к культуре окружающего населения. Не все родители имели возможность и считали нужным обеспечить ей дополнительное еврейское образование. А кроме школы, как уже было упомянуто выше, были ещё и другие идеологические влияния со стороны различных движений. Невозможно было даже обвинить в чём-то этих девушек, отходивших от традиций предков – многим из них никто никогда так и не раскрыл мир этих традиций, мир Торы.
Ситуация была настолько сложная, что молодым людям, учившимся в ешивах, было нелегко найти себе спутницу жизни. «Просвещённые» девушки, мировоззрение которых формировалось в далёких от Торы сферах, вовсе не стремились выйти замуж за юношей «из тёмного средневековья».
Одной из тех, кто спас мир Торы, была Сара Шнирер. Она принесла еврейским женщинам еврейское образование, еврейские школы. Идея систематического преподавания Торы девочкам была новшеством и у неё были критики, но многие выдающиеся раввины оказали поддержку зарождающейся системе школ, поскольку видели в ней жизненную необходимость.
Ученицы религиозной школы движения «Бейт Яаков» в Иерусалиме. 1930-е годы
Вначале Сара Шнирер пыталась организовать уроки для взрослых девушек и женщин, но попытки эти не увенчались особым успехом, поскольку мировоззрение их уже сложилось под влиянием чуждых факторов и к словам Торы они не очень прислушивались. Поняв, что начинать надо с маленьких девочек, Сара Шнирер организовала свой самый первый класс – у себя в швейной мастерской. С этих нескольких девочек, матери которых хотели дать им еврейское образование, началось всемирное движение «Бейт Яаков»[ii]. Несколько девочек превратились в несколько классов, несколько классов превратились в несколько школ в разных городах и местечках, в Кракове была создана специальная семинария для подготовки учительниц, выпускались и рассылались учебные материалы… Теперь у Сары Шнирер были единомышленницы, её ученицы.
К сожалению, жизнь Сары Шнирер трагически оборвалась ещё до начала Второй Мировой войны. Во время войны большинство учениц из Польши погибли от рук нацистов. Но выжившие ученицы и преподавательницы разнесли весть «Бейт Яакова» по всему миру[iii]. Сегодня школы «Бейт Яаков» существуют во многих странах. И даже те школы для девочек, которые исторически не связаны с «Бейт Яаков», используют зачастую его опыт.
У Сары Шнирер не было собственных детей, но тысячи учениц «Бейт-Яакова» - это продолжатели её дела. Хотя для них посещение еврейской женской школы – это обычное явление, стоит помнить, что за этим «обычным» явлением стояла «обычная» женщина, портниха из Кракова, произведшая революцию в еврейском мире, в мире Торы.
Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь
[i] Вообще, евреев можно по праву назвать родоначальниками всеобщего образования. Почти что две тысячи лет назад наши мудрецы уже заботились о том, чтобы даже те мальчики, у которых нет отцов или отцы которых не способны их обучать, могли учиться.
[ii] Бейт-Яаков (в переводе, дом Яакова) – так названы в Торе женщины.
[iii] Существует довольно обширная библиография по истории «Бейт-Яаков» (мемуары и т.п.) на разных языках.