Цдака или добровольная оплата услуг? - Ujew

Цдака или добровольная оплата услуг?

Цдака или добровольная оплата услуг?
Количество просмотров 821 Количество комментариев 0

Когда мы кладем деньги в коробку для цдаки в синагоге или перечисляем деньги на счет еврейской организации, мы должны понимать, что именно на эти пожертвования финансируется огромное количество мероприятий и услуг, которые община оказывает евреям. Так что же такое цдака в общине – пожертвование или все-таки добровольная оплата?

Прежде всего, нужно более детально определить, что такое цдака (филантропическое пожертвование), и тогда уже несложно будет ответить на этот вопрос.

Когда нашему праотцу Яакову пришлось бежать от Эсава, и не было у него уверенности, останется ли он в живых, Яаков дал клятву, в содержании которой находим четкую формулировку понятию «цдака», вскрывающую его мировоззренческую суть.

В Торе читаем: «И дал Яаков недер (обет, клятву), сказав: если будет Вс-шний со мной и сохранит меня в пути, по которому я иду, даст мне хлеб в пищу и одежду, чтобы укрыться….из всего, что дашь Ты мне, десятую часть отдам Тебе» (книга Берешит, гл. 28, ст. 20-22).

Речь идет о жизни человека (о его «пути в этом мире»). О том, что все, что зарабатывает или вообще получает человек (еда, одежда и т.д.) — реализация Его, Творца мира, воли. И потому каждый из нас должен отдавать Всевышнему от общей суммы чистого (т.е. после уплаты налогов) дохода десятую часть.

Но как это сделать? Разве Творец мира нуждается в деньгах?

Для этого и существует цдака, то есть — передача средств на реализацию целей, угодных Вс-шнему.

Это и есть определение понятия цдака.

Как видим, между цдакой и источником денег, равно как и «услуг» — информационных или каких-то иных, нет связи. Критерий только один (буквально, один): каждый отделенный на цдаку шекель, доллар, рубль идет на то, что угодно Вс-шнему.

Конечно же, внешняя, кажущаяся простота такого критерия — обманчива. За ней скрыто качество, которое достаточно сложно определить. И в самом деле. Можем ли мы точно знать, что угодно и что неугодно Вс-шнему?

Поэтому мы и ориентируемся на всегда существовавший в нашем народе принцип: деньги надо давать на увеличение Света и Добра. Свет — это знания Торы. Добро — укрепление физического и духовного здоровья других людей. Именно — других. Потому что свое здоровье нужно укреплять на собственные деньги — те, которые остаются у нас после отделения цдаки. Ибо десятую часть от чистого дохода мы не можем считать «своими деньгами», эта сумма человеку изначально уже не принадлежит.

Впрочем, хотелось бы внести в сказанное одну поправку.

Если человек составляет для себя «шкалу ценности» в распределении цдаки, на первое место следует поставить передачу средств на распространение знания Торы (еврейского мировоззрения и образа жизни). Ибо это — приближение человека к Творцу, возвышение его в этой жизни и — открытие дверей в Будущий мир. И тот, кто дает цдаку на эти цели, и сам становится участником таких величайших деяний. Истинную значимость этого невозможно переоценить.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.