Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Законы общественных постов
Мир еврейскими глазами

Законы общественных постов

U-jew
17 июля 2018, 14:28

1. Пророки постановили, что в те дни, когда наших предков постигали бедствия, следует поститься. Цель этой заповеди - пробудить сердца к раскаянию, напомнить о проступках наших предков, вызвавших эти бедствия, заставить нас задуматься о наших собственных проступках, вырвать нас из привычной колеи жизни и побудить нас вернуться ко Всевышнему, чтобы с новыми силами и с обновленным чувством исполнять Его заповеди.

В книге пророка Ионы содержится чрезвычайно выразительный намек на суть поста. В этой книге рассказывается, что царь города Нинвэ (Ниневии), узнав о приговоре, который вынес Всевышний его городу, объявил всеобщий пост и повелел: "Пусть вернется каждый с дурного пути своего". А дальше сказано: "И увидел Б-г дела их...", - не пост их был Ему важен, но дела - а именно, что "...вернулись они с дурного пути своего...", и вот тогда "...передумал Б-г, решив не делать того зла, которым Он угрожал им".

На этом примере мы видим, что главное - это тшува, а пост - лишь подготовка к тшуве. Отсюда следует, что человек, который в дни постов ничего не ест и не пьет, но проводит весь день в развлечениях - как бы не постится, но всего лишь худеет (по выражению Любавичского ребе, р. Йосефа-Ицхака).

2. Перечислим дни установленных пророками общественных постов, обязательных для каждого еврея.

а) 3 тишрей, когда был предательски убит Гдалья бен Ахикам, наместник вавилонского царя в Стране Израиля. В результате этого убийства немногочисленные евреи, еще остававшиеся в стране, вынуждены были бежать в Египет, и страна окончательно опустела.

б) 10 тевета, когда царь Вавилонии начал осаду Иерусалима, что в конечном счете привело к разрушению Первого Храма и изгнанию всего еврейского народа с родной земли.

в) 17 тамуза, когда произошло пять бедствий: Моше-рабейну разбил Скрижали Завета (см. Шмот, 32:19), прекратились жертвоприношения за весь народ в Храме и была пробита городская стена во время осады Иерусалима (как во времена Первого Храма, так и во времена Второго), впервые была публично сожжена Тора и по приказу нечестивого правителя в Святая святых Храма был установлен языческий идол (относительно дат последних двух событий мнения авторитетов расходятся).

г) 9 ава - наиболее трагическая дата еврейского календаря. В этот день Всевышний вынес приговор, согласно которому все сыны того поколения, что вышло из Египта, должны были умереть в пустыне, не увидев Страны Израиля. "И плакал народ в ту ночь" (Бемидбар, 14:1) - поверив клевете на Страну Израиля. Мидраш говорит, что Всевышний разгневался и сказал: "Вы плачете без причины?! Я дам вам причину плакать в эту ночь из поколения в поколение!".

Девятого ава были разрушены оба Иерусалимских Храма, в конце восстания Бар-Кохбы в этот день пал последний оплот повстанцев - город Бейтар, многочисленное население которого римляне истребили. Девятого ава римляне уничтожили остатки Второго Храма, а саму Храмовую гору перепахали. И с тех пор, из поколения в поколение, в этот день происходят всевозможные беды. Так, Девятого ава евреи были изгнаны из Испании (в 1492 г.); началась Первая мировая война (в 1914 г.), принесшая неисчислимые бедствия евреям Восточной Европы; начал действовать лагерь смерти в Треблинке (в 1942 г.).

д) пост Эстер.

е) 14-го нисана – пост первенцев.

3. Если общественный пост приходится на субботу, его переносят на воскресенье. Из всех перечисленных выше постов только 10 тевета может совпасть с пятницей, и в этом случае его не переносят на другой день, а постятся до самого наступления субботы.

4. Если какой-либо из общественных постов совпал с одним из "семи дней пира" после свадьбы, жених и невеста обязаны поститься: их личный праздник не отменяет поста и траура всего народа.

5. Пост Девятого ава отличается от остальных постов тем, что продолжается целые сутки, в то время как остальные посты - от рассвета до выхода звезд (цет акохавим). Поэтому в ночь, предшествующую общественному посту (кроме Девятого ава), можно есть все время, пока не заснули глубоким сном, пусть даже не в постели, а сидя за столом. Однако если ранее высказали условие, что будут есть и пить после сна (а тот, кто всегда пьет после сна, не обязан ставить такое условие), то делать это разрешается до самого рассвета. В канун же Девятого ава следует прекратить есть и пить еще до захода солнца. Кроме того, в дни остальных постов разрешается мыться, носить кожаную обувь, не запрещена супружеская близость, но Девятого ава всё это запрещено.

Тем не менее человек, который заботится о своей душе, должен и в остальные посты воздерживаться от всего, что запрещено делать Девятого ава (кроме ношения кожаной обуви), а супружескую близость позволить себе в ночь на один из этих постов только в том случае, если в этот вечер жена его была в микве (см. ниже, 142:13).

6. Девятое ава отличается от остальных постов еще и тем, что беременные женщины и кормящие матери в случае плохого самочувствия, а также больные, жизни которых болезнь не угрожает, обязаны поститься в этот день. В прочие посты они освобождены от этой обязанности. Те, кому раввин разрешил не поститься, а также дети, которые уже понимают смысл поста, должны есть в эти дни только самую простую пищу и лишь в том количестве, которое необходимо для поддержания их здоровья. Кроме того, в дни постов детей следует приучать воздерживаться от шумных и веселых игр и соблюдать траур вместе со взрослыми.

7. В любой из постов утром, встав ото сна, запрещается полоскать рот. Тем, кто готовит пищу, не разрешается ее пробовать - даже если они ее сразу же выплюнут.

8. Всякий раз, когда еврейскому обществу угрожает какая-либо беда, раввины имеют право обязать поститься всю общину. Так, в Стране Израиля раввинат объявляет всеобщий пост, если есть угроза засухи. В период преследований и несчастий, когда Галаха запрещает поститься, чтобы сохранить силы, евреи имеют право дать обет поститься определенное количество раз после того, как Всевышний пошлет им спасение, и это будет засчитано им, как если бы они уже постились ранее. Всевышний так сказал пророку Даниэлю: "Не страшись, Даниэль, потому что с первого дня, когда решил ты... поститься... услышаны слова твои" (Даниэль, 10:12).

9. Повторяя вслух "Шмонэ-эсрэ", хазан произносит особое благословение "Анейну" ("Ответь нам") между 7-м и 8-м благословениями - но лишь в том случае, если хотя бы трое из присутствующих в синагоге молящихся в этот день постятся. Остальные молящиеся только в "Минхе" добавляют "Анейну" к 16-му благословению ("Шма колейну").

10. В дни постов (кроме Девятого ава) читают слихот, добавляя эти молитвы к "Тахануну".

11. В дни постов читают отрывки из Торы (Шмот, 32:11-14 и 34:1-10), в которых содержатся молитвы Моше, обращенные ко Всевышнему с просьбой проявить милосердие к сынам Израиля после того, как они согрешили, создав золотого тельца. Тору разрешается в пост читать лишь при условии, что в синагоге есть хотя бы три человека, которые в этот день постятся (их и вызывают к Торе). По обычаю, чтец в трех местах повышает голос и прерывает чтение, а молящиеся хором заканчивают: "Отступись от гнева Твоего..." (Шмот, 32:12), "Б-г - Б-г Всесильный..." до слов "...не очищающий [нераскаявшегося]" (Шмот, 34:6,7) и "и простишь Ты грех наш..." (Шмот, 34:9).

12. Тот, кто по какой-либо причине не постится, не должен выступать в качестве хазана в дни общественных постов.

13. В дни постов дают больше, чем обычно, денег на цдаку. Есть обычай давать в качестве цдаки беднякам ту сумму, которую потратили бы в этот день на еду.

 

 

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти