Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Разрушение Храмов. Факты и легенды
История и культура

Разрушение Храмов. Факты и легенды

Евгений Шнайдер
16 июля 2018, 12:31
Время прочтения Время прочтения: 15 мин.

Был бы повод, а устроить праздник мы можем всегда. Эта замечательная мудрость нам известна очень хорошо, и каждый из нас наверняка ее не один раз реализовывал на практике. Увы, в обратном направлении она начала работать гораздо раньше. Более трех с половиной тысяч лет назад евреи придумали совсем неочевидный повод для траура, и раздосадованный Всевышний сделал этот повод настолько очевидным и ощутимым, что и сегодня день 9 ава является самым грустным для еврейских общин всего мира. Именно в этот день 10 из 12 посланных Мойсеем разведчиков (по современной украинской терминологии – классические «зрадофилы») убеждали народ в невозможности победы – и обретения обетованной земли. Начиная с этого момента, все самые тяжелые несчастья еврейского народа неизменно выпадают на 9 ава:

 

  • 9 ава 586 года до н. э. вавилонским царем Навуходнецаром разрушен Первый Храм;
  • 9 ава 70 года н. э. римским полководцем Титом был разрушен Второй Храм;
  • 9 ава 132 года по приказу императора Адриана был полностью уничтожен Иерусалим, а на его месте возведен римский город Элия Капитолина;
  • 9 ава 135 г. пала крепость Бейтар – последний оплот восстания Бар-Кохбы;
  • В 1095 году 9 ава Римский папа Урбан II провозгласил начало первого крестового похода. Впоследствии, на протяжении 9 крестовых походов были убиты десятки тысяч евреев не только на востоке, но и во многих европейских городах;
  • В 1240 году 9 ава в Париже произошло массовое сожжение Талмуда и других религиозных книг;
  • В 1290 году указом короля Эдуарда І от 9 ава евреи были изгнаны из Англии. Это было самое первое массовое изгнание евреев из европейской страны.
  • 9 ава 1348 года евреев объявили виновными в эпидемии чумы, что привело к гибели целых общин во многих городах Европы;
  • В 1492 году 9 ава выехали последние евреи из Испании, согласно указу короля Фердинанда и королевы Изабеллы;
  • 9 ава 1555 года были переселены в гетто евреи Рима, а через 12 лет – и других городов Италии;
  • 9 ава 1648 года множество погромов было устроено казаками Хмельницкого;
  • 9 ава 1942 года начал действовать лагерь смерти в Треблинке.

Конечно, ради исторической справедливости стоит сказать, что часть из этих событий несколько притянуты к дате, а некоторые были одними из многих аналогичных, не связанных с 9 ава. Достоверной информации о точной дате разрушения Иерусалима Адрианом нет, последний день пребывания евреев в Испании также весьма сомнителен. О дате падения Бейтара мы знаем из трудов знаменитого переводчика Торы на латынь Иеронима Стридонского, который говорит об августе 135 года (соответствует месяцу ав), но без указания дня. Сожжения еврейских книг, погромы Богдана Хмельницкого, обвинения в наведении чумы – все эти события случались не один раз, и происходили не только 9 ава. В гетто итальянские евреи попали впервые в 1516 году в Венеции, а Треблинка была одной из многих в ряду нацистских лагерей смерти. Акцентирование внимания на дате 9 ава скорее традиционное, чем историческое, и связано оно, в первую очередь, с самыми тяжелыми из перечисленных выше событий – разрушением обеих Иерусалимских Храмов.

 

Но и к датам разрушения Храмов также есть вопросы. Разногласия по поводу Первого Храма встречаются уже в ТаНаХе и Талмуде. В книге пророка Иермиягу (Иеремия, 52:12) днем разрушения святыни указывается 10 ава, Вторая книга Царей (4 Книга Царств, 25:8,9) говорит о 7 числе этого месяца. В Талмуде же приводится дата 9 ава: «вавилоняне вступили в Храм в седьмой день месяца ав и три дня предавались там разным бесчинствам, а в девятый день, ближе к сумеркам, подожгли его, и он горел весь десятый день» (Трактат Таанит, 29а). Традиция, как видим, опирается на Талмуд. Известно, что во 2 веке н.э., в доталмудическое время, евреи уже соблюдали траур 9 ава.

 

Возможная реконструкция Первого Храма

Первый Храм просуществовал 364 года. Он был построен царем Соломоном в 970, а разрушен в 586 году до н.э. Интересно, что Храм оказал сильное влияние и на нееврейскую среду. Например, знаете ли вы, что Первый Иерусалимский Храм является основой масонства? Исследователь масонства, Досточтимый мастер Великой ложи Франции (ложа существует и сегодня, между прочим) Патрик Негрие в своей книге «Храм Соломона и его египетское происхождение» пишет, что во время Храма в Иудее было множество философов, которые объединились и «представили философское дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма». Об этом же говорит и сам термин «масон», в переводе с французского – каменщик. По преданию, во время строительных работ приглашенный царем Соломоном подрядчик, прораб Хирам Абифф из Тира, разделил рабочих на 3 группы (видимо, впервые в истории отделил сантехников от электриков и т.д.), и это стало прообразом трех степеней масонства: ученик, подмастерье, мастер. А в изданной в 1906 году «Энциклопедии масонства» сказано, что каждая ложа есть символ иудейского храма.

 

 Набор масонской символики из Шведского устава. Одними из основных символов масонов являются колонны, которые были установлены в Храме – Яхин и Боаз.

Есть и другая версия происхождения масонства, но она также связана с Иерусалимским Храмом, только Вторым. Согласно ей, первыми масонами были рыцари-крестоносцы, основавшие Иерусалимское королевство после Первого крестового похода. Вскоре после завоевания Иерусалима [U1] было создано несколько рыцарских орденов. Один из них – тамплиеры, или рыцари Храма (от англ. «templ» - храм), хорошо известные нам благодаря Вальтеру Скотту и кинофильму «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Принято считать, что название ордена произошло от Храма Гроба Господня, главной христианской святыни современности, но это не так. Изначально оно официально звучало как «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона». Позже, видимо, для упрощения документации (не все ж тогда писать умели, да еще и такие длинные фразы), наименование укоротили – «рыцари Храма Соломона», а потом и вовсе «рыцари Храма». Один из символов ордена тамплиеров – строительная лопатка – имеет прямую связь с масонами, строителями Храма.

 

Башня замка тамплиеров в селе Среднее, Закарпатская область. Своеобразный отголосок Иерусалимского Храма.

Огромное значение Первому Храму придавал один из столпов современной науки Исаак Ньютон. Он считал, что Храм является прототипом Вселенной, а в его виде, размерах и пропорциях закодированы все тайны мироздания, включая известные и неизвестные законы природы. Изучению Храма ученый посвятил многие годы, и, вполне вероятно, вовсе не легендарные яблоки способствовали открытию важнейшего закона, который носит его имя.

 

Чертеж Иерусалимского Храма, выполненный сэром Исааком Ньютоном.

 

Второй Храм был построен в 516 году до н.э. под руководством Зрубавела, потомка царя Давида, и разрушен в 70 году н.э., простояв 586 лет. Изначально это было очень бедное здание, так как только вернувшиеся из вавилонского изгнания евреи не обладали большими средствами. В ТаНаХе сказано, что старики, еще помнившие великолепие Первого Храма, плакали, глядя на новое скромное сооружение: «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача» (Эзра, 3:12). Постепенно Храм улучшался, и был практически полностью перестроен царем Иродом. Иосиф Флавий в своих трудах приводит разные даты начала перестройки Храма: в «Иудейских древностях» он пишет, что работы начались на 18-м году царствования Ирода (19 г. до н.э.), а «Иудейская война» говорит о 15-м годе его правления (22 г. до н.э.) Хоть основные работы и были завершены в течение 10 лет, но само строительство продолжалось еще очень долго, вплоть до 64 года н.э. Сохранив общие размеры и формы Храма Соломона, Ирод создал настолько великолепное сооружение, что Иосиф Флавий писал: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Талмуд (трактат Бава Батра, 4а) был лаконичней: «Тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».

 

Возможная реконструкция Второго Храма времен царя Ирода. Справа – крепость Антония, построенная Иродом для стражи.

В 66 году из-за произвола прокуратора Флора и марионеточного царя Агриппы ІІ, правнука Ирода, вспыхнуло антиримское восстание. Флор и Агриппа были изгнаны из города, а выступивший на подавление мятежа легион сирийского наместника Цестия Галла евреи сумели разгромить. Но из-за разногласий среди еврейских группировок восстание изначально было обречено на поражение. Среди евреев не было единого мнения, как поступать дальше. Коэны во главе с первосвященником Матитьягу предлагали сдаваться. Их поддерживали мудрецы во главе с рабби Йохананом бен Закаем. Другая партия, зелоты, была настроена на защиту суверенитета с оружием в руках, при этом готовы были идти на переговоры с римлянами при определенных условиях. Возглавлял эту группу Йоханан из Гуш-Халав. Третья же группа под предводительством Шимона бар Гиоры также состояла из зелотов, но была настроена крайне радикально и даже думать не хотела о мире.

Следует отметить, что римский полководец Веспасиан, снискавший впоследствии славу одного из самых лучших императоров в истории Рима, отнюдь не стремился к войне и также был не прочь уладить дело мирным путем. Это было невозможно при не очень адекватном императоре Нероне, который, к тому же, благоволил изгнанному Агриппе. Но, как только пришла весть о смерти Нерона, Веспасиан тут же остановил войска и направил посла к новому императору Гальбе за инструкциями. Их полководец так и не дождался. Рим также раздирали междоусобицы. Гальба был убит преторианцами спустя менее года после своего назначения, провозглашенный новым императором Оттон всего через несколько месяцев покончил жизнь самоубийством после разгрома своих войск претендентом на власть Вителлием. В конечном итоге в июле 69 года египетские и сирийские легионы провозгласили императором самого Веспасиана, но надежда на мир к тому моменту была уже утеряна.

 

«Разрушение Иерусалимского храма». Франческо Айец, 1867 г.

Разрушил ее тот, кто больше всего хотел мира – первосвященник Матитьягу. К тому времени город, кроме Храмовой горы, контролировал Йоханан. Матитьягу в борьбе против него решил заручиться поддержкой Шимона бар Гиоры, и открыл ему городские ворота. Войска Шимона, состоявшие из эдумеев, ворвались в Иерусалим и устроили кровавую резню, убив в том числе и самого Матитьягу. Во время этой бойни были уничтожены все продовольственные склады с запасами, что стало впоследствии одной из главных причин падения города. В «Иудейской войне» Иосиф Флавий обвиняет в уничтожении продовольствия Йоханана, Талмуд (трактат Гитин, 56) говорит, что это сделал Шимон. Вторая версия выглядит намного вероятней: Йоханан планировал переговоры все же с позиции силы, а для этого город должен был быть максимально готов к войне и осаде. Кроме того, Йоханан контролировал Иерусалим долгое время до столкновения с Шимоном, и наверняка именно он озаботился созданием продовольственного запаса.  

В итоге практически весь город был захвачен сторонниками Шимона бар Гиоры, что перечеркнуло последние надежды на мирный исход. Под контролем Йоханана осталась Храмовая гора и примыкавшая к Храму крепость Антония, а в самом Храме укрепились коэны во главе с новым первосвященником Элазаром бен Шимоном. Однако, этим братоубийственная война внутри города не закончилась. Во время праздника Песах коэны открыли ворота Храма для желающих принести пасхальную жертву. Этим воспользовался Йоханан, ворвавшись со своими людьми в Храм и перебив там всех. Рабби Йоханан бен Закай сумел выбраться из Иерусалима, миновав людей Шимона: он распустил слухи о своей смерти, и ученики в гробу вынесли его якобы для похорон. Согласно легенде, он предстал перед тогда еще полководцем Веспасианом и предсказал ему получение императорской власти. После того, как предсказание сбылось, Веспасиан отдал рабби Йоханану в управление город Явне, в котором он основал ешиву. Впоследствии, после разрушения Иерусалима, Явне стал главным центром еврейской мысли в мире, именно благодаря ему иудаизм сохранился в неизменном виде до наших дней.

 

Тит Флавий Веспасиан, или просто Император Веспасиан.

Горельеф на Меноре у здания Кнессета в Иерусалиме, изображающий рабби Йоханана бен Закая и разрушенный Храм.

Провозглашенный императором Веспасиан отправился в Рим разбираться с Вителлием, которого выдвинули германские легионы и поддержал сенат. Армией остался командовать его сын Тит. В месяце тамуз римляне пошли на окончательный штурм; 17 тамуза они захватили внутреннюю городскую стену, а в первых числах ава пала крепость Антония. По словам Иосифа Флавия («Иудейская война» 6:249-50) Второй Храм был разрушен 9 ава. Талмуд (трактат Таанит, 29а) и здесь вступает в противоречие, указывая, что Храм был подожжен девятого ава, а сгорел десятого. От него осталась только часть подпорной Западной стены.

Достоверных исторических сведений об этом событии нет. Иосиф Флавий, как известно, принимал участие в восстании в качестве командующего еврейскими войсками в Галилее. После захвата Галилеи римлянами он сдался Веспасиану и постоянно находился при нем, поэтому при штурме Иерусалима присутствовать не мог.

Триумфальная арка Тита на Римском форуме.

 

Барельеф на арке Тита. Изображены предметы, вывезенные из Иерусалимского Храма, в т.ч. Менора.

 

Также Иосиф Флавий утверждает, что Тит не хотел разрушения Храма, а подожгли его воины в горячке боя. Но и здесь нельзя назвать Иосифа беспристрастным источником. Человек, взявший себе фамилию Тита и Веспасиана – Флавий – вряд ли мог оставаться объективным в такой ситуации. В то же время другой античный автор Сульпиций Север в своей «Хронике» пишет: «Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости. Но другие, и в том числе сам Тит говорили, что необходимее всего разрушить именно иерусалимский храм, чтобы совершенно искоренить веру иудеев и христиан, потому что эти два вида веры, хотя враждебны один другому, имеют одно и то же основание, что христиане произошли из иудеев. Если истребить корень, то легко погибнет и ствол дерева. По божественному внушению, этим воспламенились все умы, и таким образом храм был разрушен». По некоторым мнениям, Сульпиций опирается на слова древнеримского историка Публия Корнелия Тацита, автора летописи «История». Летопись изначально состояла из 12 или 14 книг, но до нас дошли только 4 и часть 5-ой. По иронии судьбы, жизнеописание Тита в пятой книге обрывается повествованием о начале осады Иерусалима.

Здесь можно также отметить, что в 70 году вряд ли римские полководцы серьезно воспринимали недавно возникшее христианство, о котором пишет Сульпиций Север, да и вообще императоры Рима в то время были достаточно веротерпимы, в том числе Веспасиан и Тит. Сам Тит, по свидетельствам древних авторов, был человеком неконфликтным и доброжелательным, и стал впоследствии одним из немногих императоров, пользовавшихся любовью граждан. После его смерти известный автор «Жизни 12 цезарей» Гай Светоний Транквилл написал: «…среди всех этих забот застигла Тита смерть, поразив своим ударом не столько его, сколько все человечество». Впрочем, сам этот вопрос уже не имеет большого значения – Храм был разрушен. Мудрецы постановили отмечать траур по этому событию 9 числа месяца ав, так же, как и по разрушению Первого Храма.

 

Храмовая гора и Западная стена сегодня.

 

Талмуд (трактат Йома, 9) говорит: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть». Что ж, необходимо сделать соответствующие выводы и этим приблизить возведение Третьего Храма, и тогда день 9 ава перестанет быть для евреев траурной датой.
Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Гибкость мышления: почему евреи - космополиты
Права женщин в Израиле
Как подготовиться к рождению второго ребенка
Еврейское образование
Израильская семья: традиции и современность