Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Для чего нужен пост?
Мир еврейскими глазами

Для чего нужен пост?

Известно, что наши мудрецы были против бытующего преувеличения в выражении скорби, отличавшейся некоторой театральностью еще в средние века. Они считали, что нельзя не выражать печали, но и чересчур печалиться не следует.

Душа сплетена из радости и печали. Наши мудрецы определяли выполнение законов о скорби. Они подходили к этой идее закона с большой педантичностью. Почему? Скорбь - естественное как будто явление. Она натуральна. А взрывы человеческих чувств стали объектом религиозного чуда. Нет ли в этом подходе отсутствия чувствительности? Нет, как раз наоборот! Пост и скорбь стали умеренными, стали выражением религиозности еврейства. Тот, кто имеет опыт в постах и скорби по указанию Торы, поймет, что в этих законах заложена глубокая мудрость. Человек, соблюдающий эти законы, с одной стороны, дает выход своим чувствам, а с другой стороны, его чувства будто организованны, собранны и не являются бессознательным инстинктом, не являются только внешним явлением.

Постящийся и скорбящий человек уменьшает немного свою боль и все его чувства обращены к небесам. Какое величие в благословении о справедливом суде (которое произносят в память умершего близкого человека)! В этих словах есть и выход, и потрясение, и признание Высшего Господства в самую для человека тяжелую минуту. Это благословение будто открывает произносящему его новый путь к жизни без легкомыслия, открывает то, что составляет, может быть, глубочайшую тайну бытия.
Мы говорим здесь о посте и скорби, основа которых заложена в отклонении на пороге магически-чувственного подхода и в обращении к Всевышнему и к лучшим, возвышенным сторонам своего существа. Но иудаизм не исчерпывает содержание поста только этим. У нас пост связан с раскаянием, а раскаяние - одна из главных ценностей иудаизма.

Пост, если можно так сказать, является вспомогательным психологическим средством раскаяния. Евреи верят, что, если народ вернется к Всевышнему, он будет достоин милосердия и всепрощения. Но плата за благое дело - само дело. Выходит, что пост является как бы простым средством очищения человека от греха. Пост отделяет человека от обыденности, будничности, от грубой материальной стороны жизни и обращает его, если пост сопровождается истинно сильными чувствами, к Всевышнему.

Кто удостоился поститься сосредоточенно, тот заново родится. Пост помогает творить нового человека, отрешившегося от суеты, человека духовного здоровья, духовной чистоты, готового к постоянному совершенствованию, к преодолению и изменению инстинктов.

В решающие для народа часы евреи очищались раскаянием и постом. Поэтому так часто постились в эпоху Второго Храма, когда у нас возродилась нация, полная желания жить в любви и преданности ко Всевышнему.

Сегодня пост - одно из богатств нации, жизненную важность которого явно недооценивают не только светские, но и религиозные круги. Сегодня любят торжества, знамена, народные собрания, выборы, чтение газет, массовые зрелища и тому подобное, и, не чувствуя, что все это не имеет значения само по себе, видят в этом цель своей жизни. Нельзя, конечно, в рамках нашей общественной жизни отрицать важность этих церемоний. Можно понять, что пост светскому человеку, если рассмотреть его приземленность соотносительно с высотой человеческого образа и призвания, кажется и с психологической стороны несуразицей, а в особенности, если он не испытал его.

Поэтому желательно, чтобы мы приняли на себя учение наших предков во всей полноте его бремени. И тот факт, что сегодня это труднее, чем это было в прошлом, должен бы быть существенным признаком того, что необходимо возвращаться к Всевышнему через трудности и поститься со спокойным сердцем и с большой готовностью. О том, что ждет нас, если мы пойдем этим путем, известно из Торы, Пророков, Писания и слов наших мудрецов всех поколений.

 

Источник: machanaim.org

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти