Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Что мы оставляем нашим детям
Образ жизни

Что мы оставляем нашим детям

U-jew
16 июля 2018, 16:16
Время прочтения Время прочтения: 5 мин.

Наши Учителя разъясняли, что человеку при жизни следует позаботиться о том, чтобы оставить о себе добрую память, и то, что им удалось накопить, — распределить между детьми и благотворительными организациями.

Некоторые из них отмечали, что наследникам необходимо дать некую, относительно небольшую стартовую сумму, с которой они могли бы начать строить собственную жизнь. Но главное, — подчеркивали они, — это забота о духовном наследии.

Обратимся к Талмуду, в котором есть весьма поучительные высказывания на данную тему, о сбережениях для детей.

В Талмуде (трактат Эрувин, лист 54) рассказывается, в частности, что рабби Шмуэль Иегуда как-то сказал: «Бери и ешь, бери и пей, потому что мы лишь временно пребываем в этом мире, а потом мы должны оставить его. Мы — будто на свадебном пиру». А рав Гамнуна говорил: «Сын мой, если у тебя есть что-то — имей от этого удовольствие. Потому что на том свете нет удовольствий, и смерть не заставит себя ждать. И, если ты решишь оставить что-то своим детям — кто может пообещать тебе, что тебе это удастся? Ведь человек подобен полевой траве. Как трава он — расцветает и, как трава — вянет». То есть, никому не дано знать, когда подойдет срок ухода из нашего мира.

Сегодня мы можем интерпретировать эти изречения так: наши дети должны стать достаточно самостоятельными, настолько, чтобы жить, не рассчитывая на родительскую финансовую поддержку. Им надо самим выполнять свои земные обязанности: прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить свое существование, и верить, что Всевышний ниспошлет им все необходимое. То же самое и мы, родители. Нам следует верить, что Творец обеспечит и наших детей. И мы не должны брать на себя ответственность за их будущее благосостояние.

Интересно, что в Талмуде (трактат Таанит, лист 23) рассказывается история о Хони, которая, казалось бы, учит нас совершенно иному отношению к этому.

Во время тяжелой засухи Хони нарисовал круг и «угрожал» Всевышнему, что не выйдет из этого круга, пока Он не даст дождь. Так вот, этот Хони, путешествуя однажды, увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева. Хони спросил его: «Через сколько лет это дерево даст плоды?» И услышал в ответ: «Через семьдесят лет». «Ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет?», — спросил тогда Хони. «Я пришел в этот мир, — сказал ему человек, — и в нем росли рожковые деревья. Мой отец посадил эти деревья для меня, а я сажаю их для моих детей».

Хони, требуя от Всевышнего «немедленного» дождя, — объясняет рав Шимон Голан, — проявил в каком-то смысле нетерпение и дерзость. Поэтому и последовал эпизод с рожковым деревом, чтобы напомнить ему, что Творец видит все, и далеко не всегда человек получает желаемое тут же, иногда он может этого и не дождаться.

Необходимо воспитать в детях такие качества, которые позволили бы им самостоятельно обеспечивать будущее собственной семьи, не рассчитывая на получение наследства. Эта тема явно просматривается и в заповеди Торы о юбилейном годе, где написано: «И освятите пятидесятый год… и возвратитесь каждый во владение свое» (Ваикра, гл. 25, ст. 10). В юбилейный год земля возвращается к ее хозяину или его детям, чтобы обеспечить их самыми базисными средствами для жизни. Однако основная ответственность родителей по отношению к детям состоит в том, чтобы обеспечить их всем необходимым, пока они не доросли до зрелого возраста и дать им «стартовые средства», которые позволили бы им начать семейную жизнь. В дальнейшем, родители дают детям в руки профессию и помогают им научиться самостоятельно зарабатывать на жизнь. Это и есть исполнение заповеди Торы.

Когда человек умирает, все его имущество, кроме завещанного на благотворительность, по еврейским законам переходит его детям. Об этом сказано во многих заповедях Торы, связанных с тем, как следует распоряжаться собственностью. Об этом рассказывается и в еще одной истории из Талмуда (трактат Кетубот, лист 67) о том, как распределил наследство в предсмертный час мар Уква.

Перед смертью он попросил принести его счета. Его состояние составляло на тот момент семь тысяч динаров. Половину своего состояния он отдал на благотворительность, а остальные деньги распорядился отдать детям.

Из этого рассказа мы видим, мар Уква, уходя в мир иной и зная, что пожертвование на благотворительность наделяют его большими заслугами перед Судом Всевышнего, все же решил, что необходимо оставить средства и детям.

Если человек умер, — писал рабби Моше Иссерлес, — и не оставил завещания, с его состоянием нужно поступить «наилучшим образом», то есть его следует передать прямым наследникам — детям.

Каждому человеку Всевышний дает определенные материальные ресурсы, — разъясняют высказывание рабби Иссерлеса Учителя. — Чтобы он мог выполнить свою миссию в жизни. Однако «задание» человека столь велико, что в течение одной жизни с ним не справиться. Предполагается, что наши дети продолжат исполнение нашей духовной задачи в этом мире. Поэтому вполне логично после ухода человека в иной мир нажитое им состояние отдавать его детям. Это — как «эстафетная палочка», которая передается из поколения в поколение…

 

Всемирное еврейское обозрение

Перевод с английского: д-р Ашер Меир

 

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Стиль милитари для еврейской женщины
Психология по Торе, часть 1. Насколько мы нормальны?
Краткая история еврейских политических партий
Искры и блестки: яркость на грани фола
Последствия дарвиновской эволюции