В трактате Авода зара Талмуд анализирует случаи, когда суд или правительство выносят несправедливые решения. Почему так происходит? Любое действие имеет какой-то свой корень, первопричину. Приводится такая история.
Когда римляне объявили христианство вне закона, раби Элиэзера обвинили в ереси (причастности к этому) и привели на суд к римскому наместнику. Наместник спросил:
— Зачем ты, такой мудрый старец, занимаешься всякой ерундой?
Раби Элиэзер ответил:
— Считаю, Судья заслуживает доверия...
Раби Элиэзер имел в виду Небесного Судью, и его слова означали: “видимо, Он счел меня виновным и вынес мне наказание”.
Но римлянин подумал, что слова раби обращены к нему и воскликнул:
— Клянусь, раз ты доверяешься моей справедливости, я тебя освобожу!..
И раби Элиэзер невредимым вышел на свободу. Но освобождению своему он не радовался. Он не понимал, в чем его обвиняют, и поэтому не мог раскаяться.
Ученики пришли в его дом утешить его. Однако их усилия оказались тщетными.
Тогда раби Акива спросил учителя, может ли он повторить то, чему сам его учил. И спросил:
— Может быть, вы получили удовольствие, советуясь с еретиком, и поэтому вас обвинили в ереси перед римлянами?
Иными словами, раби Акива намекнул учителю, что он, возможно, заслужил какое-то наказание. И недолгое страдание, которое он перенес, обернулось для него благом искупления за проступок.
И раби Элиэзер ответил:
— Да. Ты напомнил мне один эпизод.
И рассказал:
Однажды на рынке в галилейском городке Ципори я встретил еретика Якова из Сахнии, который спросил: “В вашей Торе сказано, что на деньги, полученные блудницей за ее работу, нельзя покупать жертвенных животных. А можно ли на них построить туалет для первосвященника в помещении, где он проводит неделю перед праздником Йом Кипур?”
Я не знал, что сказать, а тот продолжал: “Я бы ответил так: деньги из нечистого можно потратить на нечистое, как сказано: “...она собрала их из даров блудницы, и в дары блудницы они превратятся опять” (Миха, 1). Мне понравилось его толкование. Но, тем самым, я нарушил предписание, в котором сказано: “Удались от ее (ереси) путей” (Мишлей, 5:5).
Общение с отступником может оказать плохое влияние. Поэтому я был наказан по справедливости...