Пообещал – выполняй? Устные договоренности с точки зрения еврейского закона - Ujew

Пообещал – выполняй? Устные договоренности с точки зрения еврейского закона

Пообещал – выполняй? Устные договоренности с точки зрения еврейского закона
Количество просмотров 108 Количество комментариев 0

Любое соглашение, стороной в котором выступают община, группа людей, или их представители, должно соблюдаться, даже если договоренность не была закреплена киньяном или письменным контрактом.

Приведем пример. «Комитет по строительству» общины «Аншей эмуна» принял решение о приобретении новых кресел для главного зала своей синагоги. Члены комитета встретились с плотником и согласились заказать у него определенное количество кресел. Однако никаких договоров подписано не было, и никакого «киньяна» (символического действия, устанавливающего наступление обязательств и переход права) произведено тоже не было. Вскоре после этого один из членов общины предложил предоставить кресла необходимого качества в аналогичном количестве по намного более привлекательной цене. Как представители и агенты общины, члены комитета постоянно озабочены тем, как потратить ровно столько общественных денег, сколько необходимо, но не больше. Поэтому они спрашивают: разрешено ли им сейчас «дать задний ход» и отказаться от сделки с плотником, чтобы заполучить кресла по более низкой цене?

Подобное соглашение должно соблюдаться в любом случае, даже если договоренность не была закреплена контрактом – несмотря на то, что частное лицо в аналогичной ситуации не будет обязано соблюдать условия устной сделки. Данное правило остается в силе, даже если соблюдение соглашения приведет к «потере» общественных денег. Но если выяснится, что сами вещи, приобретаемые группой, имеют недостатки, то можно отменить сделку на этом основании.

Аналогичным образом, если сделка касалась предметов, которые еще не были изготовлены, или их не успел закупить поставщик (т.н. «вещь, которая не пришла в мир»), или исполнение сделки зависит от каких-то посторонних, внешних причин (т.н. «асмахта») — договоренности, которые, с точки зрения алахи, не обязывают частных лиц, даже если их закрепили с помощью киньяна, все равно продолжают обязывать, когда люди заключают их как члены общины, или как их представители.

В то же время, если представители общины соглашаются на сделку, о которой еще на этапе заключения было известно, что она не в полной степени соответствует интересам общины (например, приобретаемое имущество стоит слишком дорого или не пригодно для общинных нужд), сделка аннулируется и объявляется недействительной. Точно так же, если представители не были уполномочены заключать те или иные сделки без согласия комитета, общего собрания членов общины и т.д., то любая сделка, заключенная ими без этого необходимого согласия, может быть расторгнута и объявлена недействительной по отношению к членам общины. Хотя допустим и такой вариант: от представителей, заключивших сделку, не имея на то полномочий, потребуют исполнить ее до конца, погасив обязательства по ней из своих личных фондов.

 

Из журнала «Мир Торы»

Перевод Гавриэля Фельдмана.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.