Законы почитания родителей. Часть 2 - Ujew

Законы почитания родителей. Часть 2

Законы почитания родителей. Часть 2
Количество просмотров 110 Количество комментариев 0

Обычаи и устрожения

Одна из основ иудаизма изложена в словах: «Не отойдешь от учения матери твоей», «не измените обычаев отцов ваших». Отсюда следует, что нужно соблюдать обычаи той общины, в которой человек живет, если в ней есть миква и рав, знающий еврейский закон. Обычаи общины распространяются также на потомков всех ее прихожан. Но устрожениям и принципам, которые человек самостоятельно принял на себя, его дети не обязаны следовать. Исключения составляют случаи, когда сыновья или дочери продолжают следовать особенным обычаям отца и матери после совершеннолетия — на них лежит обязанность соблюдать их и дальше, как делают дети, идущие по стопам своих родителей.

Если родители сказали детям нарушать какой-либо обычай, записанный в «Шулхан Арухе», то они не должны следовать этому родительскому совету, если этот обычай понятен и его принято соблюдать. Если же речь идет о спорной ситуации, по отношению к которой мнения авторитетных знатоков закона расходятся, а в общине отца принято следовать устрожающему мнению, и родители просят детей поступать именно так, то в этом случае дети обязаны послушаться.

Если же в общине отца нет общего мнения по поводу соблюдения определенного обычая, или же законоучителя спорят об отдельных его моментах, а отец полагается на облегчающее мнение, то он не может обязать сына делать так же. Если же отец в этом случае устрожает, то и для сына было бы правильно устрожать. В случае, когда устрожение нанесет сыну ущерб в той или иной сфере жизни, он не обязан слушаться отца.

Если родители заставляют сына сбрить бороду, он не обязан делать это, также нельзя следовать запрету родителей окунаться в микву. Но к запрету, обоснованному с медицинской точки зрения (например, вода в микве слишком холодная) сын обязан прислушаться, даже если принял на себя обет окунаться в микву, однако в таком случае ему придется снять этот обет у раввина.

Сватовство и женитьба

Если сын или дочь, хотят жениться или выйти замуж за подходящего им человека, но родители выступают против такого брака, то дети, в принципе, не обязаны учитывать их мнение, если избранник действительно им подходит.

Но прежде все же стоит спросить совета родителей, потому что они искренне желают своим детям добра и счастья. Если так и не удалось прийти к согласию в этом вопросе, и родители утверждают, что свадьба между их сыном или дочерью с таким избранником станет позором для семьи, то им следует обратиться за советом к авторитетному раввину и мудрецу Торы, мнению которого доверяют как дети, так и родители.

Как уже было сказано, дети не обязаны прислушиваться к мнению родителей в вопросе выбора второй половины. Если дочь решила выйти замуж за человека, который не нравится отцу или матери, но при этом ее избранник известен как человек, знающий и строго соблюдающий заповеди, она может поступить так, как считает нужным.

Если родители требуют от сына или дочери не жениться или не выходить замуж, развестись и пренебрежительно относиться к супругу, их ни в коем случае нельзя слушаться.

Заселение Земли Израиля

Заповедь заселения Земли Израиля важнее заповеди уважения к родителям. Если отец просит сына не уезжать в Землю Израиля, тот не должен его слушать. Тем более, если сын уже удостоился жить в Земле Израиля, а отец заставляет его уехать за границу — нельзя слушаться его советов. Если родители опасаются за духовное состояние своих детей, на которое может повлиять переезд в Землю Израиля, им стоит посоветоваться с авторитетным раввином, чтобы выяснить, как лучше поступить.

К заповеди уважения к отцу и матери относится также помощь родителям в переезде в Землю Израиля, даже если дети сами не уезжают.

Можно выезжать из Земли Израиля, чтобы навестить родителей, если человек едет с уверенностью, что вернется обратно. Некоторые считают, что нельзя уезжать из Земли Израиля ради посещения родительских могил.

Вредные вещи

Если родители просят детей принести что-либо способное нанести вред здоровью, то нет необходимости выполнять такую просьбу, если точно известно, что эта вещь противопоказана отцу или матери. Если же о вреде нет никаких серьезных сведений, то сын или дочь могут дать ее родителям.

Если отец попросил купить ему сигареты, то сын должен вежливо отказать ему. Но если просьба была повторена снова и снова, то нужно исполнить ее.

Дети не должны исполнять просьбу отца или матери, которые велят им принести то, что может повредить им в духовном плане, например, купить им книги, газеты или журналы непристойного содержания, в которых есть информация, противоречащая Торе. Нужно сделать все возможное, чтобы не выполнять их поручение.

Если дети узнали о тяжелой болезни отца или матери, и родители требуют от них рассказать, как на самом деле обстоят дела, то они не должны выполнять их просьбу, если уверены, что правдивая медицинская информация ухудшит состояние их здоровья.

Если один из родителей просит детей сделать что-либо, способное навредить или расстроить второго, то не нужно выполнять их требование. То же самое правило действует и в случае, если отец или мать запретили детям навещать родителей супруга. Подобные требования не должны выполняться.

Если родители попросили детей сделать какую-нибудь глупость или нелепую вещь, дети не обязаны выполнять их просьбу.

Запрет подтверждать правоту родителей

Когда родители спорят с кем-либо, сыну или дочери запрещено подтверждать правоту родителей, говоря: «Папа прав» или «Мама правильно говорит», чтобы не демонстрировать важность их личного мнения. Но если у них есть, что ответить тем, кто спорит с их родителями, они могут это сделать. Если же родители не присутствуют при разговоре, то дети могут сказать: «Я согласен с мнением моего отца» или «Мне кажется, что мама права».

Запрет занимать место родителей

Сыну или дочери запрещено сидеть на месте, предназначенном для родителей, как дома, так и в любом другом помещении, но стоять на том месте, на котором их родители обычно сидят, можно. Также запрещено сидеть или стоять там, где родители обычно молятся — как дома, так и в синагоге.

Сыну преподавателя Торы, который временно заменяет своего отца, запрещено сидеть на его месте. Он должен немного отодвинуть стул или стендер с их обычного места.

Если у отца или матери есть особенный стул, детям запрещено на нем сидеть, даже если они его отодвинули. Но они могут использовать его, чтобы дотянуться, например, до высоких полок книжного шкафа.

Есть законоучителя, которые разрешают сидеть на месте родителей, когда их нет, и никто не видит. Стоит, однако, устрожить и никогда не сидеть на месте родителей, потому что это касается запрета Торы.

 

Источник: toldot.ru

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.