Разрешено ли евреям воровать? - Ujew

Разрешено ли евреям воровать?

Разрешено ли евреям воровать?
Количество просмотров 381 Количество комментариев 0

Была как-то история, где еврейский парень якобы крадет 50 миллиардов долларов у своих друзей и знакомых, большинство из которых – тоже евреи. Естественно, предсказуемые обсуждения с участием евреев и денег начинают появляться в блогах и чатах по всему миру. Мусолятся старые стереотипы, согласно которым еврейская традиция позволяет евреям поступать нечестно с другими, при условии, что они живут праведной жизнью среди своих.

Нет ничего более далекого от правды, чем эти утверждения.

На самом деле, еврейская традиция учит, что то, как мы ведем дела с окружающими людьми, является, возможно, самым важным аспектом наших отношений с Творцом. Эта идея была выражена как в еврейском учении, так и в личных примерах с начала всех времен.

Давайте рассмотрим небольшую выборку этих учений и историй.

4100 лет назад

Люди настолько испортились, что у Б-га не осталось иного выбора, кроме как стереть мир с лица земли и начать все сначала с Ноахом и его детьми. Каков был грех того поколения? Цитирую Тору: “Земля была развращена … земля наполнилась грабежами”. Талмуд говорит нам, что несмотря на всю человеческую развращенность, вердикт был вынесен из-за грабежей.

Несколькими столетиями позже мир снова на грани. Потомки Ноаха строят башню, чтобы сразиться с Г-сподом. Что делает Б-г? Скольких Он убивает на этот раз? Ни единого человека, Он просто их разделил, смешав языки.

Мудрецы объясняют, что, хотя люди и имели наглость сговориться против Б-га, между собой они работали в гармонии. Это совершенная противоположность “поколению времен потопа, которое было полным разбойников, что сражались между собой, почему в итоге и было уничтоженным”.

3700 лет назад

Авраам и Сара прибывают в кнаанские земли вместе со своим племянником Лотом. Вскоре после этого между Авраамом и пастухами Лота происходит ссора. Что было причиной? Мидраш снова проливает немного света: пастухи Лота пасли своих животных на чужих землях; пастухи Авраама же держали свой скот в намордниках и обвиняли собратьев в грабеже…

3300 лет назад

Через семь недель после Исхода из Египта, зарождающийся еврейский народ собрался на Синае, чтобы заключить завет с Б-гом. Г-сподь выбрал 10 из 613 заповедей, которые дал лично. Пять из них связаны с межличностными делами, а три из них говорят о важности честности: не укради, не лжесвидетельствуй, не возжелай.

Это задает тон для всех времен, что еще наступят.

2900 лет назад

Царь Давид пишет: “Кто поднимется на гору Г-спода и будет стоять на Его святом месте? Тот, у кого чистые руки и сердце, кто не взял моего имени в тщеславии и не поклялся в обмане”.

2000 лет назад

К Гилелю подошел нееврей: “Я готов обратиться в иудаизм, если вы будете обучать меня Торе в то время, пока я стою на одной ноге”. Гилель ответил: “не делай с другими то, чего не хочешь, чтобы сделали с тобой. Все остальное - комментарии”.

Эта традиция проиллюстрирована в учении рабби Йоси: “Деньги вашего товарища должны быть так же важны, как ваши собственные; подготовьтесь к изучению Торы…”

Сначала человеку нужно научиться уважать собственность других, только потом он сможет приблизиться к Г-споду и начать изучать Тору.

1900 лет назад

Одним из мучеников был великий мудрец раввин Ханина бен Трайдон. Учение Торы было запрещено римским режимом, это считалось большим преступлением, однако его это не останавливало. Он публично собирал учеников и обучал их Торе со свитком в руках. В конце концов его арестовали прямо среди урока и сожгли.

Незадолго до ареста он посетил своего коллегу, раввина Йоси бен Кисма. Рабби Ханина обращается к своему другу и спрашивает: “Заслужу ли я место в мире грядущем?”

Рабби Йоси в ответ задает вопрос о том, сделал ли тот что-то особенное в своей жизни. Рабби Ханина рассказал о том, что однажды у него было два мешочка с деньгами, один подписан “Отпуск”, а второй - “Благотворительность”. Случайно он перепутал мешочки и отдал свои отпускные сбережения на благотворительность. Обнаружив ошибку, он не использовал мешочек, предназначающийся для помощи, для своего отпуска, а отдал его по назначению. Таким образом он отдал все свои деньги бедным.

Рабби Йоси ответил: “В таком случае, пусть моя порция будет такой же, как и твоя; моя участь таким же, как и твое”.

Не удивительно. Рабби Йоси прекрасно знал, что рабби Ханина посвятил свою жизнь распространению Торы, полностью пренебрегая собственной безопасностью. Однако, он заверил его, что допуск в мир грядущий будет дан только в том случае, если мы честно работаем с государственными фондами!

1700 лет назад

Раба, ведущий талмудический мудрец своего времени, учит, что первый вопрос, который задают душе, когда она попадает на небеса - это “Честно ли ты вела свои дела?”

1000 лет назад

Рабейну Гершом запрещал вскрывать письма, адресованные другим. За тысячелетия до появления движения за права, старейшины-раввины понимали важность индивидуальных прав и то, насколько важно быть предельно честным во всех своих делах.

700 лет назад

Раввин Яааков бен Ашер перерабатывает весь еврейский закон и делит его на четыре секции. Эта структура, в конечном счете, станет основой для сборника еврейских законов Шульхан Арух. Одна из секций полностью посвящена законам межличностных отношений и деталям честной деловой практики.

65 лет назад

Любавичский Ребе М.М. Шнеерсон опубликовал календарь “Гайом Йом”, в котором для каждого дня был соответствующий хасидский афоризм. На день 8 ава Ребе пишет: “Какая польза от хасидского учения и благочестия, если не хватает главного качества - любви к своему собрату, или еще хуже, если мы причиняем ему страдания!”

Тот, кто думает иначе, просто-напросто проспал все уроки в еврейской школе.

 

 

 

Перевод Анастасии Яценюк

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.