Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Психология и иудаизм: точки соприкосновения
Психология

Психология и иудаизм: точки соприкосновения

рав Шломо Авинер
29 июня 2018, 00:12

Тора и наука

Магараль из Праги объясняет в своей книге «Нетивот олам» (Натив ѓа-Тора, гл. 14): мы не отрицаем, что наука является правдой. Увидев крупного ученого, мы произносим благословение: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который дал от мудрости Своей человеку из плоти и крови». Мудрецы Израиля издревле занимались астрономическими и математическими вычислениями. Мы полагаемся на врачей даже тогда, когда они утверждают, что необходимо нарушить субботу ради спасения жизни больного. Сказали наши мудрецы: «Тора у инородцев – не верь, мудрость у инородцев – верь» (Мидраш Эйха раба, 82). А в Торе в связи с этим сказано: «Да даст Б-г простор Йефету…» (Берешит, 9:27). 

Тора у инородцев – не верь  

Магараль из Праги объясняет (там же): следует проводить грань между вопросами науки и естествознания и вопросами духовными, воспитательными и нравственными. Народ Израиля является источником проявления Божественности в мире. В Торе об этом сказано: «Благословен Господь, Б-г Шема» (там же, ст. 26). Согласно словам Рамбама (Ѓалахические законы царства, 8:11), праведником народов мира называется тот, кто исполняет семь заповедей сынов Ноаха в таком виде, как они были даны на горе Синай. 

Магараль приводит слова Рамбама, что в нашем материальном мире мы слушаем Аристотеля в вопросах науки, однако в высших духовных мирах мы – ученики Моше рабейну и не черпаем из чуждых источников.

Речь рава Кука на открытии университета 

В речи, произнесенной на церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме, рав Кук процитировал стих из книги пророка Йешаягу (60:5): «Тогда увидишь и воссияешь, и устрашится и расширится сердце твое». Страх и радость вместе. В нашем народе происходят внутренние процессы, которые отвечают определению: «Вот народ отдельно живет и между народами не числится» (Бемидбар, 23:9), но есть и другие процессы, которые можно описать галахическими понятиями «внесение внутрь» и «вынесение наружу»:
1. Мы выносим Божественный свет наружу, во весь мир.
2. Мы вносим внутрь научные знания, извлекая из них самое лучшее и отборное, и подстраиваем их под наш образ жизни, который отличает чистота и святость.  

Те, кто выносили наружу все без разбора и перевели Тору на греческий язык, причинили огромный ущерб; те же, кто вносили внутрь все подряд, охваченные воодушевлением, больше не являются частью нашего народа, смешавшись с другими народами.  

Психология – наука или духовное учение? 

Если психология – наука, то с ней можно считаться. Если это духовное учение, то следует относиться к ней очень осторожно. В далеком прошлом это был спекулятивный, теоретический подход, основанный на верованиях – например, на том, что в душе человека есть добро и зло.

Около ста пятидесяти лет назад возникла современная психология, которая имела две основные характерные черты:
1. Она делала акцент на поведении человека и на душевных процессах, а не на сущности души;
2. Она стала использовать эмпирический подход в своих исследованиях, хотя очень сложно исследовать человеческую душу.  

Таким образом, на первый взгляд, психология использует научный, эмпирический подход. Однако на самом деле, в ней есть скрытые духовные и нравственные установки

Факты и их толкование 

Это верно, что психология основана на опытах и наблюдениях, однако затем наступает очередь интерпретации. Наука – это не просто нагромождение фактов, а их классификация согласно тому или иному логическому подходу. Не существует факта, лишенного интерпретации. Три основных направления в психологии – поведенческая (бихевиоральная) психология, гештальт психология и психоанализ – основаны на гипотезах.

Например, Фрейд выдвигает несколько основных гипотез: полный душевный детерминизм; существование душевной энергии; различные уровни сознания – сознательное и подсознательное; три уровня личности – Ид, Эго и Суперэго. Кто-нибудь видел все это своими глазами?! Правда, проблема интерпретации существует в любой области науки, однако здесь она встает наиболее остро: очень трудно воспринять одним из чувств инстинкт выживания, например.  

«Нормальный» человек 

Проблема кроется не только в интерпретации причин, но и в определении тенденций. Психология стремится помочь человеку стать нормальным. Но кто может определить, что такое «нормальный»? Например, Филипп Пинель, знаменитый французский психиатр, глубоко потряс общественное мнение, когда после Французской революции он выпустил на волю сумасшедших, которых прежде было приятно заковывать в цепи, и тем самым положил начало новой эре. Некоторые утверждают, что сумасшедшего никак нельзя считать нормальным, потому что он лишен возможности решать свою судьбу и поступать рационально. Так он оказывается отстраненным от самой человеческой сущности и потому не может называться настоящим свободным человеком. Но вновь встает вопрос: кто имеет право решать, в чем состоит человеческая сущность?! 

Два вида нормальности 

Понятие «нормальность» имеет два смысла:
1. Общественно-социальный смысл, который, конечно же, меняется в зависимости от общества. У каждой социальной группы есть своя психология. «Хороший англичанин» – не то же самое, что «хороший американец».
2. Теоретический, «идеальный» смысл. Совершенно очевидно, что в медицине понятие «нормальный человек» определяется не статистически, а согласно идеальной модели: абсолютно здоровый человек. Во всем мире принято считать, что мир и справедливость – это нормально. Однако Рамбам также определяет положительные душевные качества как признак душевного здоровья, а отрицательные – как душевную болезнь.  

Если нормальность определяется статистически, ее можно установить согласно объективным критериям общепринятого человеческого поведения. Можно определить, кто является больным и ненормальным, вне связи с теми или иными ценностями. Если же нормальность относится к системе ценностей, то все возвращается к вопросу о том, что же представляет собой человеческая сущность.  

Психология – это философия 

Например, следует решить, что является главным в человеке: инстинкт выживания – и тогда духовность всего лишь побочна – или же душа, которая представляет собой частицу высшей Божественности.  

Медицине удается быть более объективной, но тоже не до конца. Однако каждый психолог делает то, что диктует ему собственное мировоззрение. Если психолог скажет, что он свободен от какой бы то ни было системы ценностей, мы ему не поверим. Но даже если и поверим, то отсутствие ценностей тоже является системой ценностей.

 

Западная психология, разумеется, не отражает мир Торы. Напротив, через психологию к нам проникает западная культура.  

Мы можем положиться на эмпирический аспект психологии. Но и в этом нужна осторожность, ибо, как и во всякой другой области науки, эмпирический метод познания всегда оставляет место сомнению, ибо он опирается на гипотезы. Тем более, когда речь идет о человеческой душе: в таком случае результаты опытов вдвойне необходимо проверять в свете Торы. 

Практические выводы 

«Да будет воля Твоя, Господь, Б-г наш, чтобы было мне это исцелением, и исцели меня, ибо Ты – Б-г-целитель, и исцеление Твое – истина» (молитвенник рава Кука «Олат Райя»). 

Величайший раввин нашего времени рав Моше Файнштейн относился к психологам с подозрением, так как они могут предложить человеку решения проблемы, противоречащие духу Торы, например, в том, что связано со скромностью в отношениях мужчины и женщины. Отрицательное влияние подобных идей может быть явным или скрытым.  

Поэтому каждого психолога нужно проверять, скорее, не с точки зрения его профессионального подхода, а, главным образом, с точки зрения его личности, то есть его отношения к системе ценностей Торы.  

Где же наша психология? 

Несомненно, в Торе есть все. Тора включает в себя Божественную психологию, которая пока еще не была сформулирована в виде четкой системы. Говорят, что Маймонид «обратил Аристотеля в иудаизм». Мы ожидаем великого мудреца Торы, который бы обратил в иудаизм современную психологию и вместе с тем сформулировал Б-жественную психологию в современных терминах. 

Рав Кук пишет: «Возвышение душевных качеств – это особая мудрость души, которую следует расширить с помощью науки о душе со всеми новшествами нашего поколения… И вдохнуть во все это новую душу, которая соответствовала бы всем требованиям святости и чистой нравственности» («Орот ѓа-кодеш», гл. 3). Духовно чистая психология поможет человеку исправить и возвысить его душевные качества.  

Исправление качеств души 

В самом деле, наш путь – это исправление душевных качеств через преодоление дурного начала. В этом и заключается наше исцеление. Для этого можно, вне всякого сомнения, использовать опыт, накопившийся у психологии, но при этом необходимо «просеивание». Сказал Виленский Гаон, что главная работа человека в этом мире – исправление душевных качеств, ибо в этом – весь человек.  

Мы не боимся столкновения доброго начала с дурным. Напротив, если вообразить человека, который родился совершенным, и ему не нужно преодолевать свое дурное начало, то такой человек никогда не станет великим. Величайшие мудрецы Израиля, такие как Рамбам, Рамхаль и другие, учат нас в своих книгах, как исправлять душевные качества. Психология может нам в этом помочь. У Рамбама учение о душе является ничем иным как предисловием к учению об исправлении качеств души. В этом наша миссия: исправление душевных качеств ради служения Всевышнему.  

Обращение к психологу 

Что касается вопроса, есть ли галахическая проблема в обращении к психологу, то можно сказать, что Тора и психология – это два разных мира. Психология, то есть учение о душе, это наука, или, по крайней мере, старается быть теоретической, объективной наукой, описывающей действительность, то есть поведение человека и душевные процессы. Тора же – это нравственное учение, которое занимается не тем, что есть, а тем, что должно быть с нравственной точки зрения. Однако две эти вещи связаны между собой. Поэтому наш великий учитель Рамбам в своем труде «Шмона праким» сначала описывает учение о душе, а вслед за ним – учение об исправлении душевных качеств. Прежде чем человек станет работать над качествами своей души, чтобы очистить и возвысить их, он должен быть хорошо осведомлен о душевных процессах, происходящих в нем, какие качества можно исправить, а какие находятся вне свободы выбора, и какими путями можно совершить изменения в глубинных пластах души.  

Однако, если душевные силы человека недостаточны, и он прилагает значительные усилия к тому, чтобы просто выжить, поскольку любое из ряда вон выходящее событие выводит его из душевного равновесия, или он постоянно пребывает в неспокойном состоянии, будучи подчинен своим душевным стремлениям, тогда ему нужна помощь психолога. Это подобно тому, как физически больной человек неспособен служить Всевышнему из-за телесной слабости, и ему прежде всего необходимо укрепить фундамент, на котором впоследствии он сможет возвести дополнительные этажи святости. Но, разумеется, если у человека все в порядке, он не обращается к врачу, а просто ведет здоровый образ жизни, чтобы оставаться здоровым и сильным. Так и человек, здоровый душевно, нуждается не в помощи психолога, а в работе над исправлением своих душевных качеств.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Конфликт тела и души
Откуда приходят страхи
Существует ли Творец? «Чайник Рассела» и рациональный подход
Представление о себе
Психология по Торе, часть 1. Насколько мы нормальны?