Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Проклинаем кошерно и весело
История и культура

Проклинаем кошерно и весело

Леонид Лазарь
27 июня 2018, 14:31
Время прочтения Время прочтения: 7 мин.

«Пусть лучше проклянут тебя, чем ты проклянёшь другого» - это из Талмуда, и, тем не менее, мало есть таких мастеров по проклятиям, как евреи. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что за свою многовековую историю им было кого и за что проклинать: резня во время первого крестового похода, кровавые наветы, истребление евреев казаками Хмельницкого в Польше и на Украине, Холокост, сталинская параноидальная ненависть, государственный и бытовой антисемитизм страны, чуть-чуть не добравшейся до коммунизма... Безусловными виртуозами в этой области были носители языка и культуры идиш  евреи Восточной Европы. Трудно себе это представить, но всего лишь семьдесят лет назад на этом языке говорили 11 миллионов человек.

Чтоб ты вычеркнут был из Книги жизни.

Чтобы покарал тебя Всевышний в Судный день.

Не слабые проклятья? Случалось, сыпались они и на своих. Первое сочинение Спинозы - «Краткий трактат о Б-ге, человеке и его блаженстве» - вызвал гнев ученых раввинов Амстердама. В 1656 году на него наложили херем (еврейскую анафему), тем самым «отлучив и отдалив его от народа Израилева».

Только вслушайтесь, какую телегу накатали на на 24-х летнего юношу: «По суждению ангелов и приговору святых, мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу... возглашаем ему анафему, как Иисус предал анафеме Иерихон, как Елисей проклял детей, и предаём его всем проклятиям, что записаны в книге Закона. Да будет он проклят днём и проклят ночью; проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и входит. Пусть Б-г никогда более не простит и не признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут отныне этого человека, обрушивают на него все проклятья, записанные в книге Закона, и искоренят само его имя под небесами... Пусть же будут все предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно либо письменно, либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одной кровлей, либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать какой-нибудь документ, продиктованный им или написанный его рукой».

Кто не с нами – тот против нас

Не любили евреи отступников. И тому есть причина: нередко выкресты становились зоологическими антисемитами. Яркий пример: лидер московского отделения черносотенной организации «Союз русского народа», редактор ярой антисемитской газетенки и по совместительству негодяй и провокатор Владимир Грингмут. Таким, как он, и предназначалось:

Чтоб тебя головой в землю, а ногами в церковь.

В богатой событиями еврейской жизни случалось, что в борьбе внутри общин оружием и средством сведения счётов становились доносы и оговор. Вражда приверженцев хасидизма и его противников из раввинов и руководителей еврейских общин началась с полемики и публикации памфлетов, а кончилась взаимными проклятиями и обоюдными доносами властям.

Гори огнем место, где ступала нога хасида - проклинали хасидов их противники «митнагдим».

Проклятие - это весело

Богатая фантазия и чувство юмора всегда были присущи евреям. Проклятия и юмор? А почему нет?

Чтоб у тебя выпали все зубы и остался один - для зубной боли...
Чтобы твои ноги служили тебе только для ревматизма...

Чтоб ты потратил на врачей всё, что у тебя есть, да еще и заложил бы юбку жены...

А как вам такое пожелание? - Чтоб тебя носили на руках...

Вроде бы неплохо? Но… не обольщайтесь, означает оно всего лишь - Чтоб тебя парализовало.

Или:

Чтоб Всевышний вселил в тебя новую душу...

Но ведь для того, чтобы это произошло, надо сначала отдать Б-гу старую!
Многочисленные хворобы и особенно одна из древнейших – проказа -   наиболее часто присутствуют в еврейских проклятьях.

Проказу (малярию, ломоту, холеру, чуму, лихорадку) ... тебе в голову (в печенку, на кончик носа, в сердце, в бок, в кости, в зад...).

Кстати, еврейский врач Я.Шескин первым в 1914 году применил средство талидомид для лечения проказы (болезнь Хансена). В Иерусалиме и сегодня функционирует больница для прокажённых.
Библейские проклятия

Не только евреи, но и другие народы, населявшие Ближний Восток, любили позлословить. Собрали как-то филистимляне в долине ха-Эла войска свои и стали против стана израильского. И ничего не могли те поделать, т.к. впереди противника выступал великан-филистимлянин Голиаф из города Гат (Геф). В библейских повествованиях I книги Царств (I книга Шмуэля – прим. ред.), подробно описан состоявшийся там поединок пролетария Давида (в то время был он пастухом, так как пас отцовское стадо) с великаном Голиафом. Так вот, этот Голиаф не только сорок дней «выставлял» себя израильтянам, но и... «поносил» их. За что и получил главным пролетарским оружием - булыжником - по кумполу, от будущего (второго) израильского царя.

Лаван проклял свою дочь Рахель, и она умерла молодой. Авимелех, царь Грара, проклинал Сару. Фараон, который отказался отпустить израильский народ и получил в ответ десять «казней египетских», поспособствовал появлению еще одного проклятия: Желаю тебе третьей казни египетской (это было нашествие вшей).

На Ближнем Востоке в различных договорах вассального типа проклятья часто встречались, как кара нарушителю.

Местечковые страсти

Еще в детстве Шолом-Алейхема стал записывать проклятья, услышанные от собственной мачехи. Чего там только не было: асмодей, банщик, болван, босяк, веник, выкрест, глупая морда, голодранец, гусак в ермолке, дикарь, дурень, дьявол, злыдень, змей, идиот, извозчик, кишка бездонная…

Не стесняются в выражениях персонажи великого еврейского писателя.  Раскройте наугад любой его томик - долго искать не придется. Хворобу в кости и добрую лихоманку налево и направо раздают недругам и друг другу обитатели еврейских местечек.

«Чтоб им рот перекосило, чтоб глаза у них повылезали, чтобы у них руки и ноги отнялись, чтоб им на костылях ходить, чтоб родителей своих лишились, чтоб по домам ходили побираться они, и их дети, и внуки…», - проклинает старая Неха.

 «Бройдин пообещал, но ничего не сделал. В погребе Залмана Криворучки на его голову и на головы членов союза коммунальников сыпались талмудические проклятья. Старики закляли мозг в костях Бройдина и членов союза, свежее семя в утробе их жен и пожелали каждому из них особый вид паралича и язвы» - это уже непревзойденный стилист русского языка Исаак Бабель.

«...Особый вид паралича...» - будто обычного мало!

Жирный гусь, красивая жена...

Чтоб ты уподобился лампе: днем висел, ночью горел, а под утро угас. Чего уж тут комментировать!   

Чтоб ты так мучился, умирая, как я мучаюсь, живя.

Тот, кто хоть однажды вкушал что-нибудь из нижеперечисленного, понимает, какие это страшные проклятия:

Чтоб ел ты каждый день рубленую печенку с луком, жирную селедку, бульон с клецками, карпа с хреном, тушеное с цимесом, оладьи, чай с лимоном - и чтоб давился каждым куском!

Чтоб у тебя был самый жирный гусь, но чтоб у тебя не было зубов; было самое хорошее вино, но не было вкуса; была бы самая красивая жена, а ты был бы импотентом.

 «У других народов эмоциональное напряжение снимается с помощью вульгарных, нецензурных выражений. Евреи же Восточной Европы облегчали душу не матерной бранью, а злыми пожеланиями, весьма живописными и зачастую юмористическими. Евреи понимали, что ни у добрых, ни у злых пожеланий нет магической силы, - пишет в своей книге «Чтоб нам слышать только добрые вести. Благословения и проклятия на идиш» профессор Еврейского университета в Иерусалиме, профессор Иосиф Гури. Большую часть приведенных выше злых пожеланий я и позаимствовал из этой замечательной книги. Из добрых же выбрал два, которые, объединив в одно, адресую всем читателям:

Будьте здоровы, сильны, богаты и веселы, и пусть счастье светит вам, как звезды на небе.

 

 

Источник

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Для чего нужен пост?
Мои успехи и неудачи с покрытием волос
Ростовщики, банкиры и брокеры: между мифом и реальностью
Не вредно ли евреям разнообразие?
Еврейский секрет преуспевания