Уход за родителями
Детям разрешено подстригать или брить родителей, стричь им ногти, а также выполнять любые другие действия по уходу за их телом, с условием, что при этом не поранят их до крови. Можно также делать массаж без применения силы, используя специальные приспособления.
Детям нельзя удалять занозы из тела родителей, так как при этом может пойти кровь. Врачи, в том числе стоматологи, не должны лечить своих родителей, если в процессе лечения может пойти кровь. Однако ашкеназские законодатели разрешают медицинским работникам лечить своих родителей, если на то есть финансовые причины, ведь они не возьмут денег за лечение с самых близких родственников, а также при условии, что родители дают устное согласие на нанесение кровоточащих ран в ходе лечения. Тем более, это разрешено, когда ситуация со здоровьем становится критической и угрожает жизни больного.
Финансовая поддержка
Исполнение заповеди об уважении родителей заключается в непосредственном уходе за ними: кормлении, одевании, выполнении разнообразных поручений. При этом приобретение необходимых товаров оплачивают сами родители.
Если детям нужно отправиться в дорогу чтобы выполнить поручение родителей, и это предполагает определенные расходы, то, по закону, необходимо выполнить родительскую просьбу, даже если для этого придется совершить очень долгое пешее путешествие. Если же отсутствие транспорта может надолго задержать или вообще исключить возможность выполнения задания родителей, то они должны оплатить детям дорогу.
Если родители испытывают серьезные финансовые затруднения, суд обязывает детей содержать их на те деньги, которые они обычно отчисляют на благотворительные цели. В каждом конкретном случае следует исходить из личных возможностей. Бремя содержания родителей делится между всеми детьми с учетом финансовых возможностей каждого. Если некоторые из детей очень бедны, а другие финансово состоятельны, то обязанность содержания родителей берут на себя те, кто более благополучен.
Важное правило благотворительности — не отдавать все деньги одному человеку — нарушается, когда материальная помощь требуется родителям. Дети обязаны отдать все деньги, которые обычно расходуют на благотворительные цели, нуждающимся родителям, чтобы им помочь. Если же есть и другие люди, готовые предоставить материальную помощь их отцу или матери, то дети не обязаны все брать на себя.
Если у детей достаточно средств для содержания родителей собственными силами, то на эти цели нельзя тратить деньги, отложенные на благотворительность, потому что это является пренебрежением по отношении к отцу и матери даже в том случае, если они об этом не узнают. Мудрецы говорят об этом: «Падет проклятие на того, кто содержит своих отца и мать за деньги десятины».
Если родителям не хватает их пенсии или пособия по старости, то дети обязаны добавить им такую сумму, которой будет достаточно. Если же этих выплат хватает на жизнь, но отцу или матери физически тяжело за ними идти или трудно выстаивать очереди, то дети обязаны получить деньги за них и принести.
40. Если родители не хотят работать, или же они откладывают деньги с определенной целью, из-за чего живут бедно, то дети не обязаны их содержать. С другой стороны, если мать и отец не способны прожить на собственные средства, но отказываются от помощи детей, нельзя их слушаться.
Тот, кто хочет отдавать десятину своим родителям, не может этого сделать в том случае, если, отделив десятину первый раз, сделал это без каких-либо условий и не сказал: «Я не беру на себя обета». Если же он, отделяя десятину, всегда произносил фразу: «Я не беру на себя обета» или просто изначально имел в виду отдать ее родителям, то может содержать своих родителей на эти средства, даже если есть возможность помогать им иначе.
Сын или дочь, у которых нет возможности содержать своих родителей, не обязаны просить милостыню для них. Но если отец или мать вынуждены побираться, то дети обязаны делать это за них, чтобы родителям не пришлось унижаться.
Сын или дочь, содержавшие родителей на собственные средства и обеспечивавшие их всем необходимым, после смерти родителей могут распоряжаться их имуществом ради покрытия всех своих расходов.
Трепет перед отцом и матерью
Повелительная заповедь из Торы — трепетать перед отцом и матерью. Сказано:
«Да убоится человек отца и мать своих». Трепет перед родителями приравнивается к страху перед Всевышним. Несмотря на то, что мать и отец равны в отношении этой обязанности, для каждого из родителей существует отельная заповедь, поэтому следует относиться с особым трепетом как к матери, так и к отцу.
Основное требование заповеди об уважении родителей — относиться к ним как к людям, перед которыми трепещут, то есть одновременно уважают и боятся. Именно трепетным отношением к родителям обусловлен запрет сидеть на их месте, а также возражать им и спорить с ними.
Выполнение просьбы родителей
Дети обязаны прислушиваться к просьбам родителей. Если же исполнение родительских требований грозит убытками, а также если из-за их просьбы могут пострадать отношения в собственных семьях сына или дочери, то они не обязаны слушаться родителей.
Сын или дочь не должны возражать родителям, говоря: «Вы не правы». Соглашаясь с теми, кто оспаривает мнение отца или матери, не нужно говорить вслух: «Мне кажется, что вы правы». По некоторым мнениям, разрешено оспаривать мнение родителей, но не в их присутствии и с должным уважением, но есть авторитетные законоучителя, которые запрещают это. В любом случае, сын может объяснить противоречия в словах отца и делать выводы, исходя уже из своих собственных пояснений.
Если же родители сами попросили детей высказать свое мнение, как по какому-то вопросу Торы, так и о повседневной жизни, то дети должны сказать то, что думают, даже если их понимание противоположно мнению родителей.
Исполнение заповедей и изучение Торы
Если отец или мать требуют от детей нарушить запрет или отказаться от исполнения какой-либо из заповедей Торы или одного из постановлений мудрецов, нельзя их слушаться, потому что все обязаны трепетать перед Всевышним, Благословен Он. То же самое касается маленьких детей. Они не должны прислушиваться к просьбам родителей нарушить какую-либо из заповедей Торы или постановлений мудрецов.
Заповедь изучения Торы важнее заповеди уважения к родителям, поэтому дети, желающие учиться в определенном заведении, надеясь, что там они смогут достигнуть лучших результатов в учебе, могут поступить согласно их желанию, несмотря на то, что родители возражают, но до принятия окончательного решения стоит обсудить ситуацию с авторитетным раввином. Если сын хочет поступить в ешиву, а его отец и мать против, то ему стоит прежде поговорить с преподавателями и воспитателями и попросить повлиять на мнение родителей. Но в любом случае, в таком вопросе не следует прислушиваться к мнению родителей, даже если эта ешива находится далеко от места жительства.
Если дети хотят учиться в другом городе, а родители настаивают, чтобы те остались, потому что им требуется их помощь, то дети обязаны остаться в городе и заботиться о родителях. Если же родителям на самом деле не нужна их помощь, а причина их просьбы — различные опасения, то дети могут учиться там, где хотят.
Если отец запрещает своим детям учиться в паре с определенным человеком, то дети не должны его слушаться. Если же родители исходят из того, что еврей, с которым они хотят вместе учиться, недостаточно трепетно относится к заповедям и обладает плохими человеческими качествами, а также если отец и мать понимают, что в результате такой учебы дети не смогут достичь желаемых высот в знании, дети должны прислушаться к их мнению.
Если родители просят с кем-то не разговаривать из-за ссоры или хранить обиду за что-либо, детям нельзя их слушаться. Не стоит, однако, разговаривать с этим человеком в присутствии отца и матери. Если же в просьбе родителей не ходить вместе или не сидеть рядом с кем-то есть оправданная причина — дети должны их послушать.
Тот, кто подает еду или питье своим родителям, зная, что те не произносят благословения, должен постараться уговорить сказать благословение или сделать это сам громким голосом, чтобы вывести родителей в этой обязанности.
Если сын или дочь хотят молиться в той синагоге, где, по их мнению, молитва более проникновенна и размерена, а родители просят их ходить на молитву в другое место, они не обязаны слушаться своих родителей. Это касается также случая, когда в той синагоге, которую предпочитают дети, начинают молитву раньше, чтобы выполнить заповедь чтения «Шма» и молитвы вовремя. Если сын читает «Шма», и в этот момент родители просят его что-то принести, то он должен вначале закончить чтение, и лишь затем выполнить их просьбу.
Источник: toldot.ru