Пить или не пить украинское молоко? - Ujew

Пить или не пить украинское молоко?

Пить или не пить украинское молоко?
Количество просмотров 315 Количество комментариев 0

Можно ли соблюдающему еврею употреблять обычное молоко в странах бывшего СССР? Можно - только если оно было надоено самим евреем или, по крайней мере, в его присутствии. Так постановили древние мудрецы, опасавшиеся, что нееврей может подмешать в молоко коровы запрещенное молоко верблюдов или лошадей. В этом вся суть постановления. Но с тех пор, как оно вошло в силу, запрещено любое нееврейское молоко, даже в тех случаях, когда возможность подмешивания кажется маловероятной. Такое расширение закона соответствует талмудическому принципу «ло плуг рабанан» — не делят мудрецы (закон на частности); что означает: принимая новое постановление, учителя старались, чтобы формулировка была простой, чтобы это постановление не дробилось на подпункты и чтобы каждое изменение ситуации не влекло за собой его изменений. Поэтому даже в тех местах, где нет верблюдов и где никто не слышал про целебные свойства кумыса, еврей все же должен присутствовать при дойке, если хочет отведать молока.

Согласно мнению крупнейшего авторитета прошлого поколения рава Моше Файнштейна, в странах, осуществляющих жесткий государственный контроль над производством молока (когда нарушители несут наказание), можно разрешить нееврейское молоко за неимением другого. В таких условиях, хотя мы и не присутствуем при дойке коровы, все же для нас бесспорно, что фермеры не станут добавлять в коровье молоко ничего, что запрещено по закону государства. Скорее всего, подобной ситуации указанный запрет мудрецов не касается. Некоторые современные раввины утверждают, что разрешение рава Файнштейна можно распространить и на страны СНГ. Но беда в том, что в свое время большинство авторитетов не согласились с равом Файнштейном, требуя физического присутствия еврея при дойке даже в странах, где ведется самый строгий государственный контроль. И лишь в одном пункте все законодатели согласны: в упомянутых странах можно разрешить нееврейское молоко детям, поскольку молоко для них — жизненная необходимость.

На практике достаточно много соблюдающих Тору евреев полагаются на разрешение рава Файнштейна, но те, что придерживаются более строгого мнения, покупают исключительно еврейское молоко (халав Исраэль) или договариваются с владельцем коровы о своем присутствии при дойке. Конечно же, это хлопотно и сложно, но зато безупречно с точки зрения законов кашрута. К тому же получаем настоящее парное молоко!

Итак, еще в древности мудрецы безоговорочно запретили нам употреблять в пищу нееврейское молоко. Но только молоко. Молочные продукты под их запрет не попали. Одна из причин: многие из таких продуктов невозможно или очень трудно сделать, используя молоко некошерных животных, которое плохо свертывается. Но затем вышло новое постановление — был запрещен нееврейский сыр (и подобные сыру продукты). А что с другими молочные продуктами? Вопрос — попали они под запрет вместе с сыром или нет — вызвал в свое время оживленную дискуссию среди законоучителей.

Сам рав Файнштейн дал разрешение только в стесненных обстоятельствах.

Тот, кто и в этом случае предпочитает строгое выполнение закона, заводит для молочных детских блюд отдельную посуду.

Нужно прибыть к самому началу дойки, но нет необходимости присутствовать все время: достаточно находиться неподалеку и иметь возможность заглянуть в стойло, — но только при условии, что нееврей знает, что некошерное молоко запрещено еврею. Тогда, даже оставшись наедине с коровой, без присмотра, нееврей будет опасаться, что покупатель может войти в любой момент. Это условие вполне удовлетворяет постановлению мудрецов.

Отметим, что запрет распространяется на все виды «желтого» сыра. Нееврейский сыр запрещен всем евреям — даже тем, что, полагаясь на решение рава Файнштейна, пьют нееврейское молоко. Стало быть, можно покупать лишь сыр, на упаковке которого стоит печать кашрута. То же самое касается брынзы. Творог и творожная масса, которая называется «котедж», по мнению многих авторитетов, не запрещены, ибо сырами их назвать трудно.

Остается выяснить вопрос о некошерных добавках в молочных продуктах. На сегодняшний день в производстве многих сортов творога в качестве закваски используется сычуг, изготовляемый из телячьих желудков. Тем не менее, некоторые раввины разрешают покупать такой творог, отмечая, что мизерным количеством сычуга можно пренебречь. Но существует и другое мнение, согласно которому сычуг имеет статус маамид. Так на языке Талмуда называются вещества, которые, будучи добавленными в исходный продукт, придают ему новое качество, превращая фактически в нечто новое. Без закваски произвести многие сорта творога практически невозможно, а значит, некошерный сычуг, даже если его ничтожно мало, делает некошерным весь продукт.

По поводу сливочного масла еще издавна существовали две точки зрения и, соответственно, два противоположных обычая. Принятая со временем галаха в ее окончательной форме закрепила оба эти обычаи. Правило звучит так. В тех местах, где раньше не было принято воздерживаться от нееврейского масла, его можно есть и ныне. В остальных местах сливочное масло употреблять нельзя, даже когда с точки зрения ингредиентов оно безупречно. Но если вы живете вдали от центров еврейской жизни, причем с кошерными продуктами в ваших краях тяжело, — можно покупать нееврейское сливочное масло, даже если раньше местная еврейская община от него воздерживалась. Последнее определение, скорее всего, относится к странам СНГ. Живущие в них евреи могут покупать сливочное масло, — но только, повторяем, если они уверены, что в нем нет запрещенных в пищу добавок.

Следующий объект нашего изучения — сметана. По мнению некоторых законоучителей, нееврейская сметана менее проблематична, чем нееврейское сливочное масло. Однако есть и противоположная точка зрения. На практике те из нас, что воздерживаются от нееврейского масла, не едят и сметану. Но те, кто ест сливочное масло, могут, при необходимости, покупать сметану. Правда, только густую. Жидкую нельзя — по причине старого обычая работников советской торговли, разбавлявших творог сметаной, сметану — кефиром, кефир — молоком, а молоко — водой. Ведь если сметану разбавили некошерным молоком, она становится тоже некошерной.

Йогурт и кефир — продукты более проблематичные, чем сметана, поскольку их можно приготовить и из некошерного молока. Кроме того, в йогурт заводского изготовления часто добавляют некошерный желатин для придания продукту особой консистенции. Поэтому большинство авторитетов запрещают йогурт и кефир. Значит ли это, что еврей, отказывающийся от нееврейского молока, должен забыть про йогурт с кефиром? Нет, не значит. Оба эти продукты можно приготовить в домашних условиях, если, конечно, в доме имеется еврейское молоко. В качестве закваски допустимо использовать нееврейский йогурт, — правда, с некоторыми оговорками. Процесс выглядит так: нееврейской закваской заквашивают кошерное молоко, затем полученной закваской заквашивают новую порцию молока, и так еще раз. После чего можно пользоваться полученной закваской без всякого опасения. Все вышесказанное верно только для нееврейского йогурта или кефира без всяких добавок.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.