Давайте разделим этот вопрос на два: 1) Можно ли невесте подарить жениху кольцо — как часть свадебной церемонии? 2) Можно ли мужчине, вообще, носить обручальное кольцо?
1) Понятие о семейном союзе во всей полноте, включающее различные галахические и, безусловно, духовные аспекты, появилось с дарованием Торы. До дарования Торы обычной практикой было, что мужчина и женщина встречались на улице и, понравившись друг другу, без всяких предварительных процедур переходили к совместному проживанию, рожали детей и т.д. Не было и процедуры развода. Если один из супругов хотел разорвать их связь, он свободно оставлял другого и начинал жить собственной жизнью. И только в Торе было дано повеление: начинать семейную жизнь после хупы и кидушин.
Супруги, которые начинают семейную жизнь по еврейскому Закону с хупы и кидушин, «заявляют» этим, что их союз имеет глубокое духовное значение, а не является просто сосуществованием.
По еврейскому закону посвящение в жены, кидушин, происходит следующим образом: жених в присутствии свидетелей произносит на иврите слова, которые приблизительно можно перевести так: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Торы, которая была дарована через Моше, и по законам и постановлениям еврейских мудрецов». Затем жених надевает кольцо на палец невесте. Т.е. по Торе мужчина в данной церемонии выступает как активная сторона, а женщина — как принимающая.
Если же сделать наоборот, например, женщина захочет «женить на себе» мужчину, выступит как активная сторона и наденет кольцо мужчине, то вся процедура не будет иметь никакого смысла и по закону эти мужчина и женщина не станут мужем и женой.
И даже если процедура будет «двусторонней», т.е. мужчина и женщина во время церемонии обменяются кольцами, это будет проблемой с точки зрения закона и зачастую церемония посвящения в жены, кидушин, не будет считаться действительной (респонс Игрот Моше, Эвен а-Эзер 3:25, 4:32 ;2).
Следовательно, запрещено, чтобы женщина надевала мужчине кольцо во время свадебной церемонии.
2) Теперь обратимся ко второй части вопроса: можно ли мужчине носить обручальное кольцо? Как было сказано выше, этот вопрос уместен только в случае, если невеста дарит жениху кольцо после свадебной церемонии.
Рав Моше Файнштейн в своем респонсе (Игрот Моше, Эвен а-Эзер 4:32; 2) рассматривает эту тему и делает вывод: мужчине не запрещено носить обручальное кольцо, т.к. это не считается «следованием путями неевреев»: ведь зачастую такие кольца носят и для красоты, и для того, чтобы показать, что человек женат. Но в любом случае это выглядит неподобающим для богобоязненного еврея.
Как было сказано, Тора четко определила, как проходит процедура посвящения в жены, и мужчина в этой церемонии выступает как активная сторона, а женщина — как принимающая. Обычай обмениваться кольцами и носить обручальное кольцо мужчине, распространенный у неевреев, навеян ложными представлениями о «неравенстве» и «дискриминации» женщины в иудаизме.
А если мужчина хочет носить кольцо только для того, чтобы показать, что он женат, — чтобы избежать запрещенных связей с другими женщинами? В современном нерелигиозном мире, к сожалению, потерявшем всякое представление о святости семейных уз, это будет выглядеть «слабой отговоркой». А чтобы действительно решить эту проблему и способствовать правильному восприятию семейных ценностей, надо приложить немало усилий и недостаточно просто спрятаться за обручальным кольцом.
Поэтому мужчине, который хочет освятить свой семейный союз, исполнив заповедь посвящения в жены по закону Торы и таким образом заложить первый кирпичик в фундамент настоящего еврейского дома, полного любви и тепла, заботы и внимания, нет необходимости покупать и носить обручальное кольцо.
Источник: toldot.ru