Почему евреи перестали практиковать многоженство? Практиковали же, и запрета Торы на это нет, так в чем вопрос?
Да, Тора разрешает многоженство. Устройство Мира таково, что мужчина может жениться на нескольких женщинах. У праотца Яакова было четыре жены, у царя Давида - восемнадцать, и есть множество других примеров.
Правда, на практике, это не было так уж распространено, ведь жену и детей надо содержать (Тора не обязывает женщину работать, но - возлагает на мужчину заботу о пропитании, всех детей и всех жен). Однако денежная проблема - не основное препятствие. Двум женам ужиться в одной семье - очень непросто.
И что очень важно: постоянно происходит процесс йеридат а-дорот - измельчание поколений. Следующее поколение в определенном смысле менее духовно, чем предыдущее.
Примерно 1000 лет назад в Германии жил великий рабейну (наш учитель) Гершом, один из крупнейших комментаторов Талмуда, (Франция – Германия, вторая половина 10-го – первая половина 11-го вв).
Учитывая духовный уровень своего поколения, он увидел, что две женщины не просто не смогут психологически ужиться вместе, но – возникнут серьёзные проблемы.
Тогда Рабейну Гершом и ввёл запрет на многоженство.
В ашкеназских (европейских) общинах это было принято сразу. У сефардских евреев (Ближний Восток, северная Африка) ещё продолжалась возможность многожёнства, хотя, на практике, такое было крайне редко. А 500 лет назад они также приняли постановление рабейну Гершома.
Сказано в Талмуде, что пока все еврейские души не пройдут в определенной степени исправление в земном мире, не завершится Тикун Олам (процесс исправления Духовных Миров, и вместе с ним и - нашего). Таким образом, уменьшение рождаемости естественным путём затягивает Тикун Олам, а ведь прийти к этому - задача еврейского народа.
На другой чаше весов - еврейская семья. Еврейский дом - основа Торы. Воспитание следующего поколения в духе трепета перед Небесами, любви к Торе, к нашей Традиции, к Учителям Торы, любви к другим евреям - основополагающая обязанность каждого еврея.
Тора - не теория, но – Вс-вышний поручил евреям реализовывать Его законы на практике. Ребёнок с детства смотрит на родителей и впитывает формы поведения, мировоззрение, образ мышления. Нравоучения, зачастую, не помогают, если дети не видят в родителях личного примера почитания Вс-вышнего и Его законов, доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и взаимной поддержки.
Яркий пример колоссального провала в воспитании детей был 100-150 лет назад в Европе. Немало евреев, которые выросли в соблюдающих семьях, учились в хедерах и ешивах, отходили от Торы, принимали нееврейские ценности и образ жизни. Не потому, что им плохо объясняли на уроках, но - их родители сами не горели Торой, не вкладывали в неё душу и сердце. А дети впитали равнодушие к идеям Вс-вышнего, выросли на идее, что соблюдение Торы - лишь механические действия.
Такое мировоззрение в совокупности со сложностью жизни еврея в нееврейском окружении, породило мысль, что нет смысла жертвовать более высоким уровнем жизни ради некоторых неясных старинных обрядов.
Выходит, что то, что в прежних поколениях было возможно, во времена рабейну Гершома могло привести к страшной катастрофе. Ибо он видел, что невозможно было бы сохранить фундамент еврейского дома в условиях многоженства. А в последующих поколениях – тем более.
Пришлось, как говорится, из двух зол выбрать меньшую. Лучше, все-таки, идти к цели медленнее, чем остановиться вообще.
Источник: evrey.com