Цицит: витамин или антибиотик? - Ujew

Цицит: витамин или антибиотик?

Цицит: витамин или антибиотик?
Количество просмотров 342 Количество комментариев 0

В заключительной части недельной главы «Шлах» читаем: «И сказал Б-г, обращаясь к Моше так: «Говори сынам Израиля, чтобы делали они себе кисти (цицит) на краях одежды своей во всех поколениях их, и вплетали в каждую кисть крáя нить из голубой шерсти» (Бамидбар, 15:37,38).

Итак, из этого текста мы узнаем, что цицит состоят из нитей. А нити, добавим, должны быть завязаны в узлы. Однако об этом сообщается в другой книге Торы, где сказано: «Кисти с узлами сделай себе на четырех углах одежды твоей» (Дварим, 22:12). То есть, как видим, текст заповеди о цицит «распределен» в Торе по двум разным книгам.

Само слово цицит, — разъясняет Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) в книге Мишна Берура (комментарии к Шульхан Аруху, полному Кодексу еврейских законов), ссылаясь на исследование Аризаля (великий Ари; раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов в Эрец Исраэль; 16-й век), — является рашей тевот, то есть — «аббревиатурой». Оно как бы состоит из начальных букв фразы — «цадик яфрит цициёт тамид» (буква «я» в данном выражении в оригинале обозначена буквой йуд), что в переводе означает — «праведник всегда разделит нити цицит».

О чем идет речь? Почему о нитях цицит написано в одном фрагменте Торы, а об узлах, соединяющих нити в кисти — в другом? Почему так важно «разделять нити цицит»?

Каждая из двух частей заповеди снабжена собственным внутренним содержанием. Отдельная нить символизирует человеческую индивидуальность, подчеркивает, что каждый человек занимает свое место в общине. Узловое соединение нитей олицетворяет единство еврейского народа.

В тексте, посвященном заповеди о ношении цицит, написано: «…чтобы помнили вы и исполняли заповеди мои» (Бамидбар, 15:40). Если в формулировке заповеди есть слово «чтобы» (на иврите — лемаан). Это означает, что мы должны понимать и помнить смысл заповеди, которую собираемся выполнять. И наша традиция наставляет: для того, чтобы осуществить заповедь о цицит, недостаточно иметь намерение ее выполнить — необходимо при этом помнить, какой смысл вкладывается в данную заповедь.

Поэтому, в частности, и дает Мишна Берура разъяснение, цитируя высказывание великого Ари: даже праведник, который неустанно трудится на благо общины, обязан помнить, что он — личность, помнить о том, что человеку следует сохранять свою индивидуальность. Именно это и имел в виду Ѓилель (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век), произнося широко известные в последствии слова: «Если не я для себя — кто для меня? Но если я только для себя — кто я?» (Трактат Пиркей Авот, гл. 1, ст. 14).

Есть в главе Шлах и такая фраза: «И, глядя на них (на цицит), вы будете вспоминать все заповеди, и исполнять их» (Бамидбар, 15:39).

Что это означает?..

Визуальные образы «освежают» память человека. По ассоциации, увидев перед собой конкретный образ, в нашем случае цицит, он вспоминает то, что, казалось, забыто. И действительно, текст Торы, ассоциативно связывая кисти цицит с остальными заповедями, выстроен с учетом особенностей человеческой психологии. Даже если забыл, увидел — и вспомнил.

Но вспомнить можно лишь то, что знаешь. Если человеку известно, какие именно заповеди и как полагается осуществлять, ему достаточно ненавязчивого визуального напоминания. Ну, а если он вообще ничего не знает о других заповедях?.. Тут данный принцип оказывается бесполезным — цицит не станут для него «подсказкой».

Если человек не сведущ в заповедях Торы, и знаком, скажем, только с заповедью о цицит, он не в состоянии выполнить как следует и эту заповедь. Каждому человеку необходимо изучать заповеди, учиться их выполнять. Тогда цицит будут ему напоминанием о том, что ему нужно делать.

Цицит в каком-то смысле подобны «списку продуктов», который человек составляет перед тем, как отправиться в магазин за покупками. Если мне известны продукты, которые я хочу купить, мне достаточно бегло просмотреть составленный перечень, чтобы восстановить его в своей памяти. И тогда можно не сомневаться в том, что, оказавшись в супермаркете, я ничего не забуду приобрести. Если же в списке продукты, о которых я не имею ни малейшего представления, список вряд ли поможет, даже если я, не отрываясь, буду в него смотреть. В магазине мне будет трудно найти те виды еды, которые отмечены в таком списке.

Человеку, который идет дорогами Торы и выполняет заповеди, — отмечает рав Хаим Медянник из Литвы (в преклонном возрасте переехал в Америку, в Чикаго), цицит служит предостережением, — чтобы не сбился с пути. Тому же, кто совершил ошибку и отдалился от Вс-шнего, — ориентиром для возвращения к Нему.

Но ведь не может лекарство, излечивающее от тяжелой болезни (к примеру, антибиотик) одновременно считаться и профилактическим средством. Сильнодействующий антибиотик, заглушающий воспалительные процессы, здоровому пациенту способен лишь навредить. Обычно здоровым людям, в целях профилактики, врачи прописывают, скажем, витамины.

Что же за «целительное средство» такое, цицит? Оно одновременно — и «витамин», и «антибиотик». Об универсальном действии цицит написано в самой Торе. В нашей недельной главе читаем: «И будут у вас цицит, и, глядя на них, будете вспоминать все заповеди и исполнять их» (Бамидбар, 15:39).

Это адресовано явно «здоровому» человеку.

А далее, в том же стихе, идет такой текст: «…И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими, как блуждаете ныне…». Тут прямо сказано: цицит укажет путь «заблудшему».

Конечно же, ассоциация с антибиотиками и витаминами в нашем случае неверна. Эти лекарственные препараты «ремонтируют» тело. Мы же, говоря о цицит, рассматриваем свойства, уберегающие от духовных недугов. А в сфере духовности расстояние между «здоровьем» и «смертельной опасностью» очень часто измеряется одним лишь шагом, а бывает, и еще меньшей «мерой». Ежедневно и ежечасно дурные наклонности пытаются овладеть разумом и сердцем человека. Ежедневно и ежечасно каждый из нас сражается с ними.

Победы одерживать нелегко. Порой лишь тончайшая «перепонка» отделяет тебя от «падения» и опасности. На помощь приходит цицит — укрепляет здоровое сердце и залечивает полученные в сражениях «раны»…

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.