Вызов к чтению Торы в Шабат - Ujew

Вызов к чтению Торы в Шабат

Вызов к чтению Торы в Шабат
Количество просмотров 183 Количество комментариев 0

Вызов еврея к чтению Торы – одна из важнейших составляющих утренней молитвы Шахарит. В еврейской традиции на этот счет существуют установленные общие правила, на разные дни — свои. Максимальное количество человек – 7 – совершают алию к Торе в Шабат. Но из этих 7 вызовов некоторые также имеют свои особенности. В разных общинах существуют различные традиции относительно того, какую алию считать наиболее почетной.

Третья алия.

Во многих литовских общинах принято считать третью алию наиболее почетной. Третьим к Торе вызывают самого уважаемого члена общины, раввина или состоятельного человека. Истоки этого обычая — в трактате Талмуда Гитин, где сказано, что после коэна и левита к Торе вызывают мудреца, обладающего безупречным знанием Торы. Первые две алии отданы коэну и левиту — это знак уважения служителям Храма. Соответственно, третья алия, для обычных евреев, предназначена самому уважаемому из присутствующих, не относящемуся к роду коэнов или левитов. Из этого трактата следует, что наиболее почетная алия — это та, которая ближе к началу. Однако, несмотря на это, во многих местах не придерживаются столь строгой иерархии. Причина в том, что этот закон сегодня не может быть выполнен в полной мере, поскольку сегодня нет мудреца, который обладал бы безупречным знанием Торы (Арух а Шульхан 137). Поэтому во многих общинах «приоритетность» третьей алии соблюдается не так строго.

Шестая алия.

В хасидских дворах, а также во многих сефардских общинах принято вызывать своего духовного лидера шестым. Корни этого обычая в книге Зоар (глава Шлах), а также в книге Шаар а-Каванот раби Хаима Виталя. Согласно книге Зоар, шестая алия обладает особым благотворным воздействием и способствует продлению жизни. Особое место шестой алии признается и общинами, где самой почетной алией считается третья. Хотя в этих местах шестая алия не самая престижная, на неё назначается особая цена во время распродаж алийот среди молящихся (Мишна Брура).

В книге Маасэ Рав сообщается, что Виленский Гаон также имел обыкновение выходить к Торе шестым. Однако, некоторые комментаторы не считают, что такое поведения гаона было продиктовано стремлением исполнить обычай, о котором говорится в книге Зоар. Они объясняют это его особой скромностью, который не хотел подниматься к Торе в качестве ее безупречного знатока. В соответствии с порядком приоритетов, указанным в Шульхан Арухе, шестая алия предназначена для председателя общины, не обязательно обладающего выдающимися познаниями в Торе. Именно таким полагал себя величайший мудрец последних веков.

Седьмая алия.

В законодательном кодексе Мишна Брура особое значение придается седьмой алие. Это объясняется тем, что именно завершение исполнения какой-либо заповеди, в том числе и заповеди чтения Торы, является наиболее почетным. Сегодня в большинстве общин такого значения седьмой алие не придают. Однако, представление о значимости последней части можно получить в дни, когда завершают чтение одной из пяти книг Торы. Тогда седьмая алия считается очень почетной, и многие молящиеся стараются приобрести право подняться к Торе именно на чтение завершающего отрывка. И в день Симхат-Тора, когда завершают чтение всего свитка Торы, последний из тех, кто поднимается к Торе, считается наиболее привилегированным и именуется хатан Тора — жених Торы.

Вызов к Торе ребенка.

По сути закона, к Торе можно пригласить ребенка, который осознает смысл произносимых благословений, при условии, что большинство восходящих к Торе – взрослые; таков обычай некоторых сефардских общин. Однако, в ашкеназских и других сефардских общинах не принято приглашать детей к чтению Торы. А в некоторых сефардских общинах принято, согласно обычаю Аризаля, вызывать ребенка к Торе только в качестве седьмого приглашенного. По обычаю же йеменских евреев, ребенка принято вызывать к Торе шестым.

Поднятие и сворачивание свитка.

В трактате Мегила, сказано: тот, кто сворачивает свиток Торы, получает награду, равную награде всех вызванных к Торе. Дело в том, что человек, который сворачивает свиток, заботится о его сохранности и проявляет бережное отношение к Торе. Во времена Талмуда свиток сворачивал один человек, поэтому именно сворачивающий получал особую награду. Но сегодня, когда один поднимает свиток, а другой сворачивает, особая награда полагается именно поднимающему.

Поэтому поднятие свитка должно было бы достаться самому уважаемому человеку. Но на практике автор Мишны Бруры постановил, что эту честь предоставляют даже обычному человеку, дабы избежать ссор. Сворачивание доверяют даже несовершеннолетним, чтобы приучить их к исполнению заповедей.

На практике в большинстве общин не принято придерживаться иерархии, любого члена общины вызывают на любые алийот ради поддержания мира в общине. Ведь сказано в Мишне Брура: «Упаси Б-г ссориться и спорить за право на почетную алию, ведь все буквы Торы одинаково святы…».

 

 

Источник: toldot.ru

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.