Терпению и толерантности дети учатся у взрослых, как, впрочем, и всему остальному. В наше время они особенно важны. Почему?
Эмоциональный интеллект – фокус XXI века
В XX веке и ранее, кроме родительского капитала, для успеха в жизни нужны были: знания, развитый интеллект, хорошее образование и специальность. И конечно – связи, умение договариваться и находить общий язык с разными людьми, если речь шла о коммерции. Сейчас часть интеллектуальной работы отходит к компьютерам, и чем дальше, тем большая часть. На первый план выходит эмоциональный интеллект: способность договариваться с другими людьми, понимать их, быть комфортным в общении, способность чувствовать других, быть сострадательным, уметь быть человечным, создавать вокруг себя доброжелательную атмосферу. Умение распознавать эмоции, называть их и работать с ними. Профессии будущего завязаны на качества личности, а не только на образование или высокий IQ. И в этом ключе толерантность и терпение более чем важны.
Толерантность
Все люди разные. Из 7 млрд можно быть похожим в чем-то на других, но каждый человек – уникален. Нет другого такого с идентичным мировоззрением, характером и человеческими и физическими качествами. Толерантность – основа нашего общества. Быть терпимым к инакомыслящим, к тем, кто отличается цветом кожи, религией, убеждениями, привычками, вкусами. Толерантность расширяет зону комфорта, возможности человека: где жить, с кем общаться, самому быть желанным для общения. Для нашего общества это актуально, например, потому что вводится понятие инклюзии в образовании, а значит, наши дети будут учиться или уже учатся в садиках, школах и вузах с детьми с повышенными потребностями. Умение быть на равных, помогать, быть сострадательным – делает человека человеком. Это как раз о толерантности.
Терпение
Может быть сквозь зубы, а может – естественным и доброжелательным. Когда терпение навязывают «сверху», заставляя «прогибаться», необходимо все-таки проверить, действительно ли нужно быть терпеливым. Друг детства болел лейкемией и в 14 лет скрывал приступы болезни от мамы и соответственно от врачей, чтобы не расстраивать ее. Терпение не должно быть разрушительным для человека. Но в тоже время, быть терпеливым и доброжелательным к людям с особенностями, к детям, к животным, к близким и чужим – основа здорового общества. Учим детей не безусловному терпению, а умению различать – где терпеть, а где отстаивать свои границы.
Умение выставлять свои границы
Обратная сторона толерантности – уметь осознавать свои границы, выставлять их, пресекать попытки насилия и уметь защищать свои интересы. В целом различать: где свобода и толерантность, а где – мои интересы. Очень остро этот вопрос касается девочек в контексте флешмоба #MeToo и общей тенденции к равноправию. Если у ребенка был в детстве травматичный опыт и его границы «были взломаны» - придется долго, бережно отстраивать заново, с нуля. Лучше, чтобы именно родители научили ребенка осознавать и выставлять свои границы, и различать, когда быть толерантным и терпеливым, а когда – заботится о себе больше, чем о других.
Держать баланс – как умение ездить на велосипеде и не заваливаться на одну или другую сторону.