Очень трудно писать о войне во время войны. Потом, когда она закончится, отделить главное от второстепенного, великое — от смешного, дать правильную оценку действиям и событиям будет легче. Чем больше времени проходит, тем легче это сделать. Самая «правильная», устоявшаяся и бесспорная точка зрения появляется лишь тогда, когда уже почти не остается очевидцев и современников, затеняющих картину ненужными деталями, своими частными, никому не интересными мнениями и теориями, выработанными в условиях недостатка информации. Историческая перспектива — великая вещь, но у нас, евреев, всегда есть возможность воспользоваться перспективой собственной истории, чтобы правильно оценить происходящее.
Оглядываясь сегодня на времена начала создания государства Израиль, невозможно не заметить, что участники тех событий были преисполнены сознанием величия момента и чувством осуществления пророчеств. В пыли хамсинов и пылу борьбы за место на автостоянке это мироощущение почти пропало, и на смену ему пришли усталость от войн и мечты о спокойной и благополучной жизни, хотя бы в рамках отдельно взятой квартиры.
Но не надо забывать о том, что эта война евреев с потомками Ишмаэля, арабскими народами, была предсказана давным-давно.
В книге «Зогар» (гл. «Шмот», 32а) сказано: в заслугу за то, что дети Ишмаэля выполняют волю Вс-шнего и делают обрезание, Вс-шний «отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома (европейские народы) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но успеха не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья, ниспосланная им в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля», — говорит раби Хия.
Мудрецы убеждали евреев совершать заповедь обрезания, аргументируя свои просьбы тем, что это будет поставлено еврейскому народу в заслугу и позволит евреям овладеть Святой землей.
Мы живем во времена, близкие к осуществлению пророчества: «…Еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими (там)…» (Зхарья, 8:4,5).
Еврейский календарь отсчитывает 5778 год от сотворения мира, и к началу седьмого тысячелетия, согласно нашим представлениям, Мошиах в любом случае должен прийти, мудрецы же считали, что он придет раньше. Про эти времена Рамбам писал:
«Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случае, нет обязательной для принятия версии о порядке событий (во времена Машиаха) и деталях того, что произойдет» (Мишне Тора, Законы о царях и о войне).
Зато о войнах, которые будут происходить во времена Мошиаха, Рамбам говорит гораздо увереннее: «Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он — вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Машиах».
Еврейская традиция различает два вида войны: милхемет мицва и милхемет решут, то есть война, являющаяся заповедью, и война, согласно принятому властями решению. Рамбам пишет: «Царь прежде всего ведет заповеданную войну. Какая же война заповедана? — Война против семи народов (заселявших землю Кнаан), война с Амалеком и оборонительная война против врагов Израиля; и лишь затем — войны по желанию, то есть войны за расширение границ Израиля и чтобы возвеличить его».
«Никогда не начинают войны, не призвав предварительно противника к миру. Так полагается во всех войнах, ибо сказано: “Когда подступишь к городу, чтобы завоевать его, призови его к миру”. Если противник отозвался и принял на себя “семь заповедей”, обязательных для “сынов Ноаха (Ноя)”, его не убивают, но облагают данью».
«Как в заповеданной, так и в войне дозволенной, назначают коэна, который должен обращаться к народу во время войны, и мажут его елеем. Такой коэн называется “помазанником войны”. Когда войска уже собрались и двинулись к месту битвы, встает “помазанник войны” на возвышение, а войска — перед ним, и он обращается к ним: “Слушай, Израиль! Вы идете сегодня на бой с вашими врагами. Да не смягчатся сердца ваши! Не страшитесь их и не уступайте им, ибо Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами воевать с вашими врагами, спасти вас”».
Материал подготовила Симха Корец для arielcenter.org