Город Чернобыль перечислен в летописном «Списке русских городов дальних и ближних», известном с конца 14 века, хотя первое его упоминание относится еще к 1193 году. В 16 веке, когда эта территория находилась под контролем Великого княжества Литовского, в Чернобыле князем Фридрихом Пронским был построен каменный замок. Город стал уездным центром.
В 1566 году в благодарность за военные заслуги король Сигизмуд ІІ Август дарит Чернобыльские владения оршанскому старосте Филону Кмите, который после этого стал Филоном Кмитой-Чернобыльским. Именно Кмита и пригласил на проживание в своих землях евреев – как поступали все польские землевладельцы.
Впервые евреи в Чернобыле упоминаются как арендаторы в конце 17 века. Согласно переписи населения 1765 года, здесь проживало уже 696 евреев, которые владели 96 домами. Местечко поучило привилегию, согласно которой в нем 3 раза в год проводились ярмарки. В это время сюда съезжались торговцы из всех окружающих сел и местечек, и во время ярмарок количество проживающих в Чернобыле евреев увеличивалось в два раза.
В результате второго раздела Польши в 1793 году Чернобыль перешел в состав Российской империи. Согласно ревизии 1847 года, еврейская община разрослась до 3482 человек. Основными занятиями, как обычно, были торговля и ремесла, а также рыбная ловля.
Рыночная площадь в Чернобыле.
Вскоре местечко стало важнейшим в Украине центром хасидизма. Во второй половине 18 века здесь поселился цадик Менахем Нахум, основавший одну из самых известных в мире хасидских династий. Рабби Менахем Нахум вел скромный образ жизни странствующего проповедника. Большую часть доходов он тратил на благотворительность - выкуп пленных, помощь бедным невестам и т.д. Но его сын и преемник, рабби Мордехай (Мотл), взявший фамилию Тверской, придерживался другой точки зрения на устройство быта цадика. Он основал роскошный хасидский двор, который посещали тысячи евреев из Украины и Польши. Мордехай Тверской жил на широкую ногу, для содержания двора и своей резиденции он даже установил специальный налог, который платили приезжавшие хасиды.
Огель Мордехая Тверского в Чернобыле.
Чернобыльский цадик мог уверенно претендовать на абсолютное лидерство в хасидском мире, но конкуренцию ему решил составить младший родственник, рабби Исроэль Фридман из Ружина. Фридман, приходившийся Мордехаю Тверскому племянником, вел не менее роскошный образ жизни и имел не меньшее количество последователей, а свои претензии обосновывал прямым происхождением от Магида из Межирича. Между ружинским и чернобыльским дворами возникали постоянные конфликты, и, если цадики до поры до времени придерживались «родственного» этикета, то их хасиды периодически устраивали драки прямо в синагогах. Со временем и главы дворов также основательно переругались. Дошло до того, что рабби Исроэль сделал беспрецедентный шаг – назвал именем Мордехай одного из своих сыновей, который впоследствии стал цадиком в местечке Гусятин. У евреев не принято называть детей именами живых близких родственников, но на претензии рабби Исроэль иронично отвечал: «Наш дядя из Чернобыля еще при жизни вознесся над этим миром в своем духовном величии, как будто его душа давно уже покинула земную суету…». Как бы там ни было, рабби Мордехай Тверской умер всего через два года после рождения Мордехая Фридмана…
У рабби Мордехая было 8 сыновей, все они основали впоследствии отдельные хасидские династии. Аарон остался как наследник Мордехая Тверского в Чернобыле, Моше стал цадиком в Коростышеве, Яков Исраэль - в Черкассах, Нохум - в Макарове, Авраам - в Турийске, Давид - в Тальном, Ицхак - в Сквире, Йоханан - в Ротмистровке. Один из них, рабби Давид, пошел по стопам отца и даже, можно сказать, его превзошел.
Портреты хасидских цадиков. Музей истории евреев России, Москва.
В верхнем ряду (слева направо) – сыновья р. Мордехая из Чернобыля: Авраам из Турийска, Аарон из Чернобыля, Давид из Тального, Йоханан из Ротмистровки; в нижнем ряду – Яаков Ицхак из Макарова (внук р. Мордехая из Чернобыля), Шнеур Залман из Ляд, Ицхак из Несхижа.
Рабби Давид был цадиком сначала в Василькове, затем переехал в Тальное. По своей роскоши двор Тальненского Ребе не уступал двору Мордехая Тверского. Давид Тверской любил музыку, при нем всегда пребывали клезмеры и известные канторы. Цадик восседал на специально изготовленном серебряном троне, на котором золотыми буквами была выбита фраза из Талмуда: «Давид, царь Израиля, жив вечно». «Царские» претензии еврейского проповедника не раз служили поводом для его ареста, но, в конечном итоге, власти пришли к выводу: «…цадики из дома Тверских – богачи и религиозные самодуры, опасности государственной не представляют, однако экономический вред наносят, ибо узурпируют власть и собирают подати среди иудейского населения, что делает маловозможным сбор налогов чиновниками царскими…» В результате в 1865 году рабби Давиду был запрещен выезд из Тального, что он часто делал с целью сбора «налога» в окружающих городах и местечках...
Рабби Давид из Тального
После бегства Исроэля Фридмана в Австрию Чернобыльская династия утвердилась на главенствующих ролях среди хасидов Российской империи. Сами Тверские проживали в Чернобыле до 1920 года. Рабби Мордехаю наследовал его сын Аарон, а затем – внук Иешайя Мешулем Зуся. Во время Гражданской войны последний цадик династии рабби Шломо Бен Цион вместе со всем двором покинул местечко.
Деревянная синагога в Чернобыле, 1930 год
В 1897 году в Чернобыле проживало 5526 евреев, что составляло почти 60% всего населения. На еврейские праздники численность евреев в местечке значительно увеличивалась за счет приезжающих ко двору цадика. В начале 20 века в Чернобыле было 5 синагог, талмуд-тора, богадельня, женская школа. Еврейские купцы Нухим Мордко Дитятковский и Бен-Цион Гальперин владели чугунно-литейным заводом, а Мовша Шлемов Ковенский построил в местечке мыловаренный завод.
Во время Гражданской войны в Чернобыле несколько раз происходили еврейские погромы. Многие евреи бежали из местечка в другие города. В 1919 году российский Красный Крест открыл в Чернобыле детскую столовую для пострадавших от погромов и войны.
Памятники на могилах отца и сына, убитых во время погрома в Чернобыле в 1919 году
После установления Советской власти синагоги в Чернобыле были закрыты, еврейская общинная жизнь остановилась. Последнюю из синагог власти превратили в военкомат, и только еврейская школа существовала вплоть до начала 1940-х. Но Чернобыль продолжал оставаться еврейским местечком. По состоянию на 1926 год здесь проживало 3165 евреев - 39% от общего количества населения.
Синагога – военкомат. Фото Н.Михальченко
Перед началом немецкой оккупации большинство евреев Чернобыля успело эвакуироваться. 7 ноября 1941 года оставшихся собрали во дворе еврейского колхоза и отвели на украинское кладбище, где всех расстреляли. Погибло около 400 человек.
После войны часть евреев вернулась в Чернобыль из эвакуации. Некоторое время продолжали собираться миньяны в частных домах, которые периодически разгоняла милиция. Свитки Торы и другие ритуальные предметы конфисковывали.
«Чернобыльский клойз» в Цфате, Израиль
В 1970 году в Чернобыле проживало около 150 еврейских семей. После взрыва атомного реактора на Чернобыльской электростанции 26 апреля 1986 года всё население было эвакуировано. Город находится в зоне радиоактивного заражения, где постоянное проживание людей запрещено. Народная молва упорно связывает чернобыльскую трагедию с разрушением незадолго до этого местными властями огелей Чернобыльских цадиков…
Бывшие еврейские улицы Чернобыля.
Использован материал:
Е.Цвелик. Еврейская Атлантида: штетл и его цадики.
Статья "Чернобыль" в Электронной еврейской энциклопедии.
Мой штетл. Чернобыль