Известно, что мудрецы запретили мыться в Шабат горячей водой – точнее, мыть ей все тело. А как насчет простого купания, например, в бассейне?
При купании в Шабат могут возникнуть следующие проблемы:
1. Можно случайно брызнуть водой так, что капли вылетят из водоёма, в котором Вы купаетесь, и приземлятся в общественном владении (решус а-рабим). Это одна из работ, запрещённых в Шабат — тильтуль («перенос»).
2. Даже если водоём находится в частном владении и нет опасения, что брызги вылетят за пределы этого владения, может быть, следует опасаться, что человек привыкнет плавать в Шабат и в один прекрасный Шабат пойдёт поплавать в реке. И брызнет там водой, совершив нарушение, описанное в предыдущем пункте.
3. Плавание похоже на мытьё, а мытьё в горячей воде запрещено из-за того, что для него необходимо нагревать воду в Шабат.
4. Для того чтобы использовать посуду, купленную у нееврея, необходимо окунуть её в воду. Так как окунание делает посуду пригодной к использованию, оно напоминает ремонт, исправление посуды, что запрещено в Шабат. Возможно, то же самое следует сказать и об окунании человека в воду.
5. Выйдя из воды, можно случайно выжать волосы, нарушив, таким образом, запрещение выжимать (работа «выжимание» является «производной» от работы даш — «молотить»).
6. Выйдя из воды, можно случайно пройти четыре амот («локтя») в общественном владении с мокрыми волосами и таким образом нарушить запрет «переноса». Так как «носить» воду в волосах — не обычный способ её переноса, это будет только нарушением постановления мудрецов.
7. Увлекшись купанием, можно попытаться соорудить плот или спасательный круг.
8. Купание — это занятие, не соответствующее духу субботы, относится к так называемым увдин дэ-холь («будничным делам»).
Теперь давайте попытаемся рассмотреть эти проблемы более детально.
Если бассейн находится во дворе или в доме, нет опасности, что брызги вылетят из одного владения в другое. Эта опасность существует в основном в естественных водоёмах.
Если Вы плаваете в холодной или прохладной воде, это не может быть уподоблено мытью, и не запрещено. Тем не менее, есть нюанс из пункта 7, о нем ниже.
Человек — не сосуд. Даже если ему необходимо окунуться в миквэ, чтобы очиститься, это не похоже на починку или производство сосудов или инструментов.
Можно решить проблему выжимания разными способами — коротко постричься (брить наголо можно только некоторые участки головы) или надеть шапочку и т.п. Но на самом деле мы видим, что без этого можно обойтись. Ведь есть немало общин, где принято, чтобы мужчины окунались в миквэ каждое утро, включая Шабат. Им разрешают это делать при условии, что они остерегутся выжимать волосы. Конечно, им разрешили окунаться в миквэ не просто так, а ради духовного очищения. Поэтому не очевидно, что это разрешение можно отнести также к плаванию или купанию в бассейне.
В Мишне, в Трактате Бейца (глава 5, мишна 2) сказано, что мудрецы запретили плавать в воде. Талмуд объясняет, что мудрецы опасались: человек, увлёкшись плаванием, соорудит плот (по Раши) или спасательный круг (по Тойсфос). В трактате Шабат (лист 40 б) говорится, что это запрещено только при плавании в водоёме с земляными или песчаными берегами. А если у водоёма твёрдые берега (как, скажем, в современном бассейне, — из бетона), то плавать там не запрещено. Комментаторы объясняют смысл этого разрешения. Так как такой водоём больше похож на сосуд, чем на реку, не существует опасения, что человек попытается соорудить приспособление, которое поможет ему плавать.
Так же нет опасения, что человек придёт к выводу, что в реке плавать также разрешено. Шулхан Арух (Орах Хаим 339, 2) пишет так: «Нельзя плавать в воде, даже в бассейне, который находится во дворе, т.к. вода выплёскивается за пределы бассейна, а это похоже на реку. А если бассейн окружен стенкой, то можно, т.к. даже вода, которую разбрызгивают, не может вылететь за пределы бассейна из-за стенки. И такой бассейн похож на сосуд, поэтому не нужно опасаться, что (человек) сделает себе плот (или спасательный круг)». Получается, по мнению Шулхан Аруха в современном бассейне можно плавать!
Тем не менее, Хайей Одом (Законы Шабата, гл. 44, пункт 20) пишет, что в бассейне плавать нельзя. Современные галахические авторитеты (например, рав Нойверт, Шмирас Шабас кэ-Илхосо, Пискей Тшувос) пошли по стопам Хайей Одом и запретили плавать в бассейне в Шабат. Причина: в наше время не принято мыть всё тело даже в холодной воде, и даже просто погружаться в холодную воду разрешили только тем, кто ежедневно ходит в миквэ. И даже в миквэ следует только быстро окунуться и сразу выйти. Плавание в бассейне было бы нарушением этой традиции.
Плавание в бассейне не соответствует духу субботы, это ещё одна причина, по которой современные авторитеты не разрешают плавать в бассейне в Шабат.
Хочу добавить: тому, кто очень сильно страдает от жары и привык каждый день плавать в холодной воде, чтобы остыть, разрешили окунуться в холодную воду даже в Шабат. Конечно, даже если Вам очень жарко, лучше всего не погружаться полностью в холодную воду, а облить ею разные части тела по отдельности. При этом не стоит обливать те места, где растут волосы.
Источник: https://toldot.ru (без ссылки)