В нашем понимании религия и наука — две кардинально разные области человеческой жизни, которые порой даже противоречат друг другу. Но это не всегда так. Да, в следствии появления новых технологий, возникли сложные переплетения религиозных, научных и этических проблем и мы должны переосмыслить уже столетиями установленные общественные нормы. Но именно такая гибкость позволяет человечеству развиваться одновременно как в материальном мире, так и в духовном.
Медицина, наверное, одна из самых спорных тем с точки зрения религии. Однако иудаизм выделяется тем, насколько высоко евреи ценят человеческую жизнь. Тора относится к человеческому здоровью очень строго. Настолько строго, что в случае угрозы жизни еврею позволительно нарушить многие указания Торы. Излечение ставится превыше всего. А наши мудрецы утверждают, что состояние тела напрямую зависит от состояния души. Это значит, что лечить следует обе составляющие.
На сегодняшний день современная медицина открыла для человечества не только новые возможности, но и поставила новые сложные вопросы: кто вправе решать, какому больному отдать предпочтение в спасении жизни (в ситуациях, когда необходимо сделать выбор), можно ли принудительно заставить человека лечиться, можно ли скрывать правду о смертельной стадии заболевания от самого больного, каковы права больных и обязанности врачей и т.д. Эти и многие другие социально-этические вопросы встали на повестку дня в современном мире с особой остротой. И на сегодняшнем этапе развития медицины существуют проблемы, связанные с медицинской этикой, которым трудно найти однозначное решение.
Однако ответы на большинство подобных вопросов можно найти в Торе. Именно эти ответы и моральные принципы перенимали и брали на вооружение общества многих стран мира на протяжении тысячелетий. И одним из приоритетных направлений в той, давней медицине являлась профилактика - "болезнь легче предупредить, чем лечить". Галаха уделяет большое внимание профилактике заболеваний. Цель и венец сотворения мира - человек. "Один человек равноценен всему сотворенному миру" и "Каждый, спасающий одну душу, как бы спасает весь мир" (Вавилонский Талмуд). Это говорит о том, что в еврейской традиции забота о собственном здоровье, а не только о душе, считается одним из главных галахических принципов, основанных на законах Торы. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, о своем организме, беречь его, ибо слова Торы : "Берегите же очень души ваши" (Дварим/Второзаконие 4:15) понимаются в Талмуде и комментариях еврейских мудрецов, как галахическое правило - шмират hа-гуф (каждый из нас должен поддерживать свое здоровье, используя самые современные медицинские достижения). Для сохранения здоровья, согласно Галахе, человек обязан стремиться к правильному питанию, устранять вредные элементы из своего внешнего окружения, избавляться по возможности от психосоциального стресса и получать всестороннюю медицинскую помощь в случае заболевания. И это дает нам понимание того, что иудаизм и медицина находятся на одной «стороне медали».
Отношение к врачу в иудаизме
Врачебная этика всегда была в центре внимания еврейской культуры. К врачу, словно к сверхчеловеку, предъявляются серьезные требования. Это можно объяснить тем, что именно врачу все мы вверяем свое здоровье, а порой и жизнь. Согласитесь, не каждому мы можем высказать подобное доверие.
Основные требования к врачу в иудаизме:
- Побудительным мотивом врачебной деятельности не должен является заработок или обогащение;
- Врач должен быть высокообразованным человеком и постоянно заботиться о своем образовании, причем это касается не только медицины, но и других наук;
- Врач всегда обязан оказать помощь, даже при наличии опасности для него самого;
- Он строго должен хранить врачебную тайну, так как сказано: «не открывайте тайн, доверенных вам»;
- Особая обязанность врача - профилактическое направление в медицине, он должен уделять много внимания не только больным, но и здоровым людям.
В какие моменты можно нарушить заповеди, ради спасения жизни
Несмотря на то, что наибольшей ценностью в иудаизме считается человеческая жизнь, все же есть три запрета, которые нельзя нарушать даже при смертельной опасности: убийство, идолопоклонничество и прелюбодеяние. Вполне логичным можно считать запрет убийства — это аналогичное отбирание жизни. Также нет никаких причин прибегать к идолопоклонничеству в смертельно опасные моменты, как собственно и прелюбодействовать. При этом общий принцип во всех остальных ситуациях состоит в следующем: когда есть опасность для жизни больного, и можно спасти ему жизнь, нарушив запреты Торы, это не только разрешается, но даже повелевается. Для тех же больных, не имеющих угрозу для жизни, разрешается нарушать запреты, установленные мудрецами, но не запреты Торы.
Многие еврейские мудрецы сами были врачами-практиками. Первоисточники иудаизма, начиная с ТАНАХА и Талмуда, и заканчивая средневековыми и современными ортодоксальными трудами, полны споров на темы религии и морали в связи с проблемами, возникающими в медицинской практике. Поэтому вопрос об отношении иудаизма к современной медицине все еще остается открытым. Однако можно четко выделить основополагающие принципы еврейской медицинской этики, это:
1. Человеческая жизнь является бесконечной ценностью.
2. Болезни и смерть можно рассматривать как составляющие человеческой жизни.
3. Основная цель в деятельности врача - сохранение жизни пациенту и улучшение ее качества.