Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Еврейская этика фармацевтических компаний
Бизнес по-еврейски

Еврейская этика фармацевтических компаний

р-н Ашер Меир
26 апреля 2018, 15:19

Лекарства, спасающие жизнь, стоят целое состояние, в то время, как стоимость их производства минимальна. Этично ли это?

Такая ситуация действительно очень распространена. Причина в том, что фармацевтические компании получают патенты на состав лекарств. Таким образом, они имеют монополию на протяжении нескольких лет, что позволяет им держать цену на продукт гораздо выше себестоимости. Обоснование такой монополии заключается в том, что она дает возможность покрыть затраты на исследования и разработки, необходимые для создания новых и ценных изобретений. Затраты на разработку, а особенно на испытания новых лекарств, просто астрономические.

Тут можно провести аналогию с выселением из квартиры бедных арендаторов. В то время как общество, безусловно, обязано защищать нуждающихся и не допускать того, чтобы они оказались на улице, несправедливо и непрактично ожидать, что этот долг, касающийся всех нас, будет приводиться в действие только арендодателями.

В то же время, это не поможет арендодателям упрямо стоять на своих правах, настаивая на том, что это их собственность и они имеют право принимать решения касательно аренды и арендаторов. Наши мудрецы, следуя пророкам, объяснили разрушение Иерусалима две тысячи лет назад низкими этическими стандартами жителей. В частности, они сказали: “Иерусалим был разрушен потому, что люди требовали строгой справедливости и отказывались идти на компромисс”. Владельцы недвижимости должны осознать, что даже если война против бездомных и не принадлежит им, они, все же, находятся на передовой этой битвы.

Другие группы тоже оказываются в подобных ситуациях. Работодатели не могут нести полную ответственность за безработных; фармацевтические компании, в свою очередь, не могут нести ту же полную ответственность за предоставление лекарств нуждающимся, однако, да, они тоже находятся “на передовой”. Я считаю, что мы можем изучить некоторые методы, используемые этими группами. К примеру, многие работодатели вкладывают средства в аутсорсинговые сервисы или помогают уволенным сотрудникам найти новую работу или приобрести новые навыки. Некоторые фармацевтические компании пытались сформировать союзы с неправительственными организациями, которые работают над улучшением медицинского обслуживания для нуждающихся.

Подтекст понятен - лекарственные препараты должны быть доступны для всех, но нереально положить всю ответственность на одни только фармацевтические компании. В тоже время они должны играть ведущую роль в этом процессе. Давайте разберем еврейские источники для каждого этапа этого рассуждения.

Лекарства должны быть доступны для нуждающихся. Предоставление лекарственных препаратов больному человеку считается мицвой. Еврейский закон гласит, что мы не должны зарабатывать деньги для выполнения заповедей Торы (однако мы не обязаны покрывать убытки, где мицва приносит пользу кому-то другому). По этой причине в еврейском законе есть условие - запрещено продавать жизненно важные лекарства по космическим ценам.

Талмуд рассказывает историю о римской сестре-хозяйке, которая знала об эффективном средстве от тяжелой болезни, но пыталась хранить его в тайне. Мудрец Ребе Йоханан обдурил ее и обнародовал тайну. Введение в заблуждение других людей должно было быть отброшено в сторону ради того, чтобы сделать жизненно важные знания доступными для общественности.

Нецелесообразно возлагать всю ответственность лишь на фармацевтические компании. Есть заповедь предоставлять лекарства больным, и есть мицва - удовлетворять основные потребности нуждающихся. Тора говорит нам, что мы должны помогать бедным “в достаточной мере, чтобы он покрыл нужды, которых ему не хватает”. Это, тем не менее, не означает, что первый дом, в который наведается бедный, обязан удовлетворить все его потребности. Скорее, как пишет раввин Моше Иссерль в своем глоссарии к Шульхан Аруху, “частное лицо не обязано давать бедному человеку все, чего ему не хватает, однако лицо это должно сообщить об этом человеке в общину”.

Кроме того, наш закон гласит, что мы не должны продавать лекарства за баснословные деньги, но учитывая огромные суммы, необходимые для разработок и тестирования, даже большие суммы иногда могут считаться “разумными”, даже если издержки самого производства минимальны.

Фармацевтические компании должны играть ведущую роль в этом процессе. Как мы недавно упомянули, раввин Моше Иссерль говорит о том, что первый, кто повстречает нуждающегося не обязан удовлетворять все его нужды разом, однако он должен сообщить об этом случае в общину. Первыми призываются фармацевтические компании для того, чтобы обеспечить потребности больных. Они должны брать на себя лидирующую ответственность за поиск способов предоставить целому обществу возможность выполнить мицву. Чрезмерная же щедрость, однако, может принести слишком большую прибыль лекарственным производителям. Тем не менее, мы не можем заставить фармацевтические компании продавать свой продукт по минимальной цене, ибо мы рискуем убить стимул к развитию. Ситуация, в таком случае, аналогична убийству гусыни, несущей золотые яйца.

Ряд моделей финансирования соответствует этой общей схеме. Национальные планы здравоохранения и закупки лекарств СМО, но не слепо: они договариваются с фармацевтическими компаниями. Как мы уже говорили ранее: “некоторые фармацевтические компании пытались формировать союзы с не представительными организациями, которые работают над улучшением медицинского обслуживания для нуждающихся”. Достойная недавняя инициатива - создать глобальный фонд для финансирования определенных лекарств от СПИДа.

Я не верю, что еврейский этический подход является антагонистом к разумным патентным правам фармацевтических компаний. Основная приверженность принципам справедливости требует от общества работы по предоставлению адекватного медицинского обслуживания тем, кто в нем нуждается, но тоже самое обстоятельство требует и того, чтобы затраты были справедливо распределены.

 

Перевод Анастасии Яценюк

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

10 советов от Сергея Брина
Взять в долг без согласия владельца
Тора и бизнес. Будь честным во всех делах
10 фактов о названиях израильских брендов
“Высоцкий и Ко”: лучше чая может быть только чай, который ещё не пробовал