Суббота для всех и все для субботы - Ujew

Суббота для всех и все для субботы

Суббота для всех и все для субботы
Количество просмотров 345 Количество комментариев 0
Автор
Ира Коган

Отношения между государством и религией в Израиле формулируются как статус-кво, в основе которого лежит соблюдение Шабата. Так утвердили его отнюдь не религиозные отцы-основатели. 

Безусловный запрет на работу в субботу касается только государственных учреждений. Частные и публичные компании могут получить разрешение работать в Шабат. Выдает эти разрешения министерство экономики, и его получение часто зависит от того, какая партия его контролирует. 

Работа общественного транспорта, хоть и принадлежит кооперативам, стоит особняком. Разрешить ее можно только законодательно, и до сих пор все попытки провести это решение проваливались. Только в Хайфе и в Тель-Авиве в субботу ограниченно ходят автобусы. 

Шабат - самое болезненное открытие для нерелигиозных репатриантов. К закрытым магазинам еще можно было приспособиться. Но отсутствие общественного транспорта ударило по самым бедным и неимущим, кто не мог купить машину или платить за такси. Сколько одиноких пенсионеров с ужасом ждали наступления Святого дня, когда они будут заперты в четырех стенах! Сколько родителей-одиночек проводили унылые выходные с ребенком на раскаленной, до смерти надоевшей детской площадке у дома - в двадцати минутах езды от моря, парка, кинотеатра… 

С другой стороны, запрет на движение автобусов в Шабат породил огромный спрос на частные автомобили. Неудивительно, что по утрам и вечерам наша маленькая страна встает в бесконечную пробку. В сущности, самой выигравшей стороной здесь оказались экспортеры автомобилей, владельцы автозаправок, ремонтных мастерских, магазинов запчастей. Депутаты, поднимавшие вопрос о субботнем транспорте, указывали на несомненную пользу для экологии от сокращения дорожного движения, но и это не помогло. 

Совсем недавно субботние запреты обрушились на футбольные матчи, которые десятки лет проводились в выходные. Теперь, по решению суда, они должны заканчиваться в пятницу, за час до наступления Шабата, и начинаться через час после его исхода, так что еврейские спортсмены смогут воспользоваться своим правом на отдых в субботний день. Тренеры предупреждают, что эти ограничения неизбежно скажутся на результатах, но тут уж приходится выбирать - суббота или спортивные достижения. 

У тех, кто требует повсеместного соблюдения субботы, есть два аргумента. Первый - чисто религиозный. Верующие люди видят в нарушении Шабата реальную опасность для всего еврейского народа, поэтому разговоры о правах светского населения здесь бесполезны. По убеждению многих раввинов, статус-кво в отношении субботы - единственный способ сохранить еврейский характер государства Израиль в условиях, когда тысячи неевреев прибывают сюда по Закону о Возвращении. Что касается бытовых неудобств, которые испытывают люди из-за неработающего транспорта, то они несопоставимы со значимостью Святой субботы. 

Другой аргумент строится на защите прав трудящихся. Мол, если разрешить в Шабат автобусы, торговлю и развлечения, все работники Израиля, в том числе и религиозные, останутся без выходного дня и люди вообще перестанут отдыхать. Однако эта проблема легко решается в других странах с помощью скользящего графика. Кроме того, как выяснилось недавно, до сих пор в нашей стране победившего статус-кво только религиозные люди могли отказаться работать по субботам там, где это допускается. Светского за такой отказ могли и уволить. Лишь на днях был принят "исторический" закон, разрешающий гражданам любого вероисповедания не работать в субботу, и теперь - наконец-то! - "суббота принадлежит всем в равной степени". 

Те, кто добивается ужесточения правил для открытия магазинов по субботам, тоже объявляют себя борцами за социальную справедливость и права работников. На самом же деле они лоббируют интересы религиозных бизнесов, которые проигрывают конкуренцию тем, кто торгует в выходной. Хотя, если подумать, - разве бытовое неудобство от потери прибыли сравнимо со Святостью субботы? 

Одно из компромиссных решений проблемы - введение еще одного, светского, выходного. На этой неделе межминистерская законодательная комиссия утвердила к предварительному чтению соответствующий законопроект депутат Кнессета Эли Коэна ("Кулану"). Правда, свободное воскресенье будет подарено нам всего шесть раз за год, но и это выглядит большим достижением. Ожидается, что эти шесть дней в году улучшат качество жизни израильтян и укрепят экономику страны за счет увеличения частного потребления. И так постепенно мы, возможно, догоним развитые страны, где люди давно уже отдыхают полных два дня в неделю при работающих магазинах и действующем транспорте.

 

Источник: http://mnenia.zahav.ru

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.