Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Шабат и музыкальные инструменты
Мир еврейскими глазами

Шабат и музыкальные инструменты

рав Элиягу Эссас
11 апреля 2018, 11:45
Время прочтения Время прочтения: 3 мин.

Установив законы Шабата, Вс-шний определил 39 видов (категорий) работ, которые в субботу делать нельзя.

Хочу обратить внимание на слова - «виды работ». В них содержится намек на то, что и другие работы, которые непосредственно не входят в список 39-ти, могут с высокой степенью вероятности привести к нарушению запрета на один из этих видов.

Например, в перечне запрещенных видов работ находим - «сбор урожая». Это означает, что нельзя жать, скажем, пшеницу, нельзя срывать плоды, срезать цветы... В субботу делать это Тора запрещает.

Однако, чтобы проводить Шабат по всем правилам, мы не должны даже наклоняться к кусту, чтобы вдыхать запах цветов. По очень простой причине: можно забыть, что сегодня - субботний день и все же сорвать цветок, нарушив тем самым один из 39-ти отмеченных в Торе запретов.

Кто же все это установил? Насколько велика или мала вероятность нарушения?

Сам Вс-шний еще с времен Моше Рабейну наделил наших Учителей полномочиями устанавливать «профилактические» меры, чтобы законы не нарушались.

К такой «профилактической» мере следует отнести и игру на музыкальных инструментах (струнных, духовых и т.п.). Ибо здесь велика вероятность, что, взяв в руки инструмент, человек мог прежде настроить его («доводить до совершенства», что в субботу делать запрещается) или, скажем, заменить лопнувшую струну...

Глубоко понимая свойства человеческой натуры, наши Учителя запретили даже трубление в шофар (бараний рог) в Рош а-Шана (Новый Год), если этот праздник выпадает на субботу. Несмотря на то, что трубить в шофар в Рош а-Шана - веление Торы.

Музыка вообще и аккомпанемент на инструменте, в частности - важный фактор духовной жизни человека. Те же еврейские песни, которые можно исполнять, например, под гитару - можно и нужно петь (когда есть настроение) на приятных дружеских «посиделках» (kumsitz) и т.п. - в моцаей Шабат (в субботу вечером, после окончания Шабата). Или в дни Хануки, рош ходеш (полупраздничный день начала месяца). Или по определенному случаю: скажем, кто-то из вас, или все вместе, закончили изучать книгу Устной Торы (из Мишны, Талмуда). Или когда у кого-то из ваших близких есть «семейный повод». Или просто потому, что друзьям, которым хорошо вместе, хочется добавить к встрече дополнительную духовную тональность...

Думаю, излишне было бы подчеркивать, что все должно быть уместным, естественным, искренним.

Вот где гитаре (впрочем, не только ей) отводится поистине важная роль...

А в Шабат и в другие праздничные дни, которые называются - йом-тов (в году их - всего восемь дней в Израиле и еще четыре дня - вне Израиля, а если праздник совпадает с субботой - и того меньше) песни поют без инструментального сопровождения. И почти всегда это получается очень хорошо. Когда звуки и слова исходят из сердца...

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Шпион в шампанском
Полный текст главы "Бешалах"
Марихуана: можно или нет?
5 самых популярных мифов науки
Симхат Тора для женщин