Кино – один из новейших и самых интересных видов искусства. Так сложилось, что евреи стали основной частью той группы людей, которая предугадала успешное будущее кинематографа. Именно они сыграли в его развитии видную роль как владельцы кинотеатров, продюсеры, режиссеры, актеры. Сегодня еженедельник U-JEW! расскажет о жизни и творчестве тех, кто видел в кино потенциал чего-то большего, чем просто зрелищного аттракциона – такой себе «движущейся фотографии».
Сергей Эйзенштейн родился в 1898 году в семье городского архитектора Риги, надворного советника, еврея, который перешел в христианство. Мать Эйзенштейна — русская, происходила из купеческой семьи. С 1915 по 1918 годы учился в Институте гражданских инженеров в Петрограде. С юных лет увлекался театром. В 1921–1922 гг. проходил обучение в Государственных высших режиссерских мастерских у В. Мейерхольда. С 1928 г. преподавал в Государственном техникуме кинематографии, с 1937 г. — профессор. Для ознакомления со звуковой кинотехникой в 1929–1932 гг. Эйзенштейн вместе с Г. Александровым и Э. Тиссэ был отправлен в командировку в Западную Европу и США. В этой поездке родились материалы к незавершенной кино-эпопее «Да здравствует Мексика!».
Важнейшей особенностью драматургической работы Эйзенштейна стал монтаж фильма. В основе нового типа киносюжета, созданного Эйзенштейном, — образ восставшей массы. Поставленный Эйзенштейном в 1924 г. фильм «Стачка» открыл для мирового киноискусства пути к эпическому выражению темы революции.
В кинофильме «Броненосец Потемкин» Эйзенштейн создал композицию из пяти частей, напоминающую по структуре античную трагедию. Выход этого фильма, по мнению многих историков кино, подвел черту под окончательным становлением кинематографа как самостоятельного вида искусства. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе «Броненосец “Потемкин”» возглавил список 12 лучших фильмов всех времен.
Новым этапом в творчестве Эйзенштейна стал фильм «Октябрь» (1927), который являлся заказом властей к десятилетию революции. Он был создан совместно с режиссером Г. Александровым и оператором Э. Тиссэ. Работая над этим фильмом, Эйзенштейн выдвинул так называемую теорию интеллектуального кино, в соответствии с которой монтаж двух кадров рождает нечто третье, что содержит оценку событий.
В одной из легенд мирового кино – фильме «Иван Грозный» – наиболее полно воплощена концепция Эйзенштейна о синтезе искусств в кинематографе. Вторая серия фильма, в которой самодержец, добившийся единовластия коварством и жестокостью, показан обреченным на одиночество и сомнения человеком, подверглась резкой критике и не вышла на экран.
Эйзенштейн никогда не афишировал своего еврейского происхождения. Однако известный режиссер не смог отказаться от выступления на антифашистских еврейских митингах в Москве в 1941-1942 годах.
Михаил Ромм родился в 1901 году в Иркутске. Дед Ромма был владельцем типографии в Вильне; отец был одним из старейших представителей русского революционного социал-демократического движения, был сослан в Сибирь.
С 1907 г. Ромм жил в Москве. В 1918 г. окончил гимназию. В кино Михаил Ромм пришел под влиянием Сергея Эйзенштейна. Свой путь в кинематографе начинал как сценарист: в соавторстве написал сценарии фильмов «Реванш», «Рядом с нами» (1931 г.), «Конвейер смерти» (1933). Позже начал работу в качестве ассистента режиссера.
Как режиссер Михаил дебютировал в 1934 г. со своим первым фильмом — «немой» экранизацией рассказа Г. Мопассана «Пышка». Его первая режиссерская работа отличалась тонкой актерской игрой, остроумием психологических характеристик, оригинальностью мизансцен и композиции кадра.
В 1939 г., после раздела Польши между нацистской Германией и Советским Союзом, Ромм начал работу над фильмом «Мечта», в котором создал сатирический коллективный портрет довоенного польского общества. Решение еврейской темы в этом фильме далеко выходит за рамки «социального заказа».
В фильме «Человек № 217» (1945) показано моральное падение и жестокость немецкого обывателя в годы нацизма. Этот фильм принес Ромму не только еще одну Сталинскую премию, но и Большой приз за лучшую режиссуру на 1-м Международном кинофестивале в Каннах (1946).
В 1962 году, критически пересмотрев принципы своего творчества, Ромм создал фильм «Девять дней одного года» — «картину-размышление» об ученых-физиках, проникнутую тревогой за судьбы мира, которому угрожает ядерная катастрофа.
Документально-публицистический фильм Ромма «Обыкновенный фашизм» (1966, сценарий Ромма совместно с М. Туровской и Ю. Ханютиным) талантливо смонтирован из кинохроники фашистской Германии, фотодокументов, свидетельствующих о преступлениях нацизма, и кадров, отражающих сегодняшний день мира. Эта картина – размышление о психологии тоталитарного общества, о взаимоотношениях личности и толпы, о сущности тоталитаризма.
В последние годы жизни Ромм работал над картиной-трилогией о сложнейших проблемах планеты под названием «Мир-68» или «Мир сегодня». Смерть прервала работу Ромма над фильмом, который был завершен его учениками («И все-таки я верю», 1976).
Жан Эпштейн родился в 1897 году в Варшаве в семье французского еврея и женщины польского происхождения. В юношеские годы Эпштейн переехал во Францию. Будучи студентом Лионского университета, Эпштейн заинтересовался и начал заниматься эстетикой кино.
В 1921–1922 гг. вышли в свет книги Эпштейна: «Сегодняшняя поэзия», «Здравствуй, кино», «Лирософия», в которых он развивал разработанную Л. Деллюком теорию фотогении. Эпштейн и Л. Деллюк выступали против слащавой красивости коммерческих фильмов. Главную задачу кинематографа Эпштейн видел в «фотографии иллюзий сердца».
Первой режиссерской работой Эпштейна стал поставленный совместно с режиссером Ж. Бенуа-Леви (1888–1959) документальный фильм «Пастер» (1922). Затем Эпштейн поставил короткометражные фильмы: «Красная гостиница» (1922, по О. Бальзаку) и «Верное сердце» (1923, по собственному сценарию). Эпштейн придавал большое значение экспериментам в области киноязыка, поискам метафизической образности, сыграл выдающуюся роль в развитии киномонтажа. Особенно знаменит монтаж эпизода ярмарки в фильме «Верное сердце».
В 1930–40-х гг. Эпштейн поставил ряд короткометражных фильмов. Наиболее значительной работой этого периода считается фильм «Хозяин ветров» (1947), снятый в стиле поэтического документализма.
Эпштейн — автор теоретических трудов о кино: «Объектив как таковой» (1926), «Кинематограф, увиденный с Этны» (1926), «Фотогения невесомого» (1935), «Разум машины» (1946) и др. Фильмы, статьи, книги Эпштейна оказали влияние на развитие европейского кинематографа.
Эпштейн — провозвестник появления многих течений в кино, в том числе кино неореализма. Все его творчество было посвящено созданию нового кинематографического языка.
Иосиф Хейфиц родился в 1905 году в Минске в семье служащего. Со школьных лет увлекался кинематографом. В 1924 г. приехал в Ленинград и через год поступил в ленинградский техникум экранного искусства, где познакомился с близким другом и в дальнейшем творческим соавтором – А. Зархи.
В 1929 г. Хейфиц совместно с Зархи организовал первую комсомольскую постановочную бригаду, выпустившую фильмы о советской молодежи «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931).
В 1933 г. вышел первый звуковой фильм Хейфица «Моя родина» о жизни на советско-китайской границе.
Одна из наиболее значительных лент Хейфица, ставших классикой советского кино, — «Депутат Балтики» (1937, совместно с А. Зархи). Режиссеры в характерной для советского киноискусства этого периода манере подчеркивали социальный смысл картины, направляя зрительское восприятие в нужное русло.
В 1945 г. Хейфиц и Зархи выпустили документальную работу «Разгром Японии», затем вышел фильм о врачах «Во имя жизни» (1947). В 1948 г. вышла лента «Драгоценные зерна»; в период борьбы с космополитизмом Хейфиц практически не выпускал фильмов.
В последующие годы Хейфиц создал несколько экранизаций: А. Чехова — «Дама с собачкой» (1960), «В городе С.» (1967, по рассказу «Ионыч»), «Плохой хороший человек» (1973, по повести «Дуэль»); И. Тургенева — «Ася» (1978); А. Куприна — «Шурочка» (1983; по повести «Поединок»). Эти ленты принесли Хейфицу известность на Западе; их плавно-неторопливый, отличающийся психологизмом, стиль был органичен для экранизации русской классики.
Сэмюэл Голдвин (настоящая фамилия – Гелбфиш) родился в 1879 году в Варшаве. Получил традиционное еврейское воспитание. В 1899 г., переехав в США, начал работать в перчаточной мастерской, взял фамилию Голдфиш. Вскоре занялся продажей перчаток и стал преуспевающим бизнесменом.
В 1913 г. Голдвин совместно с Дж. Ласки и С. де Милем создал фирму «Фичер плей компани», которая в 1914 г. выпустила картину «Муж индианки» — первый художественный фильм в шести частях, снятый в Голливуде. Лента имела невиданный доселе успех и принесла Голдвину прибыль в двести пятьдесят тысяч долларов. Вместе с Л. Майером и А. Цукором начал создавать фильмы по оригинальному сценарию (ранее кинокартины в большинстве случаев были экранизацией пьес). В 1916 г. Голдвин создал с братьями Эдгаром и Арчибальдом Селвин кинокомпанию «Голдвин пикчерс корпорейшн». Многие фильмы компании стали популярными.
С 1923 г. Голдвин стал работать как независимый продюсер, выпустил около 80 фильмов. Он сумел привлечь к работе талантливых писателей — М. Метерлинка, Р. Шервуда, Лилиан Хелман, лучших сценаристов – Бена Хехта, Синклера Льюиса и многих других; открыл многих выдающихся актеров, среди которых Г. Купер, Р. Колман, Э. Кантор, Д. Нивен, Д. Кей, К. Грант, Вильма Банки, К. Гейбл и другие звезды Голливуда. Голдвин сотрудничал с знаменитыми режиссерами, в том числе У. Уайлером, известным по фильмам «Бен Гур», 1927; «Иезавель», 1938; «Лучшие годы нашей жизни», 1944 (премия «Оскар»), О. Преминджером (мюзикл «Порги и Бесс» по опере Дж. Гершвина, 1958), Л. Майлстоуном (фильм «Северная звезда», 1943); К. Видором, Х. Хоуксом, Дж. Фордом и другими, фильмы которых стали классикой американского и мирового кино.
В 1958 г. Голдвин завершил продюсерскую карьеру, передав сыну Сэмюэлу управление компанией. Никогда не забывая о своем еврействе, Голдвин жертвовал огромные средства на благотворительность, поддерживал связи с Израилем, создал «Фонд Голдвина». В 1961 г. правительство Израиля поблагодарило Голдвина «за два десятилетия служения мировому еврейству и активное участие в Объединенном еврейском благотворительном фонде». В 1971 г. Голдвин получил за создание фильмов награду США — Медаль Свободы.
Александр Корда (урожденный Шандор Ласло Кельнер) появился на свет в 1893 году в венгерском городке Туркеве. После смерти отца в 1906 году переехал в Будапешт, где в 1909 году окончил гимназию.
С 1907 г. занимался журналистикой, взял себе псевдоним Корда. В 1911 г. уехал в Париж; знакомился с кинопроизводством в студии «Пате».
С 1915 г. ставил фильмы в основном по литературным произведениям, за которые был признан вторым после М. Кертица профессиональным режиссером венгерского кино. В дни Венгерской советской республики снял фильмы о бунтарях-одиночках «Ямата» и «Аве, Цезарь» (по драме В. Гюго «Король забавляется»).
С приходом к власти диктатора М. Хорти в 1920 г. вынужден был уехать в Вену, где создал кинокартины «Принц и нищий» (1920), «Самсон и Далила» (1923) и другие, знаменовавшие собой подъем австрийского киноискусства; с 1924 г. работал на студии УФА в Берлине, в 1927–29 гг. — в Голливуде.
В 1930 г. выехал во Францию и в том же году поселился в Лондоне. Совместно с Л. Биро основал фирму «Лондонс фильм», ставшую оплотом создания национальной английской кинопромышленности. Шумный успех во всем мире его фильмов «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), «Рембрандт» (1936), «Леди Гамильтон» (1941) и других, высокая культура игры актеров и постановочный размах на очень достойном уровне обеспечили противостояние английского кино конкуренции американских фильмов. В 1939 г. Корда открыл собственную фирму «Александер Корда фильм продакшн». Был сценаристом большинства своих фильмов.
Клод Берри (настоящая фамилия – Лангман) родился в Париже в 1934 году в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. На дальнейшее творчество режиссера и сценариста повлияло его детство, полное воспоминаний о Второй Мировой войне, когда его семья вынуждена была скрываться в доме крестьян, которые сочувствовали режиму Виши (хотя и прятали еврейскую семью).
Начало творческой деятельности Берри связано с «Новой волной» французского кино. В 1960 г. он сыграл одну из главных ролей в фильме К. Шаброля «Милашки», в 1961 г. как актер и сценарист участвовал в работе над фильмом «Жанин» режиссера Пайлата.
В 1963 г. Берри получил приз Венецианского фестиваля и премию «Оскар» за свою первую режиссерскую работу — короткометражный фильм «Цыпленок». В конце 1960-х гг. он снял по собственным сценариям полуавтобиографические сентиментальные трагикомедии на еврейскую тематику, неотъемлемой частью которых был еврейский юмор. Первый полнометражный фильм Берри «Мы вдвоем» (1967), который с успехом шел на экранах всего мира, основан на воспоминаниях режиссера о временах нацистской оккупации. В 1968 г. Клод Берри выпустил фильм «Мазл тов, или свадьба».
В конце 1970-х гг. Клод Берри основал собственную кинокомпанию «Ренн», выпустившую в дальнейшем такие фильмы, как «Тэсс» Р. Поланского (по мотивам романа Т. Харди), фильм ужасов «Раненый человек» П. Шера, комедию «Банзай» К. Зиди, «Медведь» Ж. Ж. Анода и др. Работу продюсера и директора компании Берри успешно совмещал с режиссурой.
Темой его знаковой кинокартины «Уранус» (1991), снятой по новелле М. Айме, стали этические проблемы переоценки ценностей, происшедшей во Франции после падения нацистского режима в Германии. Думая над тем, насколько соответствует морали поведение победителей и насколько правомерным является безоговорочное осуждение людей, не решившихся вступить в активную борьбу с фашистским режимом, создатели фильма выступают против стремления общества найти удовлетворение в поиске виновных.