Различие между мацой квадратной и мацой «шмурой» - Ujew

Различие между мацой квадратной и мацой «шмурой»

Различие между мацой квадратной и мацой «шмурой»
Количество просмотров 334 Количество комментариев 0

Маца шмура («сохранная»), т.е. маца, которую охраняли, упоминается в Талмуде в трактате Псохим (38б). Шулхан Орух (Орах Хайим 453:4) говорит о трёх уровнях охраны мацы. Первый и самый высокой уровень — для мацы использовалась пшеница, которую оберегали от соприкосновения с водой с момента жатвы. Второй уровень — для мацы использовалась мука, которую оберегали от соприкосновения с водой с момента помола. Третий и самый низкий уровень — для мацы использовалась мука, которую просто купили в магазине. Шулхан Орух говорит, что первый уровень это идур мицва, т.е. выполнение заповеди с особым великолепием, «украшение заповеди». Второй уровень – это то, что требуется для кошерной мацы, которую можно использовать для проведения Седера. Мацу, выпеченную «на третьем уровне», вообще нельзя назвать шмура. Её можно использовать только в том случае, когда совершенно невозможно достать муку, которую мололи специально для изготовления мацы.

Отличие прямоугольной мацы от круглой: прямоугольная выпекается с помощью специальной машины, а круглая — вручную. Когда появилась машина для выпечки мацы, по поводу машинной мацы возникло два больших вопроса. Первый: является ли такая маца вообще кошерной на Песах, или же это хамец («квасное»). Второй: можно ли произвести машинную мацу с кавонэ лэ-шем мицва, т.е. с намерением сделать мацу, предназначенную именно для выполнения заповеди. Ведь только съев мацу, выпеченную специально для исполнения заповеди, человек выполняет обязанность есть мацу в первый день Песаха.

По обоим вопросам возникли разногласия между раввинами. Например, Рав Хаим из Цанза, автор респонсов Диврей Хаим, считал, что машину для выпечки мацы в большинстве случаев невозможно правильно очистить от теста после окончания выпечки очередной партии мацы. Поэтому следующая партия смешается с тестом, в котором уже начался процесс закваски и будет вообще непригодна для употребления в Пейсах (Орах Хаим, 2 часть, гл. 35). С другой стороны, легендарный иерусалимский Рав Йосеф Хаим Зонненфельд считал, что быстрая выпечка машинной мацы гарантирует более высокий уровень кошерности.

В вопросе о намерении тоже спор: можно ли назвать нажимание кнопки, которая запускает машину, «намерением при выпечке мацы», или же этого недостаточно, а нужно намерение в каждом конкретном действии, связанном с производством мацы. Тут важно отметить, что этот спор влияет только на использование машинной мацы во время седера (или седеров, если вы не живёте в земле Израиля). Даже если считать, что при нажатии кнопки не может быть должных намерений, всё равно машинную мацу можно есть в Пейсах.

Раз уж зашла речь о различных вопросах, связанных с мацой, хочу упомянуть традицию не есть так называемые геброхтс или маца шруя (в переводе на русский «вымоченная маца»). Многие хасидские дворы придерживаются традиции не смешивать мацу с жидкостями даже во время еды, опасаясь, что внутри мацы остались небольшие кармашки непропечённой муки, которая может превратиться в хамец, смешавшись с водой. Люди, которые придерживаются этой традиции, не едят традиционные пасхальные фрикадельки — кнейдлах.

Какую же мацу следует купить себе на Пейсах? Во-первых, стоит достать мацу, на которой написано маца шмура ми-шъас а-тхина (маца, которую охраняли с момента помола) или, ещё лучше, маца шмура ми-шъас а-кцира (маца, которую охраняли с момента жатвы). Что же касается вопросов стоит ли употреблять машинную мацу, можно ли использовать такую мацу во время проведения Сейдера, и стоит ли придерживаться традиции не есть геброхтс, — здесь существуют разные мнения. Поэтому лучше всего следовать традиции предков. Если же таковой не существует или выяснить, что они практиковали, невозможно, следует принять традицию своей общины.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.