Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Психология рабства
Психология

Психология рабства

Дарья Симха
30 марта 2018, 11:00

Тема рабства в наше время свободы личности и самовыражения кажется давно закрытой. Однако евреи всего мира перед Песахом поднимают вопросы психологии рабства вновь и вновь. Помнить о временах в Египте заповедано нам Торой. Но с точки зрения законов и отношения к меньшинствам, в этом нет никакой необходимости — иудаизм давно принят в глобальном масштабе, евреи не то что не притесняются властями, но и имеют особое отношение на государственном уровне. Так обстоят дела не только в вопросах вероисповедания или национальности, но и сексуальной ориентации и гендерного равенства. О каком рабстве может идти речь в наше время?

Однако сегодня психологи и философы в один голос твердят о «свободном» и «экономическом» рабстве – явлениях, широко распространенных в современном обществе. Иван Петрович Павлов — русский и советский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности – написал множество ценных работ на тему современного рабства еще в середине прошлого века. Сейчас они так же актуальны, ведь если смотреть проблеме в лицо — вероятность ее разрешения в разы больше.

Перенесемся во времена отмены крепостного права в России — в далекий 1861 год. Мы увидим, что освобождение не вызвало никакой радости у освобожденных. Они не знали, чем занять себя и как теперь самостоятельно зарабатывать деньги и выживать. Конечно, большинство хотели вернуться обратно к своим хозяевам и продолжить удобное, хоть и рабское, существование. Это легко объясняется тем, что эти люди родились и выросли в условиях, где отношения «крепостной–хозяин» были краеугольным камнем всей их жизни и быта.

Но эта психология прослеживается и в наши дни. В Стокгольме в 1973 году, два грабителя, вооруженные пистолетами и динамитом, захватили банк, взяли четверых заложников и удерживали их в течение 131 часа. В этой истории интересно то, как стали себя вести заложники после их освобождения. Эти люди, которым угрожали, над которыми издевались долгое время, во время расследования стали защищать этих грабителей, одна из женщин влюбилась в одного из нападавших, а еще один бывший заложник начал кампанию по сбору средств на адвоката для преступников. Эта история дала имя «стокгольмский синдром» весьма распространенному психологическому феномену – рефлексу рабской зависимости. Павлов этот синдром описывал так: «Очевидно, что вместе с рефлексом свободы существует также прирождённый рефлекс рабской покорности». Неужели это означает, что этот рефлекс может включиться в каждом из нас в момент давления обстоятельств? Для того чтобы понять и отследить, не руководит ли эта разрушительная психология нашей жизнью следует прежде всего понять различия внутреннего ощущения «свободы» или «рабства».

Наиболее реалистичное описание понятия свободы дал французский философ Жан-Поль Сартр: «Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений». И ответственность в этом определении имеет решающее значение. Ведь, до отмены крепостного и рабовладельческого строя, рабам не нужно было нести ответственность за свою судьбу и выживание, об этом заботился их хозяин. А как было в свободных поселках и деревнях, где о рабстве и не слыхали? Если людям угрожала опасность — они защищались, если случался неурожай — они доставали из закромов запасенные припасы. Если случалось, что семья жила беспечно, без заботы о своем завтрашнем дне, — они были обречены. Это – личностная ответственность, и нести ее не каждый хочет. Гораздо легче вверить себя и свое время кому-то более сильному, кому-то, кто скажет, что и как делать и даст минимальное количество ресурсов для выживания. Невероятно странно, правда? Но очень многие готовы променять свою свободу на возможность не думать, чтобы все стало предельно просто.

Вот он — тест для каждого, не является ли он заложником рабской психологии. И прохождение этого теста — ежегодная задача каждого еврея последних тысячелетий. Каждый год евреи всего мира вспоминают о том, как несколько поколений их предков были рабами в Египте. И из раза в раз, перечитывая книгу Шмот, каждый из нас может переосмыслить свое отношение к жизни.

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Конфликт тела и души
Откуда приходят страхи
Существует ли Творец? «Чайник Рассела» и рациональный подход
Представление о себе
Психология по Торе, часть 1. Насколько мы нормальны?