О еврейских гончарах, ткачах, кожевенниках и зяте Трампа
У евреев владение ремеслами издревле ценилось не менее, чем знание Закона. Более того - первое и второе никогда не разделялось и не противопоставлялось. Например, великий рабби Гилель, наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма, был дровосеком, рабби Шамай – плотником, рабби Иехошуа бен Ханания – кузнецом, рабби Нехемия – гончаром, Йоханан ха-Сандлар – сапожником... Список можно продолжать до бесконечности, но и этого достаточно.
В трактате Талмуда "Кидушин" (Посвящение) ремесла разделяются на чистые и грязные. Вышивание и нанизывание жемчуга, например, относят к "чистым", а "грязными" считаются кожевенное и гончарное дело, работа погонщиков и, как ни странно, труд лавочников. Последнее связано с тем, что уже в глубокой древности розничная торговля не обходилась без жульничества. В этом же трактате значится: «Тот, кто не обучает сына ремеслу, учит его разбою». Это актуально и сегодня.
Из того же Талмуда (трактат "Сукка") знаем, что у евреев своеобразные ремесленные цеха появились еще в античности. В частности, в большой синагоге в Александрии верующие сидели, разделившись по профессиям и, в случае необходимости, каждый нуждающийся мог найти среди собратьев по ремеслу помощь для себя и своей семьи.
В любом рассказе о жизни в местечках Украины скороговоркой указывается, что местные иудеи жили за счет торговли и ремесел. Правда каких именно – обычно не уточняется. Чтобы заполнить досадный пробел, мы решили подробнее изучить этот аспект еврейской жизни. Учитывая многогранность вопроса – здесь не только разные регионы со своей спецификой, но и страны (Австро-Венгерская и Российские империи), – мы решили остановиться преимущественно на "подроссийском" Подолье. Опять же, чтобы сильно не углубляться в проблему, в основном рассмотрим начало ХХ века. Иначе получится не статья, а приличная диссертация.
Как евреи горшки обжигали
Гончарство – самое древнее из ремесел, возникшее еще в каменном веке. Хотя все центры подольского гончарства находились в местечках-штетлах (Смотрич, Купин, Сатанов, Меджибож и т.д.) информации о евреях-гончарах найти не удалось. Тем не менее роль евреев в этом промысле была довольно значительной.
Глина для производства покупалась редко. Обычно ее брали на общественных "глиновиськах" а то и прямо у себя под домом. Из таких вот глиняных выработок, например, состоит сеть подземелий местечка Городок, о которых мы писали ранее. Самым дорогим "расходником" в керамическом производстве являлись дрова. Для обжига одной закладки горна требовалось 30-50 пудов (480-800кг) древесины! В начале ХХ века, как свидетельствует статистика, эти дрова покупались исключительно у евреев. По этой причине очень часто гончары не связывались с обжигом и продавали необожженную посуду тем же евреям (50 коп за десяток необожженных горшков). После чего последние сами обжигали эти горшки.
Значительную роль в гончарном промысле Подолья играли евреи перекупщики. Гончары собственноручно продавали (или обменивали на продукты) только незначительную часть товара. Выручка скупщиков составлял в среднем 10-15% от окончательной стоимости продукции. По нынешним временам, когда даже 100% и более торговой "накрутки" не редкость, – ничтожно мало.
Влияли евреи и на ассортимент. Впрочем, не сильно – в местечках население пользовалась такой же традиционной посудой (кухонной и столовой), что и в селах. Да и сами гончары сложившуюся форму глечиков-мисок считали едва ли не сакральной. Вольности допускались только в производстве "комынов" (навершие на дымоход, защищающее трубу от дождя и снега), подсвечников и детских игрушек.
Накануне Первой Мировой Войны едва ли не самым знаменитым подольским гончаром и игрушечником был Яков Бацуца из села Адамовка. Его сферические кувшины, украшенные замысловатыми орнаментами, фигурками людей и животных, покупали даже торговцы из Австрии и Франции. Большим спросом пользовались и его глиняные игрушки, продаваемые в Петербурге, Москве, Вене и Париже. Не забывал он и о местном, подольском рынке. Одной из самых популярных фигурок была традиционная местечковая коза, пользующаяся большим спросом у еврейских ребятишек.
Игрушки Якова Бацуцы
Если посудой на Подолье занимались исключительно украинцы, то еще в XVIII и первой половине XIX века "малые" керамические формы были популярны и среди евреев. Речь о курительных трубках (они же "люльки"). Как минимум в Сатанове и Городке трубочное производство держали евреи. Объяснение простое. Для такой мастерской не нужно отдельного и большого помещения – достаточно кухонного стола. Не нужно здесь и особых навыков, достаточно купить несколько форм и набор пуансонов для набивки декора. Опять же, "люлька" предмет мелкий. Для сушки партии хватит и обычного шкафа или нескольких полок в коридоре, тогда как для горшков уже нужен приличный сарай. В скученных и тесных еврейских кварталах компактность – фактор немаловажный.
Раскопки трубочной мастерской XVIII века в Городке. На переднем плане бракованные трубки.
Еврейские "чухральни"
Слабо прижилось среди евреев и другое древнейшее ремесло - ткачество. Причины две. Та же теснота. В местечковом доме немаленький ткацкий верстак пристроить весьма проблематично. Но и это не главное. Ткачество в украинских селянок было промыслом сезонным. Ткали исключительно зимой, когда завершались основные сельскохозяйственные работы. В местечках же разделение на сезоны отсутствовало.
Пряха. Фотографии С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912 г.
Ткачество в еврейских домах всё же присутствовало, то чаще всего исключительно для собственного употребления, а не на продажу. Исключением стало изготовление талитов, но это была капля в ткацком море. Крупнейший центр по производству талитов находился в Бершади (ныне Винницкая обл). Производство цицит и талитов в этом местечке стало настоящим местным промыслом, дающим хлеб нескольким десяткам еврейских семей. "Бершадские талесы" считались самыми лучшими и продавались по всему Подолью и даже в соседних губерниях. Интересный факт: в украинских семьях ткачество было прерогативой женщин, а вот правильные, кошерные талиты могли ткать исключительно мужчины.
О бершадском талите упоминается в рассказе Шолом-Алейхема "Талескотн":
В конце концов уговорили Компаневича расстегнуть кафтан, жилет и верхнюю рубашку. И представьте себе — у Компаневича под рубашкой оказался талескотн. Да еще какой! Большой, добротный, бершадский, с синими полосами по краям, с толстенными, в восемь раз скрученными кистями по углам, под стать любому раввину. Ха-ха-ха. Словом, всем талескотнам талескотн!
Ткать талиты - сугубо еврейское занятие. Фотографии С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912г.
Тем не менее евреи были плотно вовлечены и в "общий" ткацкий промысел. И не только как скупщики-перекупщики. Евреи, в частности, окрашивали цветную нить, применяемую при изготовлении тканых рушников, скатертей, гарусных поясов и т.д. Очень часто еврейские женщины сами пряли шерстяные нити для последующего окрашивания. Пряли еврейки и конопляную нить для веревок. Изготовление веревок, заметим, было одним из традиционных еврейских промыслов.Изготовление верёвок
Со второй половины XIX века "обязанностью" евреев стало расчесывание шерсти для пряжи. Ранее этот утомительный и довольно тяжелый процесс вручную осуществляли сами селянки на так называемых "гремплях", но позже эту функцию взяли на себя механизированные еврейские "чухральни".
Сказанное выше полностью относится и к довольно популярному на Подолье ковроткачеству, где евреи тоже были активно вовлечены в технологическую цепочку. Именно еврейские спецы отвечали за окрашивание шерсти. Сначала растительными красителями, позже – с рубежа XIX-XX веков – анилиновыми. Последние в абсолютном большинстве были контрабандными. Краски, через пограничный тогда Збруч, доставляли еврейские же "пачкари", т. е. те, кто таскал с через границу "пачки" с крамом. Но о контрабандистах-пачкарях мы расскажем в другой публикации.
Как евреи украинскую вышивку в Европу продвигали.
Сначала "чистое" ремесло вышивки автор хотел оставить за скобками данного материала. В исследуемый период вышивали все девушки и дамочки вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса. В основном вышивали для внутрисемейного потребления (себе, детям, мужу). На продажу - крайне редко. Но в некоторых случаях вышивание превращалось в промысел и здесь не обошлось без евреев.
Клембовская вышивка
Самым знаменитыми центрами "коммерческой" вышивки к началу ХХ века стали местечко Клембовка и село Яланец Ямпольского уезда. Клембовка и сегодня славится своими вышиванками. О масштабах промысла красноречиво говорит факт, что здесь вышивании были задействованы 1989 дворов (4528 мастериц в возрасте от 10 лет и старше).
Своим "коммерческим" рождением знаменитая клембовская вышивка обязана Текле (Фёкле) Маньковской, жене помещика из села Боровки Эмерика Маньковского. Приблизительно в 1870 г. она обратила внимание на работы клембовских селянок и решила поставить промысел на широкую ногу. Помещица начала скупать продукцию местных вышивальщиц, а также предоставила им образцы европейской вышивки, главным образом греческой и швейцарской. Текля имела довольно широкие связи в высшем свете как Российской империи, так и Западной Европы, и вскоре подольская вышивка стала популярной в самых престижных аристократических салонах.
В 1880 г клембовские вышивальщицы даже украсили платье для Екатерины Долгоруковой - второй жены российского императора Александра II, а в 1897 для императрицы Александры Фёдоровны, супруги царя Николая II. К концу XIX века мастерицы из Клембовки вполне заслуженно снискали лавры лучших вышивальщиц Российской империи и одних из лучших в Европе.
Естественно, евреи Клембовки не могли пройти мимо такого золотого дна и тоже начали скупать вышивки с целью перепродажи. Обычно это выглядело так. Евреи выдавали мастерицам ткань на 2-5 рублей, а получали вышивок на 10-15 р. Самым удачливым в этом бизнесе стал некий Винокур имеющий выход на торговые дома в крупнейших городах Империи, а также в Австро-Венгрии, Германии, Франции, Англии и Дании. Его фамилия интересна в ключе этого исследования, как имеющая ремесленно-профессиональные корни. Обороты Винокура к концу ХIХ века составляли до 40 000 рублей в год. Для сравнения – хорошая рабочая лошадь тогда стоила 60-70 руб. а высокоудойная породистая корова – 50 руб.
О предках зятя Трампа
Кушнироство (выделывание мехов) ремесло даже более древнее, чем гончарство, ибо люди ходили в шкурах задолго до того, как начали обжигать горшки. По данным статистики, по состоянию на 1912 г. в Подольской губернии овчинно-тулупный промысел был распространен в 577 селах и местечках где в нем было задействованы 2111 хозяйств (2902 людей). В Сатанове, например, кушнирством занималось 45 хозяйств (105 людей), в Городке - 14 (58), в Шаргороде - 13(23), в Дунаевцах - 11(32). Больше всего кушниров (скорняков) было в местечке Николаев Проскуровского уезда - 120 хозяйств и 300 людей соответственно. В среднем за год в м. Николаеве перерабатывалось овчины на 1 млн полноценных имперских золотых рублей. Сколько это в нынешних масштабах цен - даже сказать сложно.
В основном кушниры выделывали овчину, но не отказывались от обработки пушнины - шкур волков, лис, зайцев, куниц, белок. Стоимость обработки одной такой шкурки составляла 20-30 копеек. Не так уж и мало. За 30 коп можно было купить килограмм отличнейшей говядины.
В трактате Талмуда «Кидушин» кожевенное производство не зря отнесено к тяжелым и грязным. Кто хотя раз проходил мимо чанов, в которых киснет овчина, поймёт. Это не только ужасающая вонь, но и высокая концентрация ядовитых газов, начиная от сероводорода, фосфористого водорода и далее. Не добавляла здоровья и попадающая в легкие пыль от дробления дубовой коры, применяемой в производстве. Наибольшую опасность для кушниров представляла сибирская язва, которой они заражались, контактируя со шкурами снятыми с павших животных. В местечке Николаеве, например, фиксировалось 30-40 случаев заболевания в год. К началу ХХ века уже была разработана соответствующая сыворотка, выдаваемая, кстати, за счёт казны, поэтому смертности от этого неприятного заболевания почти не было.
Кожухи (тулупы) в зависимости от длинны, качества выделки и дизайна (складочки, вышивка и т.д.) стоили от 6 до 30 рублей. Средний чистый доход семьи, занятой в кушнирском промысле составлял 107 р. 35 копеек в год. Последняя цифра очень усредненная, так как включала и тех, для кого промысел лишь приработок, и тех, для кого основная профессия.
В среднем по Подолью евреи-кушниры составляли около половины от всех, задействованных в промысле. В местечках это была довольно распространенная профессия. Например, в Сатанове к кушнирсту имел отношение едва ли не каждый десятый еврей. О распространенности профессии говорят и популярные еврейские фамилии Гербер (кожевник-нем), Кушнир, Кушнирук, Кушнирович, Кушниров, Кержнер и Кушнер (ага, как у зятя американского президента).
Близким к кушнирству является кожевенный промысел. Здесь тоже обрабатываются кожи, но уже с удалением шерстяного покрова. Эти кожи шли на производство обуви, перчаток и одежды. Следует заметить, что выделкой высококлассных кож - юфть, замша, сафьян, - на Подолье занимались в основном армяне, но хватало и мастеров-евреев.
Сапожники
Сапожники, они же чеботари и швецы - были одной из самых еврейских профессий.
По состоянию на 1912 г. сапожники работали в 1572 незаселенных пунктах Подольской губернии (из них 97 - местечки). Всего в губернии насчитали 17457 сапожников (0,5% от всего населения Подолья). Из них 10062 - сельских, 2150 местечковых и 5245 городских. Если брать местечковое население (евреев), то в Жванце, например, насчитали 150 сапожников, в Сатанове - 98, в Городке - 7, в Карвасарах (тогда это был отдельный от Каменца-Подольского населенный пункт) - 9...
Первые сведения о подольских сапожниках относятся к 1566 г. На то время в Каменце насчитали 34 сапожника, в Смотриче - 1, в Сатанове - 15, в Баре - 13...
Евреи сапожники. На первой фотографии, кстати, сапожник похож на императора Николая II. Фото С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912 г.
Стоимость сапог (селянских) тогда колебалась в пределах 5-8 руб., ботинок - 2-4 руб. Средний чистый доход сапожника составлял 234 руб. в год.
Продажа обуви была сезонной. Пик приходился на период с окончания уборки хлеба и до середины ноября. Далее шел "мертвый сон", когда никто ничего не покупал. "средний сезон", когда покупали, но мало - приходился на весну лето. Вот только кушать сапожникам и их семьям нужно было каждый день. По этой причине почти в каждом местечке был более успешный и богатый сапожник, скупавший в "не сезон" по дешевке продукцию у своих менее удачливых коллег с целью продать потом подороже. Кроме того, такой сапожник-богач снабжал бедноту сырьем и заготовками и платили всего по 30-40 копеек от произведенной пары. Это, кстати, хорошая иллюстрация к заблуждению о "жидовском золоте", гласящему, что, мол у каждого местечкового еврея был заныкан баняк с червонцами. Может у "центрового" и был, а вот у бедноты, тачавшей сапоги за 30 коп - это вряд ли...
И портняжки, часовщики и прочие
К началу ХХ века сложилась целая группа сугубо еврейских профессий - портные, часовщики, ювелиры, аптекари, а также преимущественно еврейские - слесари (не фабричные, а по замкам, швейным машинкам и проч.) мебельщики, кузнецы, мельники, солодовники, пивовары, винокуры печники, водовозы, колесники-колодии, бондари, медники, золотари (нет, увы, не от слова "золото"), гицели и мусорщики-старьевщики. Последняя профессия была трижды полезная. Во-первых – чистота в местечке, во-вторых – прибыль жителям (мусорщики скупали тряпичное старье, бумагу, стеклобой и проч.). В-третьих – польза для окружающей среды.
Почти еврейской профессией была и должность мельника, особенно это касалось водяных мельниц.
Водяная мельница в Сатанове. В начале ХХ века здесь хозяйничал некий Лемберг
Были и "сверх еврейские", если так можно выразиться, профессии, присущие только для евреев. Среди них резники, пергаментшики, сойферы (переписчики Торы), изготовители религиозной атрибутики - мезуз, тфилинов, талитов, штраймлов и т.д.
Увы, почти полностью утерянным является профессия резчиков по дереву. Ранее почти в каждом доме был богато декорированный шкаф, в котором хранилось всё необходимое для субботы - парадная дорогая посуда, подсвечники, серебряные кубки для вина и т.д.
Швейная мастерская в Шепетовке. Фото С.Юдовина. Экспедиция Ан-ского, 1912 г.
Вершиной мастерства еврейских резчиков стали покрытые затейливой резьбой арон-кодеши, увы, сохранившиеся только на фото.
Арон-кодеш синагоги в Смотриче
Фрагмент арон-кодеша (фото samuelherrup.com)
Еврейские "крестовозы"
Каждый, наверное, помнит гениальный афоризм Жванецкого: "Что с человеком не делай - он упорно ползёт на кладбище"...
Учитывая закономерный финал каждого читателя этих строк, напоследок поговорим о каменотесах.
Декор надгробия, начало XIX века. Сатанов
Еврейские резчики по камню ранее ничем не уступали своим "деревянным" коллегам. О мацевот мы писали не раз, здесь только напомним, что пик развития еврейского камнерезного искусства приходится на XVIII и начало XIX веков. Далее во всех городах и местечках происходит стремительная деградация. Барельефы становятся неглубокими, менее вычурными, часто выполненными по одним и тем же лекалам, когда надгробия отличаются друг от друга только эпитафиями.
Надгробие второй половины XIX века значительно уступает работе старых мастеров.
Причина вовсе не в том, что у мастеров вдруг начали расти руки не из того места. Причина во взрывном росте еврейского населения (соответственно и больше людей умирало), а также в том, что значительную часть местечковых жителей составляла беднота, еле сводящая концы с концами.
Если ранее мастер мог возиться с каждой мацевот месяц, а то и более, то со второй половины XIX века он уже не мог себе позволить такую роскошь. Опять же, бедняки не могли позволить себе дорогие памятники.
К началу ХХ века, некогда высокое искусство резчиков мацевот, пришло в полный упадок.
Заметим, что продукция мастеров-камнерезов в исследуемый период не ограничивалась одними надгробиями. Это были и тротуарные плиты, и строительные элементы (ступени, балки, элементы декора) и столбы для ворот, и каменные желоба, и кольца для колодцев, и собственно надгробия. Что интересно, не только еврейские, но и христианские.
Приведем здесь расценки на продукцию камнетёсов в с. Русава, под Ямполем (Винницкая обл.)
Крест могильный - 1 руб. 20 коп.
Мацева - 1 руб. 60. коп.
Желоб для поения скота - 1 руб. 30 коп.
Клозетная плита (каменная плита с дыркой) 1 руб.60 коп.
В Дзыговке, в том же Ямпольском уезде, мастера делали более вычурные мацевот, стоимостью уже в 4 рубля.
Желоб для водопоя. Винницкая обл.
Весьма любопытно, как происходила реализация надмогильных памятников. "Полуфабрикаты" под них (без эпитафии) изготавливался на протяжение всего года. Сезон продаж начинался после окончания сбора урожая, когда в селах и местечках наступал период относительного благополучия. Мастера грузили кресты и мацевот на телеги и отправлялись в путь. В народе таких странствующих продавцов называли "крестовозами".
В местечках продукцию "крестовозов" покупали самые бедные евреи, которые не могли заказать памятники у более дорогих мастеров и были вынуждены покупать незатейливые массовые надгробия. Осенью, у них тоже появлялись кое-какие деньги, так как в своей массе они имели дело с крестьянами. Напомним, именно осенью те же сапожники могли продать свой товар.
Что в имени твоём?
Наиболее яркое отражение традиционные еврейские профессии нашли в фамилиях. Напомним, что до середины XIX века и подавстрийские, и подроссийские евреи не имели собственных фамилий. Когда же власти начали массовую паспортизацию - понадобились и фамилии, в основу которых очень часто закладывалась профессия.
Так появились:
- Кравец, Кравцов, Портнов, Портников и Шнайдер (идиш "кравец") - портной.
- Сапожников, Сандлер, Шустер и Шумахер - сапожник на иврите, идиш и по немецки соответственно.
- Такарь и Токер (идиш "токер") - токарь.
- Резник, Резников, Резникович и Кацев (иврит "кацав") — мясник.
- Бронфман, Бронфенмахер (от идиш "бранфн" - водка) — изготовитель водки;
- как вариант:
- Винокур, Гуральник (укр. гуральник) - винокур, тоже изготовитель водки.
- Гамарник (идиш "гамэрник") от гамарня - металлоплавильня, кузня. То есть - кузнец.
- Пекарь, Беккер, Беккерман (нем. "backer") - пекарь
- Ткач, Вебер (нем. "weber") - ткач
- Малер (нем. maler) — маляр
- Колесников, Колесник , Стельмах (пол. "telmach") — колесный мастер.
- Капелюшник - изготовитель капелюхов
Список, естественно, гораздо шире, и этой теме можно посвятить отдельное исследование.