Шабат для мужа холостяка - Ujew

Шабат для мужа холостяка

Шабат для мужа  холостяка
Количество просмотров 247 Количество комментариев 0

Общаясь с разными начинающими соблюдать евреями о Шабате, можно легко заметить две противоположно настроенные группы «пользователей». 

Это люди холостые и женатые.

Холостой еврей – попытавшись «испробовать» на себе Шабат, обычно получает ощущение нахождения в «одиночной камере» без телевизора. Т.е. он воспринимает это как насильственное (отсюда метафора камеры) обрезание (увы, не в еврейском смысле) всех значимых для него каналов (получения удовольствия, развлечения и т.д.)

При этом, глядя на других несоблюдающих сверстников он, сравнивая себя с ними, не видит ни одного довода в пользу своего добровольного «заточения» (еврейская мотивация ему еще всерьез не доступна).

Попытка создать для него общинный Шабат – некоторый (часто почти единственный) выход. Но часто отсутствие других коммуникативных навыков приводит к превращению общинного Шабата в простое застолье (скорее всего с выпивкой), после чего – очень крепкий сон и попадание в «групповую камеру», где все остальные жертвы коротают время «заточения».

Что же делать холостому еврею? Об этом мы поговорим позже, но по крайней мере главное решение - стать женатым, приведет его в совершенно другую ситуацию.

У еврея женатого – с большой вероятностью ощущения «одиночной камеры» не возникнет.

Ведь попав в свое семейное пространство, он с достаточной легкостью (о легкости мы поговорим чуть ниже) найдет занятия, связанные с общением с близкими. При этом, если человек в течение недели имеет минимум времени для общения и при этом он обладает некоторой коммуникативной культурой, то для него – Шабатнее общение это настоящий подарок, которым каждую неделю одаривает его иудаизм.

Кстати, о холостых и женатых. Как-то я читал любопытное определение понятия «культура». Оно задавалось как набор возможностей НЕОБХОДИМЫХ ХОЛОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ для заполнения вечернего (и выходного) свободного времени.

Обратите внимание на выделенное слово ХОЛОСТОЙ. Внутрисемейное общение по богатству и разнообразию впечатлений (а главное своему личному участию) гораздо более значимо для человека, чем поход в "культурное место". Конечно, я не предлагаю запретить женатым людям «культпоходы» (например не в Шабат), но семейное общение с лихвой перекрывает Шабатние ограничения.

Но вот я уже слышу голос светского критика-скептика. Хорошо – я тоже люблю общаться с детьми, но почему мне запрещают еще и Интернет с телевизором и многое другое.

И тут я должен констатировать важный факт. Возможность общения и качественное общение – это две разные вещи. 

Я как-то общался с одной своей пожилой знакомой, которой ее дети периодически приводят внуков. Казалось бы, у нее появляется возможность с ними пообщаться. А что происходит в ее жизни, она включает им телевизор и большую часть времени пребывания внуков они сидят перед теле-ящиком.

Ситуация к сожалению достаточно плачевная. Современная хай-тек цивилизация порождает хай-тек детей, которые, прельстившись яркостью и доступностью техно-развлечений, атрофировали у себя более классические способы досуга, начиная с чтения книг и заканчивая общением.

Поэтому, с максимальной вероятностью семья в выходной прельстится «эрзац»-общением с техно-развлечениями и так и не взглянет в глаза друг друга.

Кстати, современные учителя в школе жалуются, что сейчас невозможно удержать внимание детей во время урока. Дети, привыкшие к хай-тек приему информации (ведь самые прогрессивные образовательные видео-технологии напичканы спец-эффектами) воспринимают эти спец-эффекты как обязательную часть вознаграждения за «тяжелый труд» восприятия информации. И бедный учитель, который не может стоя у доски сделать сальто, превратиться в зверя и выпустить из рукава салют однозначно проигрывает в «битве» за внимание ученика.

И, если у учителя по крайней мере есть школьная программа, которую он должен донести до сознания ученика, то у родителя даже и формальной программы нет, поэтому отсутствие как спец-эффектов, так и содержания общения ставит родителей в совсем проигрышную ситуацию.

Казалось бы, давайте дадим родителю хотя бы спец-эффекты (теле- и интернетресурсы). Но... тогда мы получим иллюзию общения из спец-эффектов при отсутствии содержания.

Поэтому, мы должны для себя признаться, что общение – это отнюдь не вымершая способность, а просто подавленная агрессивным «хай-тек» миром важная для нас часть опыта.

О чем общаться с детьми – это тема отдельного материала, а пока еще несколько наблюдений.

Даже в самом урбанизированном месте есть возможность пешком добраться до природы. Общаться с детьми в рамках природы – во всех смыслах полезная вещь. А теперь давайте сравним ребенка, находящегося у телевизора с ребенком стоящим среди «трех сосен». 

Дело в том, что наше зрение – саккадное, т.е. глядя на объект, мы как бы сканируем лучом внимания картину перед нами, фокусируясь на том, что захватывает наше внимание. Поэтому, ученые считают, что опыт рассматривания любой стационарной картины – является функцией сознания, т.е. чем человек более развитый, тем более осмысленной будет траектория выбора фрагментов картины, производимая нашим взглядом. Поэтому, так благотворно рассматривание картин великих художников, которое может сформировать нашу культуру.

Так вот, практически все электроприборы (я имею в виду те, которые Шабат запрещает) построены на демонстрации динамических картинок (статические картины можно показывать и без технологий с помощью книг и альбомов). И, как говорят те же ученые, смотрение (особенно частое) движущихся изображений постепенно атрофирует опыт зрительного рассматривания (т.е. анализа) «опуская» нас на уровень младших детей, которые еще не научились сознательной работе со зрительной информацией.

Так что совмещая классическое рассматривание с классическим общением и классическими походами на природу дает нам уникальный шанс сохранить (и приумножить) подлинно человеческие качества (смотрения и общения), без которых мы постепенно превратимся в придатки машин

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.