Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
8 Ав
5778
Роль женщины в иудаизме
Образ жизни

Роль женщины в иудаизме

05 марта 2018, 20:35

Согласно традиционному иудаизму, женщины наделены в большей степени чувствительностью («бина»: интуиция, понимание, разум), чем мужчины. Раввины сделали этот вывод из того факта, что женщина была «сконструирована» или «построена» (Берешит 2:22), а не «сформирована» или «образована», а еврейский корень слова «строить» имеет те же согласные, что и слово «бина». Было сказано, что праматери (матриархи) (Сарра, Ривка, Рахель и Лея) превосходили патриархов (Авраама, Ицхака и Яакова) в пророчестве. Женщины не участвовали в идолопоклонстве и грехе Золотого Тельца. Некоторые традиционные источники высказывают предположение, что женщины находятся ближе к идеалу Б-га, чем мужчины.

Женщинам принадлежит уважительная роль в иудаизме со времён Торы. Мириам наряду с Моисеем и Аароном, также была призвана быть посланником Божиим для руководства евреями во время их странствий по пустыне (Мих. 4:6) Двора была одним из судей Израиля: «Она судила Израиль в то время, — сообщает Танах. — Она обычно сидела под пальмою… и поднимались к ней на суд сыны Израиля» (Шофтим,4:4). Семь из 55 пророков Танаха были женщинами (они включены в список пророков Израиля).

Десять Речений (Асерет диброт) требуют уважения и к матери, и к отцу. Обратите внимание, в Шмот 20:12 в повелении на первом месте стоит отец: «Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои…», а в Ваикра 19:3 — наоборот: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего», и многие традиционные источники отмечают, что и отец, и мать имеют в равной степени право и честь на уважение и почитание.

В еврейской традиции можно встретить немало достойных женщин. Талмуд и поздние раввинистические источники повествуют о мудрости Брурии, жены рабби Меира. В нескольких случаях её суждения о Ѓалахе (еврейском законе) принимались и ценились выше, чем мнения её современников-мужчин.

А в ктубе (брачном контракте) сына рабби Акивы жене предписывалось учить мужа Торе!

Раввины разных поколений на протяжении веков, как известно, консультировались со своими жёнами, обсуждали с ними вопросы еврейского закона и в связи с ролью женщины в соблюдении кашрута, и в других вопросах. Жена раввина не случайно называется на иврите «рабанит» (на идиш «ребецин»), иными словами, это некий титул, который даёт представление о её значении в еврейской жизни.

Права женщин в традиционном иудаизме

Права женщин в традиционном иудаизме были намного более расширены, нежели в странах западной цивилизации, вплоть до ХХ века. Женщины имели законное право заниматься торговлей — покупать, продавать, обладать собственностью, совершать частные сделки и претендовать на долевое право, в отличие от западных женщин (включая Америку), которые не имели никаких подобных прав ещё лет сто назад. Отрывок из Мишлей 31:10-31, традиционно читаемый на еврейских свадьбах, не раз сообщает о деловых свойствах женщины, которая всегда и во всем высоко ценится (особенно стихи 11, 13, 16 и 18).

Читайте также: Я – женщина. Манифест еврейки

Женщины имеют право на брачные консультации. Супружеские обязанности рассматриваются исключительно как права женщин, а не мужчин. Мужчины не имеют права бить или жестоко обращаться со своими жёнами; такая защищенность женщины в Западных странах была декларирована лишь несколько сотен лет назад. Во всех случаях изнасилования женщина рассматривается как пострадавший индивид, который не соглашался на половую близость, даже если есть предположение о том, что она получала удовольствие и уклонялась от того, чтобы быть спасённой. Более того, не исключено, что она согласилась на близость до начала полового акта.

Это положение резко контрастирует с правами женщины в американском обществе, где и сегодня жертвам насилия приходится преодолевать общественное недоверие и подозрение в том, что «они сами виноваты и просили об этом» или «хотели этого».

Традиционный иудаизм признаёт, что половой акт по принуждению в условиях брака является изнасилованием и строго запрещён; во многих штатах Америки изнасилование в браке по-прежнему не является преступлением.

 В чем главная и основная роль еврейской женщины?

Нет никаких сомнений в том, что в традиционном иудаизме основная роль женщины — это роль жены и матери, хранительницы семейного очага. Иудаизм ценит важность этой роли и духовного влияния, которое женщина оказывает на свою семью. Талмуд говорит, что когда благочестивый мужчина женится на нечестивой женщине, он становится таким же, но когда безнравственный мужчина женится на благочестивой женщине, такой мужчина способен измениться под влиянием женщины и стать праведным и благочестивым.

Ребёнок еврейской женщины и мужчины-нееврея является евреем благодаря духовному влиянию матери; ребёнок мужчины-еврея и женщины-нееврейки таковым не является.

 Женщины освобождаются от всех повелевающих мицвот («повелевающие» мицвот [Делай] в противовес «запрещающим» [Не делай]), связанных со временем (то есть, таких мицвот, которые требуют исполнения строго в определённое время дня или года), ибо женские обязанности, как жены и матери, приоритетны и безусловно важны: их нельзя откладывать, даже выполняя мицву. В конце концов, несправедливо ожидать, что женщина бросит своего плачущего младенца, в то время когда подойдёт время совершения мицвы. Она не может оставить без присмотра обед на плите, пока читает маарив (вечернюю молитву).

Подобное освобождение женщины от некоторых мицвот привело к наибольшему непониманию ее роли в иудаизме. Во-первых, многие люди ошибаются, полагая, что данное освобождение является для женщин запретом. Напротив, хотя от женщин не требуется выполнять временные повелевающие мицвот, им, как правило, не возбраняется соблюдать эти мицвот по своему желанию (правда, случается и такое, что некоторые женщины настаивают на соблюдении явно престижных мицвот, игнорируя простые, обязательные).

Разоблачение мифа о том, что женщины не играют никакой особенной роли в еврейской религиозной жизни.

Во-вторых, поскольку освобождение от повелевающих мицвот умаляет роль женщины в синагоге, многие полагают, что женщины не могут играть никакой особенной роли в еврейской религиозной жизни. Это заблуждение вытекает из ошибочного предположения, что еврейская религиозная жизнь вращается только вокруг синагоги. Это не так. Еврейская духовная жизнь начинается с дома, где роль женщины в семье важна не менее роли мужчины.

Женские мицвот: нерот, хала и нида

По еврейской традиции, есть три заповеди, которые предназначены исключительно для женщин: нерот (зажигание свечей), хала (отделение части от теста) и нида (воздержание от половой близости с мужем во время менструального цикла и ритуальное омовение после его завершения). Исполнение этих мицвот – главная и исключительная привилегия женщины. Если женщина отсутствует, две из этих мицвот может исполнить мужчина, Третья же из мицвотнида — предписана для женщин по физиологическим причинам. Указанные мицвот связаны с домом и семейным очагом, в котором женщина – главная хозяйка.

Читайте также: Секрет успеха еврейских женщин

Первая из этих женских заповедей — нерот (дословно «огни»), то есть женская привилегия зажигать свечи, дабы благословить светом шабатних свечей приход Царицы-Субботы или начало другого праздника. Зажигание свечей официально знаменует начало священного времени в доме: когда зажжены свечи, действуют особые ограничения или наступает время соблюдения праздника. Зажигание свечей — это мицва, установленная раввинами, а не мицва Торы.

Вторая мицва для женщины — хала (привилегия отделить кусочек теста от хлеба перед тем, как начать его выпекать). Эта мицва записана в Пятикнижии, в книге Бемидбар 15:20, где есть повеление отложить кусочек теста для коѓэна.

Третья заповедь для женщины — обязанность отдалиться от мужа на время менструации и погрузиться в микву (водоем или резервуар с проточной водой для ритуального омовения) в конце менструального цикла. Тора запрещает мужчинам и женщинам половую связь во время менструации. Ритуальное погружение в воду свидетельствует об окончании этого периода, после чего супруги могут возобновить интимные отношения.

Роль женщины в синагоге действительно не столь значительна

Чтобы понять ограниченную роль женщины в жизни синагоги, важно знать природу мицвот (заповедей) в иудаизме и разделение в связи с этим мужчин и женщин.

Иудаизм признаёт, что человеческая природа не терпит диктата власти; таким образом, тот, кто делает что-то по повелению, считается более ценным, чем тот, кто делает всё по своему желанию. Человек, который воздерживается от свинины во имя мицвы, имеет больше достоинств, чем тот, кому не нравится вкус этого мяса. Кроме того, мицвот, которые были переданы еврейскому народу, являются наиболее привилегированными, и, чем больше мицвот соблюдается, тем больше в этом преимуществ.

Коль скоро женщины не обязаны выполнять некоторые мицвот, соблюдение которых не «предназначено» для групповых целей исполнения, добровольное участие женщины в ежедневных богослужениях не обязательно совершать в миньяне (10 человек, которые читают определённые молитвы). Добровольное произнесение молитв устами женщины не может рассматриваться как молитва в общине (таким образом, женщины не могут руководить молитвенным служением); женщина, добровольно читающая Тору, не должна восприниматься как обязательная участница чтения Торы в общине. То же самое относится и к мальчику, не достигшему 13 лет, который не обязан соблюдать мицвот, хотя ему разрешено их выполнять.

Кроме того, женщины не обязаны выполнять столько заповедей, сколько выполняют мужчины; соблюдение ими (женщинами) мицвотсчитается привилегией. Именно в таком ключе следует понимать признание, когда мужчина благодарит Б-га за то, «что Всевышний не сотворил его женщиной». Эта благодарность Создателю вовсе не показывает, что быть женщиной — плохо, но только то, что мужчинам повезло иметь больше обязательств, и за это они благодарят Творца. Соответствующая женская благодарственная молитва за то, что Он сотворил меня «по воле Твоей», не является заявлением о низшем статусе (вряд ли данная мысль может заключаться в этом утверждении!) С другой стороны, эту молитву следует рассматривать как благодарность Б-гу за всю радость женского бытия, за то, что он одарил женщину в большей степени таким качеством, как бина, ибо она приближает ее к духовному совершенству, к Б-жьему образу.

 

Источник: imrey.org

Другие статьи

Последние статьи

Что обуть 9 ава?

Наталья Шульман

«А идише мамэ»

рав Берл Лазар

Что мы оставляем нашим детям

U-jew

Этично ли обзаводиться семьей, не имея дохода

U-jew

Еврейская мода. Самые известные женщины-дизайнеры

Наталья Шульман