Каждый год тысячи евреев съезжаются на Западной стене в Иерусалиме, чтобы отметить национальный день траура, 9 Ава. В этот день в истории оба наших Храма были разрушены, мы были изгнаны из нашей земли, и еще много других бедствий приключилось с нами.
Некоторые могут задаваться вопросом “Почему мы до сих пор оплакиваем эти дни? Разве у нас нет суверенного государства Израиль? Разве Иерусалим не находится под еврейским законом сегодня? Почему мы все еще несем этот траур?”
Факт - ни один израильский раввин никогда не предлагал исключить Тиша Б-Ав из нашего календаря. Более того, даже самые решительные, самые ревностные сионисты никогда не предлагали избавиться от обычая разбивать бокал под Хупой. Эта традиция всегда напоминала нам о том, что наше личное счастье не может быть полным, пока радость всей нации не станет таковой. А это, в свою очередь, требует восстановления нашей национальной жизни, включая восстановление Иерусалима.
С 1967 года мы снова можем посещать Западную стену. Однако, хоть это место и свято, это лишь жалкий остаток того славного Храма, который когда-то стоял внутри этих стен. На самом деле, согласно Торы, когда мы посещаем Стены, мы должны раздирать на себе одежды от скорби, ибо мы являемся свидетелями места, где разрушали наш Храм.
Таким образом, реальность такова: у нас есть еврейское государство, действующее на нашей родине, однако национальное изгнание это нечто большее, чем просто географические движения. Изгнание - галут - это состояние бытия (человека), а не место на карте. Это не значит, что все евреи, живущие за пределами Израиля, находятся в изгнании. На самом деле, независимо от того, где мы живем, мы все находимся в изгнании. До тех пор, пока не наступит эпоха Искупления, до тех пор, пока не восстановят Храм - изгнание не окончено. Вы можете жить в квартире с видом на Стену, однако вы тоже все равно находитесь в изгнании, как и весь еврейский народ.
Это вопрос не только места, но и времени. В наше время период искупления еще не настал. Мы все по-прежнему молимся три раза в день о том, чтобы Храм восстановили на нашем веку. И пока эти молитвы без ответа, боюсь, что все мы все еще останемся в изгнании.
Конечно, было бы замечательно, если бы Бен Гурион в 1948 объявил не только декларацию независимости, но и реальную, практическую и полную независимость. Горькая правда кроется в том, что мы очень далеки от независимости. Мы можем провозглашать наши суверенные права с сегодня на завтра, но мы все еще очень зависим от Америки, Европы, общественного мнения, СМИ, и, в определенной степени, от ООН.
Мы, естественно, еще не свободны от ХАМАС и Хезболла, с которыми мы ведем реальную войну прямо сейчас, пока я пишу эти строки.
Когда мы теряем еврейские жизни в террористических армиях; когда наши соседи мечтают загнать нас в море; когда они все еще отрицают нашу основную легитимность; когда международные СМИ бросают вызов нашему праву защищать наших жителей - можем ли мы заявить о том, что мы действительно, по-настоящему независимы?
У нас есть армия, флот и авиация. Спасибо Б-гу за то, что они сражаются доблестно, мешая нашим врагам. Но настоящая независимость означает, что наша национальная безопасность больше не под угрозой, что достигнут настоящий, прочный мир. Неудивительно, что Машиаха называют Посланником Мира. К кому еще мы можем обратиться с этой долгожданной мечтой? Ведь политические схемы не выглядят многообещающе.
Поэтому мы все еще соблюдаем Тиша Б-Ав. И до тех пор, пока не придет Мошиах, мы будем сидеть на низких стульях и скорбеть. Мы будем оплакивать разрушение Храма и создание такого понятия как изгнание. Мы будем молиться о полном возвращении к еврейскому суверенитету и полной независимости. Будем молится о времени, когда наши города будут свободны от вражеских ракет, а наши дети будут чувствовать себя в безопасности. Да наступит это время скорее!