Ничто не навредило еврейскому народу больше чем современная идея о том, что Иудаизм - это религия. Если это так, то некоторые - больше евреи, другие - меньше евреи, а третьи - вообще не евреи.
Это откровенная ложь. Мы все едины и составляем единое целое. Если спотыкается один еврей, то спотыкаются все евреи. Когда один еврей протягивает руку, чтобы помочь нуждающемуся, надеть тфилин на руку или зажечь свечу перед Шабатом - все мы протягиваем наши руки вместе.
Мы не религия. Мы - единая душа.
Что же из этого следует?
Главная заповедь
К великому мудрецу прошлого раби Гилелю однажды пришел инородец и потребовал объяснить смысл иудаизма за то время, пока он стоит на одной ноге. Раби Гилель дал ему однозначный ответ: «Люби ближнего, как самого себя. В этом - вся Тора, а все остальное - комментарии!»
Как мы любим самих себя? Без всяких причин! Нам не нужны поводы для того, чтобы найти оправдание любому своему поступку. Причина этому - любовь! Мы любим себя беззаветно и всем сердцем.
Тора объясняет нам, что так же нужно относиться и к другим евреям. Любить их беспричинно и беззаветно.
Почему?
За недолгую историю существования государства Израиль страна не один раз оказывалась в кризисной ситуации. В такие моменты многие евреи выражали желание, хоть как-то помочь родной стране. Но как? Далеко не каждый способен взять в руки оружие и встать в ряды бойцов. И далеко не все могут оказать финансовую помощь, оторвав хоть копейку от своего скудного бюджета.
Все дело в том, что наша обособленность от других людей – это иллюзия. Да, каждый человек обладает собственным телом. Да, у каждого есть свои проблемы и достижения. У каждого своя жизнь, своя семья, собственный круг общения. Но это - лишь внешняя оболочка.
Несмотря на внешние отличия, еврейский народ - это не просто общность отдельных людей. И недаром мы часто слышим, что все евреи ответственны друг за друга.
Наши души - это часть единого целого - души нашего праотца Яакова. Тора объясняет: воплощение любой души в этом мире можно сравнить с целенаправленной командировкой. Таким образом, у каждой души есть главная цель, если же она не достигнута до наступления физической смерти, то душе предстоит новое воплощение в этом мире. Но спуск еврейской души в этот мир не прерывает связь одного еврея с общей душой еврейского народа.
Принцип взаимной ответственности теперь приобретает иное значение. Все наши поступки оказывают непосредственное воздействие не только на наши собственные души, но и на души других евреев, ведь мы - единое целое.
Пусть мы не всегда можем ощутить это воздействие, факт остается фактом. Мы - единое целое!
Немного истории
Около 2-х тысяч лет назад произошла катастрофа: пал Иерусалим, разрушен Второй Храм. Огромное количество евреев погибло на полях сражений, умерло от голода, угнано в рабство.
Давайте зададим профессиональному историку или политологу вопрос: каковы причины этой катастрофы? Маститые ученые, не задумываясь, приведут множество ответов: от экономической ситуации до геополитической обстановки. Но... Насколько они будут правы?
Талмуд сообщает нам, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев. Часто самыми яростными гонители евреев оказывались наши сородичи, которые предпочли ассимиляцию неразрывной связи со своим народом.
Здесь находится и ответ на другой важный вопрос: что нужно сделать для того, чтобы пришел Машиах и отстроил Третий Храм, собрав весь народ в Святой Земле? Ответ прост и понятен: следует ликвидировать причину разрушения Храма. Нужно превратить беспричинную ненависть в столь же беспричинную любовь!
От теории к практике
Все высокие слова и философские идеи мертвы, если их не применить на практике. Это не всегда легко. Особенно, если принять во внимание тот факт, что очень легко полюбить абстрактного еврея, который живет где-нибудь там далеко: в Америке, в Африке или в Австралии. Такой еврей никогда не обругает вас, не сделает какой-либо гадости. Но как же полюбить того еврея, который живет по соседству? Он не всегда опрятен. Он не всегда приятен в общении и т.д... Его-то и надо полюбить. И как же это сделать?
Практические инструкции:
1. Начинайте каждое утро со слов: «Я принимаю на себя заповедь любить ближнего, как самого себя».
2. Следует всегда помнить о том, что те недостатки, которые бросаются нам в глаза в других людях, на самом деле, присущи и нам самим. Именно по этой причине они очень заметны нам.
3. Говорите о других евреях только хорошее. Не стоит слушать ругань и хулу на другого человека, за исключением тех случаев, когда это принесет ему реальную пользу.
4. Ищите возможность выручить и поддержать другого еврея. Давайте цдаку, поддерживайте фонды и благотворительные организации, просто помогайте людям.
5. Общайтесь с другими евреями.
6. Приглашайте других евреев разделить вместе с вами самую большую драгоценность, которой мы владеем - Тору и заповеди.
Пусть наш народ вновь станет единым целым не только в духовных мирах, но и в физическом мире.