Библия совершенно по-разному изображает женщин, начиная с первых глав. В книге Берейшит творение человечества описано в двух разных повествованиях. В первом, мужчина и женщина созданы вместе из праха земного. Во втором, Адам создан первым, а Ева - вторичное творение, сформированное из ребра Адама для того, чтобы ему не было одиноко.
Согласно библейскому закону, женщины подчинялись либо отцу, либо мужу. Как правило, женщины не имели права собственности, но та женщина, у которой не было братьев, могла наследовать землю своего отца. Такое правило было установлено после того, как дочери Цлофхада успешно ходатайствовали об этом перед Моше (Бемидбар 27).
В течение библейского периода отношение к женщинам изменилось. По словам Кэрол Мейерс (известная ученая-библеист, феминистка, почётный профессор религиозных наук в Университете Дьюка), женщины и их традиционные роли перестали цениться после установления монархии. С этого времени религиозная жизнь переместилась в Храм и замкнулась на служении в его стенах, и еврейское общество больше не было сосредоточено на сельском хозяйстве и доме.
Тем не менее, в Библии представлено много сильных женских образов. Пророчица Двора была главным религиозным лидером своего времени, а такие фигуры, как Ханна, Рут и Эстер, играют ключевую роль в библейских сюжетах.
Раввинистическая литература содержит более чётко выраженные мнения о женщинах. В этих книгах сказано, что женщины жадные и ревнивые, однако более сострадательные и более разумные, чем мужчины. Древние мудрецы учили, что мужчина должен уважать свою жену больше, чем себя.
Согласно раввинистическому законодательству, на женщинах лежит меньше религиозных обязанностей, чем на мужчинах. Общепринятым правилом является то, что они освобождаются от повелительных заповедей, привязанных ко времени, таких как постоянная молитва в определенное время суток. По словам ученой Джудит Хауптман, это постановление также отражает женскую подчиненность. Если бы женщина была вынуждена выполнять заповеди, привязанные по времени, это «уменьшило бы доминирование ее мужа над ней, потому что ей пришлось бы временно прекратить служить ему, а вместо этого служить Б-гу».
Отношение к женщинам в Средние Века строилось не только на раввинистических моделях, но также и отражало общую обстановку в культурной среде отдельных еврейских общин. В источниках, которые обязаны своим происхождением мусульманским странам, мы часто находим более сдержанное отношение к женщинам. По словам Маймонида, «нет ничего более прекрасного для жены, чем сидеть в углу ее дома». Кроме того, Маймонид разрешил мужу бить жену, если она последовательно отказывается исполнять обязанности жены.
Пример противоречия между позициями в мусульманских и христианских странах можно увидеть в ответе критика Маймонида Авраама бен Давида из Поскьере [Вовер, муниципалитет во Франции], французского авторитета, который отметил, что он «никогда не слышал, что разрешено поднимать палку на женщину».
У средневековых мистиков в богословском учении о сфирот некоторые из этих десяти качеств Б-га являются женскими. Сфира, известная как Малхут, или Шехина, является основным женским проявлением Б-га, и в определенной степени существование такого аспекта проявления Всевышнего сделало женственность достойной похвалы. И всё же, женские качества Б-га считались вторичными, подчиненными, и пассивными, получающими силу от первичных качеств, то есть мужских.
Что же касается «реальных» женщин, то мистики, как правило, считали, что их основным предназначением является облегчение религиозной жизни мужчин. При том такое мнение было настолько существенным, что в увлекательном отрывке из книги "Зоар", самого важного средневекового мистического труда, рассказывается, что залы загробной жизни возглавляют женщины, которые родили великих мужчин или помогали им.
За последние 30 лет было написано множество тешувот, или респонсов (письменных ответов раввинов на специфические правовые вопросы) о задачах женщин в религиозном служении. В либеральных течениях иудаизма стало нормальным проведение женщиной общественной молитвы и вхождение женщин в раввинат (союз раввинов) и канторат (союз канторов - людей, ведущих общественные службы), хотя респонсы ортодоксальных раввинов как раз и посвящены таким вопросам, как женские молитвенные группы и чтение женщинами молитвы "Кадиш скорбящего. Многие из этих ортодоксальных респонсов обсуждают не только законность таких нововведений, но также и социальные последствия подобных изменений. Одна из отраженных в этих трудах проблем заключается в том, что такая новаторская традиция, даже если она допустима в соответствии с еврейским законодательством, может поставить общину на «скользкий склон», который приведет к нарушению закона в будущем.
Источник: myjewishlearning.com
Перевод Владислава Колодача